He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

Король Иллюзий



"Разве поединок с заядлым дуэлянтом может сравниться с борьбой  против самого гениального из иллюзионистов?"

Гастон Леру. "Призрак Оперы".



Канонический имидж иллюзиониста
сочетает в себе шарм, гламур
и легкий налет демонизма. Ах, Эрик, Эрик...

Вот и ещё одна ипостась Эрика, называвшего себя Призраком Оперы и бывшего Ангелом Музыки. Устами Перса автор обзывает Эрика то "королем иллюзионистов", то "мастером люков", сиречь ловушек.

Как очевидно читателю, автор не скупится на превосходные степени, когда описывает таланты своего таинственного героя. И если в музыке он сравним с Ангелом этого вида искусства, а если берется за зловещие дела, то Леру присваивает ему титул "Князя палачей", то как престидижитатор или попросту говоря маг и фокусник, Эрик - "Король", не меньше.

Ну как тут обойдешь тему создания иллюзий...

 

Посмотрим, кто послужил Гастону Леру прототипом этой ипостаси Призрака Оперы. Вопрос нехитрый, ответ на него дан в самом тексте романа.

В главе XXVII романа под трогательным заголовком "Удивительные признания мамаши Жири, раскрывающие секрет её личных отношений с Призраком Оперы", уважаемые директора и прочая администрация Оперы, совершенно замороченные проделками Призрака и его трюками с пресловутым конвертом и купюрами, которые превращаются в билетики "Sainte Farce" - этакий эквивалент  "мавродиевок" XIX-го века, только более безобидный - реагируют однозначно:

"Это посильнее, чем фокусы Робер-Удэна! - воскликнул Габриэль"

Действительно, зачем далеко ходить.

Жан-Эжен Робер-Удэн был знаменитым французским иллюзионистом XIX века, именем нарицательным для широкой и не очень публики. Был ли он иллюзион-прототипом Призрака Оперы - Эрика-фокусника? В любом случае, на его примере мы ясно представим, какие именно фокусы способен был вытворять Призрак Оперы.


Надо учесть, что в то время, когда Леру писал свой роман, фокусы, иллюзии и мошенничество, а также судебные дела, с ними связанные, были особенно популярны, в том числе в литературном отражении. Впрочем, разгула популярности искусство иллюзии достигало в течение всего XIX-го века, принявшись расцветать с конца XVIII-го.

Конец XVIII - начало XIX века - время появления сотен профессиональных фокусников. В ту пору стало модным приписывать проделываемые фокусы не столько "магии", сколько преподносить публике  наукообразные объяснения.

Исполнители представляли себя как "профессоров", "докторов", говорили перед зрителями языком "науки".

Тот самый Робер-Удэн объяснял свой сверхзнаменитый фокус с левитацией свойствами некоего "газообразного вещества - эфира - пронизывающего всю Вселенную".

 

 

*****

Термин "иллюзионизм" (от латинского illusio - заблуждение, обман) в наше время обозначает цирковой жанр, основным выразительным средством которого является фокус - демонстрация появлений, исчезновений, перемещений, изменений формы, объема, цвета и превращения различных предметов, животных, людей.

С технической точки зрения обычно различается два вида подобной "магии" - манипуляции (ловкость рук) и иллюзии (обман зрения, достигаемый путем использования различных приспособлений).

*****

 
 


Афиша выступлений Робер- Удэна в Англии.

Итак, Жан-Эжен Робер-Удэн (1805 - 1871).

Поистине легендарная фигура, в настоящее время его иногда титулуют "отцом современного фокуса", так как он усовершенствовал и разработал технику многочисленных трюков, а также реквизита для иллюзионистских представлений, в последствии перенятых всеми иллюзионистами и повсеместно распространившимися.

Интересно, что иллюзиями Робер-Удэн начал заниматься в среднем возрасте, вообще-то он был часовщиком. Однако в 1845 г. Робер-Удэн вложил все свои деньги в аренду парижской "Галереи Валуа" и принялся показывать там свои, причем совершенно феноменальные, фокусы, быстро приобретя известность по всей Европе.

Среди его фокусов были и левитация, и эскейпизм, и оптические иллюзии с зеркалами, и необычайно эффектные механические куклы, особенно поющие (!), он первым в мире стал использовать в своих иллюзиях явление электромагнетизма.

На старинной гравюре, изображающей Робер-Удэна, он стоит на фоне одного из своих знаменитых автоматов - "пишущего мужчины". Этот автоматический мужчина писал всё, что угодно, по заявкам публики. На другой гравюре изображен очень опасный трюк, во время которого в фокусника производится выстрел из настоящего боевого пистолета или ружья. Трюк очень зрелищный и эффектный, что и подтвердилось неожиданным образом (см. ниже)

В биографии Робер-Удэна имеется много интересного, вероятно, в профессии волшебника без этого не обойтись. Многое чародей описал в своей книге "Секреты престидижитации и магии", опубликованной во Франции в 1868 г

Один факт из его жизни производит особенное впечатление. Робер-Удэн на сегодняшний день является единственным в мире фокусником, реально повлиявшим на ход мировой истории и предотвратившим глобальный международный конфликт исключительно за счет своего магического умения.

 


Это интересно:

К середине XIX века Алжирская колония стояла на пороге восстания против оккупации  метрополией Франции.  В 1856 году, по специальному поручению правительства и лично императора Луи-Наполеона III, в Африку отправился Робер-Удэн - с целью "замирения воинственных племен"

Там он принял участие в межплеменном состязании магов, противопоставив местным колдунам свои новейшие трюки с поимкой летящей винтовочной пули и подниманием тяжелых сундуков. Это представление так впечатлило алжирцев, что целый ряд вождей немедленно увели свои племена, покинув ряды восставших, и восстание вскоре потихоньку сошло на нет.

Данный случай является единственной и крупнейшей дуэлью магов за всю историю человечества, имеющей реальное подтверждение и решившей судьбы сразу нескольких государств.
 

 
 


Таким образом, у Гастона Леру имелись все основания отправить Эрика-мага на Восток и приписать ему деятельное участие в государственных делах Персии и Турции. Это было вполне в духе времени.
 

 


"Женщина-маг в серале". (Картина Джакомо Монтегаза, Милан, XVIII в.)

Это интересно. Хотя основными фигурами иллюзионизма, как правило, являются мужчины-фокусники, но...  поглядите на репродукцию картины слева.

Да, были и такие. Женщины-иллюзионистки не попали в историю, поскольку всегда выступали только в гареме, а не на базаре.

А теперь представим себе на месте этой дамы Эрика при дворе шаха персидского... Ха-ха...

Различные иллюзии и автоматы Робер-Удэна:

Знаменитый поющий автомат Робер-Удэна.  Называется "Урок пения".

Ещё один поющий автомат. Попроще. Рисунок намекает, что поёт спрятанная в автомате певица.


Робер-Удэн.  В Европе фокусник весь как на ладони перед публикой. Ещё раз Ха...

Сам Робер-Удэн.  Извлекает зайчика из-за шиворота юноши.
Почему Эрик не проделал подобное с Раулем? Было бы забавно.

Фокус с вырастающим из зернышка, прямо на глазах у изумленной публики, апельсиновым деревцем.
Один из самых зрелищных фокусов.


Это очень интересно:

Робер-Удэн был изобретателем не только в области сценических фокусов. Он сделал много изобретений в сфере домашних бытовых приборов и приспособлений.

Изобретательный иллюзионист начинил свой дом в маленьком французском городке Блуа на Луаре, где он родился, множеством устройств для улучшения удобств домашнего быта. Его дом был настоящей "машиной для жилья", "домом будущего" - этаким аналогом того времени компьютеризованного дома Билла Гейтса нашего времени.

Например, там были:
- электрическая кормушка для лошадей, которая выдавала лошадям корм в точно назначенное время и точно отмеренными порциями;
- автоматика кухонной двери, которая была каким-то образом связана с "говорящими часами" в столовой, объявлявшими гостям о следующей смене блюд (автомат реагировал на движение двери);
- освещение, включавшееся в назначенное время или когда кто-то входил в помещение (видимо, с использованием чего-то вроде фотоэлементов и таймеров);
- множество электрических бытовых аппаратов  типа "перемешивалок для теста", "сушилок",  "круасанниц" и прочих (по воспоминаниям иллюзиониста Гарри Гудини, который посетил дом наследников Робер-Удэна 28 января 1902г.).

Самое интересное, что Робер-Удэн  не запатентовал и не опубликовал технологию своих изобретений,  так что некоторые из них были "заново" изобретены какое-то время спустя, кое-что даже лишь в 20-м веке.


Афиши Робер-Удэна:


Гравюра изображает повторение фокуса Робер-Удэна с левитирующей девочкой. Фокус повторяет шотландский иллюзионист Джон Генри Андерсон.
Фокус проводится с применением хлороформа и гипноза.


 

 


 
Слава его живет. Афиша вечера "имени Робер-Удэна". Как личность известная он даже участвует в различных кроссоверах.
Например, с Шерлоком Холмсом.
Что ж, Эрик тоже.



Красивые афиши. У Эрика могли быть такие же...


...если бы не одно обстоятельство - его лицо :(((

 



*****

Конечно, была и кроме него масса иллюзионистов, очень известных, менее популярных, мало заметных и просто любителей. Из их имен выделяется ещё одно. Не только потому, что его имя в современном мире известно, пожалуй, самому широкому кругу публики, но и потому, что он, возможно, поделился им с героем романа Леру.

Английский иллюзионист Джон Невил Маскелин (1839-1917) Ох уж эти самоиграющие пианины...

...и пляшущие скелеты, и девушки на стуле, которых нужно на коленях умолять...

 


 


Американский иллюзионист Великий Реймонд (1879-1948) Тоже считал, что он - Король Тайны.
 


Турок Зати Сангар.


Гарри Гудини.
Вот о нём я и хочу поговорить особо...

 

Самый известный иллюзионист XX-го века Гарри Гудини (1874 - 1926).

Гений так называемого эскейпизма - освобождение от любых пут. Он мог ускользнуть откуда угодно, его не могли, казалось, удержать никакие цепи, решетки, веревки, наручники и запертые на кучу замков сундуки.

Он мог открыть любые запоры и замки. "Он мог открыть всё, что хотел..."

А ведь это как раз та характеристика, которую дал себе Эрик, Призрак Оперы, разговаривая с Кристиной.

 
 


Гудини (Harry Houdini) взял свой псевдоним в честь Робер-Удэна (Rober-Houdin). Он родился в Будапеште, Венгрия.
Его настоящее имя было Эрик Вейсс (Ehrich Weiss).

В 1908 году Гудини, кропотливо собиравший сведения об известных и не очень иллюзионистах прошлого, опубликовал свою книгу "Робер-Удэн без маски". Книга "нашумела" благодаря тем "разоблачениям", которые в ней делал Гудини, и пользовалась большим успехом в Америке и Европе.

Журналист Гастон Леру начал писать роман "Призрак Оперы" в 1909 году. Он всегда добросовестно собирал материалы для своих книг, знакомясь с тем предметом, который описывал в них. Можно с большой долей вероятности предположить, что собираясь писать о "короле иллюзионистов" и "мастере ловушек", только что вышедшую книгу знаменитого иллюзиониста Гудини он не пропустил, а прочёл внимательно.

Возможно, Леру дал своему герою также и имя этого знаменитого иллюзиониста, чуть изменив его произношение на французский лад? Почему бы нет? По крайней мере, это предположение весьма правдоподобно.

 

 


 
 


Авторские комментарии:

Гастон Леру наделил Эрика, Призрака Оперы, мощным арсеналом трюков, фокусов и умений по части создания иллюзий. Он подчеркивал его склонность - да не просто склонность, а пламенную страсть - к игре в обманку с жизнью и к произведению эффектов на публику. Он "делал это с неподражаемым артистическим блеском" (по словам Перса).

Сам Эрик говорил о себе, что  у него "всегда была ребяческая слабость к красивым жестам, ко всему грандиозному". Основная черта натуры мага и иллюзиониста.

Эрик начинил Гранд Оперá сложнейшей механикой - одна камера пыток чего стоит: электрообогрев, аудио-сопровождение, фотоэлементы (включение системы автоматически), а подводный файтинг-сторожевой автомат серии "Сирена"!!! (Ну просто как из какой-нибудь тайм-панковской ролевой системы).

Это должен был быть именно автомат, хотя из-за фильма 1925 г. и слов Эрика о "тростниковой трубочке как у пиратов Тонкинского залива" укрепилось неверное мнение, что это сам Эрик постоянно нырял под воду и цапал заблудших, топя их. Тогда во время его отсутствия любопытствующие свободно бороздили бы подводное озеро во всех направлениях, или Эрику приходилось бы сидеть дома безвылазно - на стрёме. Конечно, умный Эрик должен был решать проблему радикально.

*****

Авторские рассуждения: Поразительно, как обладающий таким тактическим превосходством, да ещё превосходством в искусстве ближнего боя человек, к тому же ориентирующийся в бескрайних лабиринтах Оперы как никто другой (позиционное превосходство) и имеющий убежище, которое никто бы не смог найти, не то что в него проникнуть, так церемонился с окружающими, если он "не ведал понятий Добра и Зла" (по словам Перса). Ох уж этот Перс...

Рассуждение №2: Как же Эрику должно было быть обидно... глядеть на дрожащие коленки Рауля, которого Кристина за ручку проводит по колосникам над сценой, и знать, что он ничего не позволит себе с ним сделать. Хотя мог бы легко и "с неподражаемым артистическим блеском" та-акую мумбу-юмбу мальчишке устроить - чтоб от Северного Полюса не косил.

Рассуждение №3: Роман Гастона Леру "Призрак Оперы" может быть отнесен к жанру "атмосферный стим-панк", т.к. обладает всеми стилевыми признаками этого фэнтезийного жанра. Ещё раз  поразительно, что нет кино-экранизаций этого романа в соответствующем духе, хотя бы a la "стим-панк комикс". Хотя бы нечто в духе французского "Видока" (реж. Питофф).

*****

Это интересно: Знаменитый Жорж Мельес - режиссер первых фантастических фильмов "со спецэффектами" на заре кинематографии - некогда служил режиссером "Театра Иллюзий Робер-Удэна". (Впрочем, чего ж тут удивительного. Откуда ж и вдохновиться спецэффектами).

 

 

 

15 мая 2006 г.


Автор странички: Mary

Источники информации:
Кеннет Сильверман "ГУДИНИ. The career of Ehrich Weiss", 2004, ЭКСМО;
Статья Михаила Попова "Фокус, покус, два ствола", впервые опубликованная в журнале "Мир фантастики" №3, 2004 г.;
Интернет сайты, посвященные магии и иллюзиям;
Роман Г.Леру "Призрак Оперы".


На верх
страницы

 

Поиск личности. Эрик
Ранние заметки Леру к роману "Призрак Оперы".

Поиск внешности. Эрик
Из области медицины катастроф.

Эрик-Творец и Учитель
Возможные прототипы. Жюль Перро.

Призрачные цитаты
И это всё о нём...

Кристина Дааэ
Возможные прототипы.

Карлотта
Возможные прототипы.

"Призрачные" герои и ассоциации в сюжетах

Гений и злодейство. Эрик>>>
Преступные черты  Призрака Оперы.

Дороги Эрика
Путешествия Эрика по миру...

Время Эрика:
реалии технического прогресса
Что было у Эрика под рукой...