|
|
|
Роман Гастона Леру и его Продолжатели.
Творец Призрака:
Гастон Леру. Биография.
|
Гастон Леру
(Gaston Leroux). |
|
Гастон Леру,
бывший адвокат, затем журналист, пишущий острые репортажи на криминальные
темы, и, наконец, писатель, с 1903 по 1926 год, год своей смерти, написал 63
печатные работы, из них 24 детективных романа.
Некоторые из них по праву считаются
классикой детективного жанра, причем разработавшими разные типы детективов.
Герметичный, с преступлением в запертой комнате, как в "Тайне Желтой
комнаты", иронический - "Заколдованное кресло",
авантюрно-психологический - "Духи дамы в черном", но известность его
сейчас была бы далеко не так широка, если бы он не написал в 1910 году
роман, сочетающий классический детектив с элементами готического романа -
роман "Призрак Оперы", и не подарил нам своего Эрика - Ангела Музыки.
Хотя мы говорим о романе как о
детективе, использующем - в очередной раз - "бродячий
сказочный сюжет" о Красавице и Чудовище, но он, несомненно, вышел за эти
узкие рамки и неожиданно, возможно даже и для самого автора, оказалось, что
родилась новая легенда.
|
|
Ренуар "Завтрак гребцов". 1881. Кстати, ещё штришок из биографии - юный Гастон
любил греблю и рыбную ловлю, да и пловцом был отличным. Катал ли он на лодочке
таких вот барышень, история умалчивает, но соломенная шляпа-канотье у него точно
была.
|
|
Гастон Луи Альфред Леру
(Gaston Louis Alfred Leroux) родился
6 мая 1868 года.
Его биография изобилует живописными подробностями на радость биографам. На свет маленький Гастон появился в Париже,
на rue du Faubourg, 66 - Saint Martin, но произошло это "проездом", когда его родители ехали в Нормандию
(что позволило Леру впоследствии говорить иногда, что он родился в поезде), где Леру-отец
получил строительный подряд - он перестраивал старинный замок недалеко от
маленького городка Valery-en-Caux.
Таким образом,
неподдельная атмосфера древнего замка, окружавшая Гастона с детства,
способствовала развитию его живого воображения. Образцовым учеником Гастон получал награды в колледже, выслушивая похвалы, предрекавшие ему успешную карьеру адвоката, но в свободное время уже начинал пописывать вирши.
Получив свой первый бакалавриат в
Caen (во Франции
это был второй школьный экзамен, дававший право на поступление в университет),
он отправился в Париж изучать закон, но больше внимания уделял написанию коротких историй и стихов, некоторые из которых публиковались.
|
|
Всего три года отдав адвокатскому поприщу - причем за это время умер его отец
(1889г., возможно, в том же году умерла и его мать), оставив Гастону наследство в миллион франков, которые начинающий юрист промотал в заслуживающие уважение рекордные сроки, не отказывая себе в удовлетворении своих бонвиванских пристрастий, - Леру окончательно убедился, что он не создан для юриспруденции, закрыл эту страницу своей биографии и целиком отдался журналистике.
Судьба предоставила ему шанс - в 1893 году газета "Эко де Пари", уже печатавшая его стихи, заказала Леру серию репортажей о деле анархиста Огюста Вайана, взорвавшего бомбу в Палате Депутатов. Статьи начинающего репортера вызвали большой общественный резонанс и быстро поставили Леру в ряд наиболее известных криминальных репортеров во Франции. Прирожденный хваткий журналист, общительный, с острым умом, он собирает свои материалы, интервьюируя преступников, следователей, директоров тюрем и полицейских. Тиражи газет с судебными репортажами Леру расходились моментально, и не только читатели оценили его работу - Леру был награжден орденом Почетного Легиона. |
|
|
***
Между 1896 и 1901 гг. (точная дата осталась таинственно неизвестной) Леру
женится на некой Мари Лефранк (Marie Lefranc). Однако
с самого начала в этом браке возникли проблемы. Разъездная репортерская работа,
а также склонность Леру к тому, что казалось его жене - ортодоксальной католичке
- недопустимой экстравагантностью, а именно его постоянная подготовка к
реинкарнации, смерти и соображения о "параллельных вселенных" - создавали
напряжение между ними. Мари считала, что если он когда-нибудь опубликует эти
свои соображения, это опозорит семью.
Они расстались в 1902 году, вскоре после того, как Леру стал кавалером Ордена Почетного
Легиона.
***
В марте того же 1902 года, на пути в Италию по заданию газеты "Матэн", на одной
из остановок в Швейцарии Леру познакомился с девушкой по имени Дженни Кайе
(Jeanne Cayatte). В ней Гастон нашёл всё, что
ему было нужно - свободно мыслящую натуру, склонную к авантюрам, как и он сам, творческую и независимую. Они стали любовниками, но поскольку оба принадлежали к
католической церкви, и Леру не получал развода, не слишком афишировали
свою связь, хотя отныне путешествовали вместе. Во время их первого совместного
путешествия Леру написал и свою первую детективную книгу "Двойная жизнь
Теофраста Лонге" (1903 г.), основанную на реальной жизни разбойника Луи
Картуша. Процесс пошёл...
|
Гастон Леру берет интервью у солдата 29 мая 1904 г.
С 1894 года Леру работает в газете "Матэн" и много путешествует по заданию редакции по Европе, Азии и Африке, сопровождает президента Фора во время государственного визита в Россию "к царю", как это называлось, освещает в своих репортажах Русско-японскую войну 1904 года и блокаду Порт-Артура, революцию 1905 года и Кавказские проблемы, в частности, нефтепромыслы (очень современно, не правда ли?), и дает информацию о секретном саммите Российского царя и кайзера Вильгельма Второго,
вкравшись в доверие к придворному повару царя!
Фотография Гастона Леру и его жены Дженни сделанная в России.
В правом
верхнем углу - фото сына Мики. 1904 г. |
Фотография Гастона Леру и его жены Дженни также на зимних российских
просторах.
Леру на дровнях обновляет путь. 1904 г. |
Такое близкое знакомство с Россией оставило не только несколько романов, где действие происходит в России
(напр. "Рультабий и Царь"), но "русский след" всплыл и в "Призраке Оперы" - Перс встречает Эрика на Нижегородской ярмарке, помните?
Первенец Гастона и Дженни
- сын Андре-Гастон, которого в семье звали Мики (Miki) - родился в
Санкт-Петербурге. Они оставались в России до марта 1906 года, а затем
отправились в Италию, в Рим.
Репортерская удача не покидала Леру. Они
как раз посещали Помпеи, когда началось извержение Везувия. Он опять был в
центре событий.
В Фесе (Марокко) Леру затемняет своё лицо и бороду, облачается в арабское платье
и ведет репортажи из самого центра событий, став одним из первых репортеров,
описавших жизнь арабских племен. (Эти знания он хорошо использовал в
"Призраке Оперы", отправив Эрика в Персию).
|
В апреле 1907 года Леру, только что
вернувшийся из очередной изматывающей командировки в Марокко, был разбужен в 3
часа ночи звонком редактора "Матэн". Он дал указание Леру срочно отбыть в Тулон,
где взорвался самый большой французский линкор.
Леру взглянул на Дженни, на их детей (к
сыну уже прибавилась дочь Мадлен), на теплую постель, в которой он спал впервые
за много недель... В нескольких тщательно подобранных словах Леру ответил
редактору, повесил телефонную трубку, вернулся в постель... и заделался свободным
романистом.
Обложка комикса из серии "Детективная коллекция", изданной во Франции
в 1989. "Рультабий
и Призрак Оперы" ... |
|
Его первый авантюрный роман публикуется в 1903 году в родной газете "Матэн", из номера в номер, как это тогда было принято, а в 1907 году
(в этом году Леру окончательно оставляет журналистику) также сериалом с продолжением печатается роман
"Тайна Желтой комнаты". В этой книге Леру начинает действовать юный журналист Жозеф Жозефен по прозвищу Рультабий
-
его прозвище является производным от: "Roule ta
bille!"
(От французского: "Кати свой шарик!"),
- и юноша этот - просто эмоциональный фейерверк какой-то: общительный, обаятельный, "заводной", иногда юношески наивный, а иногда
по-подростковому нахальный. Леру задумал его как антитезу Конан-Дойловскому Шерлоку Холмсу.
(Ещё он объяснял Дженни, что пишет роман "по По", т.е. имея в виду повесть
Эдгара Аллана По "Убийство на улице Морг" - первый классический "герметический"
детектив. Леру восхищался По).
Во многих исследованиях встречается мнение, что Рультабий - "Альтер Эго" Леру, но верно это, как и всегда, лишь отчасти.
|
|
Для любителя детективов длинная серия романов о расследованиях Рультабия, конечно, интересна, так же как и явно более слабая серия романов о бывшем каторжнике Шери-Биби, защищающем несправедливо обиженных и угнетенных, сначала в порядке личной инициативы, затем в официальном полицейском статусе ( ассоциация с героем "Отверженных" Жаном Вальжаном невольно напрашивается), но следует признать, что это касается именно преданных детективщиков.
Особенно интересно для
тех, кто интересуется темой Призрака Оперы то, что в двух комиксах о
приключениях Рультабия, которые издавались во Франции, тот встречается с Призраком Оперы.
Узнать подробный сюжет
и посмотреть забавные рисунки из
этих
комиксов можно, зайдя на страничку
"Комиксы">>>
Если вам
интересно, то некоторую информацию, касающуюся других романов о Рультабие,
а также об
экранизации
романа "Рультабий и Царь", вы найдете на странице
Рультабий: от Ларсана до царя>>>
|
|
...и "Рультабий. Сокровище Призрака
Оперы". 1996. |
Так выглядела Гранд-Опера - ещё один "герой" романа Леру. Может быть -
главный. Зайдём? >>>
|
|
В начале 1909 года
Гастон Леру, обеспечивший себе постоянный доход изданием книг, уехал на
Французскую Ривьеру, снял домик в Mont-Boron, поселился в нём всей семьей (в
их доме всегда царило веселье и розыгрыши, всегда было много хорошей еды и
питья), и там приступил к написанию романа "Призрак Оперы". Роман
целиком был написан в течение этого года и печатался в газете "Голуа" как
сериальный, по главам по мере написания. В конце 1909 года Леру завершил
его и отдал в печать.
Роман вышел
из печати в феврале 1910 года в издательстве Пьера Лафита (Pierre Lafitte).
Этот первый тираж был маленьким и не вызвал интереса во Франции. Роман плохо
продавался. Бóльшую популярность принесли ему еженедельные газетные
публикации. |
|
В 1911 году роман был переведен на
английский язык Teixeira de
Mattos и
опубликован в Англии издательством Mills&Boon,
а также издательством Bobbs-Merril Company в Америке.
В этих странах он был принят хорошо, хотя тиражи и здесь были невелики.
Вскоре он оказался out of print, и тени детективных расследований Рультабия
и серий о приключениях Шери-Биби заслонили его.
Однако уже через 4
года по роману Леру "Призрак Оперы" в США, одной из компаний, входящих в
Universal's Production,
был
впервые снят фильм,
он носил название
"The Phantom of the Violin", и его премьера состоялась
9 марта
1915 года. Хотя авторские
права были нарушены (впрочем, агент Леру Paul Boris в суд не подавал), и 40-минутный
черно-белый немой фильм канул в Лету, начало было положено.
|
|
А так Гранд-Опера
выглядит с противоположной стороны - со служебного входа. Кристина Дааэ
входила здесь, и мадам Жири с Мэг, и все-все-все. Здесь на столе в
привратницкой лежала "охранительная" подкова - в качестве "противопризрачного
средства". А вдруг она там и до сих пор лежит? |
|
Киностудия в Ницце.
В 1919г. Гастон Леру вместе с известным
французским актёром Рене Наварром, сыгравшем первого кино/Фантомаса в фильме "ФАНТОМАС"
режиссёра Луи Фейада, а также снимавшегося в экранизации детективного сериала "Шери-Биби",
и с некоторыми другими лицами, основал кинокомпанию в Ницце, названную
CINÉROMANS. Дочь Леру Мадлен играла в некоторых
последующих фильмах, снятых на студии.
Однако из-за разногласий с настоящим владельцем студии в 1922г. Гастон
Леру потерял интерес к фильмопроизводству.
P.S.: В
1916г. Г.Леру написал для Наварра, своего соседа в Ницце, свой первый сценарий,
адаптацию своего романа L'Homme qui Revient de Loin. В
это время Наварр занялся собственным продюсированием.
В 1918г. Леру написал для компании Рене Наварра сценарий еженедельного сериала
The New Dawn.
Гастон Леру на фото, сделанном незадолго до смерти. |
|
В 1925 году та
же компания
Universal
осуществила экранизацию "Призрака Оперы" на законных основаниях. Фильм имел
успех, и с той поры роман экранизировали не один раз.
Впрочем, это уже
отдельная тема, о всех перипетиях, связанных с фильмом и его созданием, можно
подробно узнать на странице
"Призрак Оперы Лона Чейни">>>
Леру успел увидеть
эту экранизацию своего романа.
По другим
произведениям Леру также были сделаны экранизации - общим числом на сегодняшний
день экранизированы 27 различных произведений романиста. Гастон Леру не
отличался крепким здоровьем, он умер от уремии в возрасте всего лишь пятидесяти
девяти лет, 15 апреля 1927 года, заканчивая работу над своим 63-м произведением.
|
|
|
|
P.S.:
Для рассеянного современного
читателя романы Леру зачастую кажутся излишне многословными и преувеличенно
пафосными.
Что ж, признаюсь, и на мой взгляд есть такой момент. Признаюсь ещё - роман
"Призрак Оперы" я принималась читать пару раз, но не осиливала больше одной главы, откладывала. Для меня причиной того, что я чуть не прошла мимо темы, которая, как выяснилось, впоследствии увлекла меня не на шутку и на долгое время, была несколько архаичная и занудливая (на мой тогдашний взгляд) манера изложения писателя.
Дело в том, что на мой взгляд, роман
"Призрак Оперы" тоже меняет маски и делает это преискусно.
Потом я поняла.
Что ж, теперь пора поговорить
о романе
"Призрак Оперы>>>
|
|
23.03.2005. Добавление
информации 2 ноября 2011 г.
Автор:
Mary
Источники информации:
George Perry,
The Complete Phantom of the Opera;
Статья Питера Хейнинга (Peter Haining) "Gaston Leroux and his novel "The
Phantom of the Opera", 1985 г. (была напечатана как предисловие к
изданию романа Г.Леру "Призрак Оперы", 1986, London, UK);
Philip J. Riley "The Making The Phantom of the
Opera", Classic Silent series V.1;
Г.А.Анджапаридзе, Бесспорный классик, Издательство "Рипол Классик", 2004;
Michael Heatley The Phantom of the Opera 25th
Anniversary Edition, 2011.
|
|
|
|