|
Парижская Grand Opéra |
|
|
***
Популярная французская поговорка
гласит, что "тот, кто сидит больше чем полчаса в Cafe
de la Paix на западной стороне площади Оперы, непременно увидит
друга или знакомого - даже если он или она живут на другом краю света!"
Построить в Париже новое здание Оперы Наполеон
III решил в 1858 г. На конкурс поступил 171
проект, в том числе проект самого Виолле-ле-Дюка, знаменитого и
авторитетнейшего
архитектора/историка/археолога/реставратора/инженера/декоратора,
являвшегося, к тому же, протеже Императрицы Евгении.
Но победу
одержал молодой архитектор Шарль
Гарнье>>>, получивший
единодушное одобрение жюри.
Первый камень нового здания был заложен в 1861 г.
Строительство до завершения заняло 13
лет, оно длилось до 1875г. (с перерывом) и обошлось в 47 миллионов франков (частично
такой долгострой объясняется Франко-прусской войной и событиями связанными
с Парижской Коммуной).
Пале-Гарнье - это величественное сооружение, наряду с Эйфелевой башней
разделяет привилегию прибавить к своему названию имя архитектора - был
торжественно открыт 5 января 1875 г.
Парижская
опера - величайшее театральное здание в мире, хотя вмещает только немногим
более 2 156 зрителей. Для сравнения: Chatlet,
например, тоже в Париже, может вместить
3 500 зрителей, и La Scala
в Милане близко к тому же.
Площадь, занятая Оперой: 2 и
3/4 акра.
При строительстве театра пришлось использовать 8 паровых помп
для откачки вод подземной реки, и для решения проблемы соорудить двойную
каменную оболочку фундамента, в которой собираются воды подземного озера.
Нижняя часть здания - пещеры, они были укреплены опорами, некоторые
высотой 50 футов (примерно 16,5 м) и весили более 22 000 000 фунтов.
Однако по сию пору нижние уровни остаются наименее исследованными, и
попасть в них можно только по специальному разрешению директора Оперы.
***
|
|
|
***
Гарнье применил
самые разнообразные материалы и виды художественной отделки, сочетая в
интерьерах Оперы чугунное литье, бронзу, чеканную медь, гальванопластику
(наложение металлического покрытия путём электролиза), позолоту и мозаику.
Гарнье использовал
разные породы мрамора: мрамор персикового цвета со светло-розовыми
пятнами, белый и бледно-зеленый, зеленый шведский мрамор с оттенками
прозрачного нефрита и с темными серо-зелеными прожилками, красный
крапчатый мрамор из Лангедока, красный порфир из Финляндии, синий мрамор с
белыми прожилками из Динана...
Пышный скульптурный
декор фасада Оперы вводит смотрящего на театр в мир музыки и танца.
8
скульптурных групп или статуй подчеркивают ритм дверей главного фасада:
- статуи "Гармония" и "Поэзия" работы Гюмери; скульптурная группа
"Инструментальная музыка", состоящая из семи фигур; одна женщина играет на
виоле, другая - на продольной флейте; из двоих детей, участвующих в
группе, один олицетворяет лепет ручья, другой - шум ветра; "Идиллия";
"Кантата"; "Пение"; "Драма"; "Танец", одушевленный девятью фигурами; и
композиция "Музыкальная драма", в которой Месть с распростертыми крыльями
попирает ногами предателя, раненного гладиатором.
Самая замечательная и знаменитая скульптура - это "Танец" скульптора
Жана Батиста Карпо.
Портреты из камня или золоченой бронзы, бюсты и медальоны
композиторов, стилизованные маски античного театра, группы детей,
аллегории архитектуры и промышленности, живопись и скульптура украшают всё
здание вплоть до знаменитого Аполлона работы Э.Милле.
*** |
|
|
***
Размеры Оперы: длина
173 метра, ширина 125 метров, высота 82 метра;
Общая площадь: более
11 000 кв. м;
- В Опере в 1875 году
была 2 531 дверь, запиравшаяся и отпиравшаяся 7 593 ключами,
и пожарным требуется 2 часа, чтобы проверить их все.
- Большое фойе имеет
54 м. в длину, 13 м. в ширину, 18 м. в высоту.
- Количество
лестничных ступеней - 6 316, из них 1 000 мраморных.
- Сцена имеет 27 м. в
глубину, 48 м. в ширину.
- В
Опере не менее чем 17 уровней, настоящий лабиринт лестниц, коридоров,
лифтов, лесенок и пандусов.
В
здании 80 гримёрных комнат для ведущих артистов с приёмными и гардеробными,
а также 8 других огромных гримёрных, которые могут вместить от 20 до 200
членов хора и оркестра!
- Специально для
императора Наполеона III была спроектирована
специальная частная секция с салонами, гардеробными и комнатами для охраны,
одновременно способная вместить более сотни человек, 6 экипажей и самое
меньшее 50 лошадей!
- В другой гигантской
секции Гарнье спроектировал хранилища для всех возможных декораций и
предметов, необходимых для постановок - от шляпных коробок до морских
галеонов в натуральную величину! Во времена Гарнье здание освещали 9 000
газовых светильников, соединённых более чем 10 милями труб.
- В торцах Гранд
Фойе женские скульптурные бюсты представляют способы освещения в
развитии сквозь века: жир, масло, газ, электричество.
- В
театре было 1 500 человек служащих (и даже сейчас около 1000 служащих). Там
размещается Национальная Академия Музыки и Библиотека Национальной Академии
Музыки и 2 балетные школы.
- Состав балетной труппы (данные на сезон
2000/2001 гг.): 12 ведущих солистов, 12 первых танцовщиков, 40 солистов, 34
корифея, 51 артист кордебалета.
Не
удивительно, что это место стало публичным местом встреч в начале 3-й
Республики, и годы спустя служит для регулярных постановок гастролей
наиболее известных театров со всего мира.
Всё же не удивительно, что легенда об
Ангеле Музыки - даже если это только легенда, вымысел - обрела своё
воплощение в Парижской Гранд Опера.
Вряд ли другой театр в мире столь
располагает к мифотворчеству. Он сам похож на избыточную фантастическую
легенду.
Эклектичный, барочный, с неумеренным количеством позолоты в
отделке интерьеров. Современники язвили, как Клод Дебюсси, сказавший: "Гранд
Опера снаружи выглядит как вокзал, а внутри чувствуешь себя как в турецких
банях".
Обвинения в эклектизме сыпались на Гарнье со всех сторон. Даже
Императрица Евгения спросила архитектора, в каком стиле он построил Оперу.
Впрочем, Гарнье нашелся: "В стиле Наполеона III,
Мадам". Упоминание её мужа исключило дальнейшие дискуссии.
*** |
|
Гранд-Опера в разрезе.
Зрительный зал занимает лишь третью часть площади здания.
Самая значительная часть внутреннего пространства
занята механизмами установки декораций,
что расположены позади артистических уборных и балетных репетиционных залов.
Этот рисунок можно
увеличить,
кликнув на нём.
|
Главный вход.
В
нишах-медальонах видны скульптурные бюсты композиторов, ориентированные
вокруг Моцарта.. |
Вид Оперы с
боковой стороны. Подъезд в виде полукруглого павильона, ведущий
в секцию для приёма главы государства,
с въездными пандусами для карет. В настоящее время через павильон можно
пройти в музей. |
|
***
Уличный фонарь,
решенный в виде женской фигуры, держащей лампу. Все фонари вокруг Оперы были
спроектированы в ансамбле со зданием театра как единое городское
пространство.
В отделке Оперы принимали участие 71 скульптор, десятки художников и
мозаичистов, осуществляя синтез всех пластических искусств под эгидой
архитектуры. |
|
"Танец" (скульптор Жан Батист Карпо).
Это самая знаменитая скульптурная группа на фасаде Оперы.
Была установлена в 1869 г. и вызвала обвинение в "оскорблении
нравственности" своей "откровенной чувственностью". В настоящее время
оригинал хранится в Музее Орсе, на здании Оперы её заменила копия,
выполненная скульптором Полем Бельмондо. |
***
Барельеф на здании
театра. И здесь не без чувственности. |
Фонарь перед главным
входом в Гранд Опера в виде лиры. |
|
***
|
Крыша Оперы Гарнье.
Большой серо-зеленый купол, на котором установлена статуя Аполлона,
возвышается над просторной террасой с южной стороны. Он как бы венчает
короной зрительный зал.
"Аполлон" работы скульптора Э.Милле. вздымает лиру над аллегорическими
статуями "Гармонии" и "Поэзии" работы Гюмери. Эта центральная скульптурная группа
фланкирована двумя "Пегасами", которых держат под уздцы две мужские фигуры. |
Фонарь на здании
Оперы на углу улицы Скриба. Может быть, горит со времен Эрика ;) |
***
Большая
галерея Оперы.
Для обогащения декора были использованы многочисленные породы мрамора.
Так, ряд сдвоенных коринфских колонн, окружающих галерею, высечен из
розового мрамора, который гармонирует с розовым мрамором перил парадной
лестницы. |
|
Зрительный
зал. Симфония в красных и золотых тонах, зал может вместить только 2 156
зрителей.
Каждая ложа на ярусах состоит из 2-х отделений: одно для того, чтобы
любоваться спектаклем, другое, в глубине, чтобы дать зрителям возможность
поболтать, притворяясь, что они обсуждают спектакль. |
|
Аллегорические росписи,
цветные мраморы и граниты, мозаики с позолотой, торшеры в виде женских фигур
- декор интерьеров Оперы намного пышнее декора фасада.
Две статуи-кариатиды из двухцветного
мрамора встречают зрителей при входе в зал.
При организации внутреннего
пространства приоритет был отдан сцене с её огромным техническим
оборудованием и лестницам, фойе и вестибюлям, где проходили светские
церемонии, сопровождавшие спектакль.
В 1964 г. старый плафон на куполе зала
был скрыт новым плафоном работы Марка Шагала (по заказу Андре
Мальро), на котором символически
изображаются девять опер или балетов. Например такие, как "Волшебная флейта"
Моцарта и "Тристан и Изольда " Вагнера. |
***
Ещё серии фотографий,
демонстрирующие роскошь интерьеров и всего облика Гранд Опера с разных ракурсов.
Сначала я приглашаю Вас
посмотреть серию из 18
роскошных фотографий,
любезно предоставленных для сайта их автором -
Натали Лев.
Фотографии сопровождаются комментариями автора.
Увидеть их можно, зайдя на страничку
Прогулка по Опере>>>
***
Продолжаем знакомство с
Гранд Оперá. Следующая серия фотографий с дополнительными описаниями.
Все их можно увеличить, кликнув на фотографии.
Вид Гранд-Опера с площади Оперы.
Здание замыкает собой перспективу авеню Оперы. Верхний этаж здания Гарнье
создавал, вдохновляясь Колоннадой Лувра Клода Перро (1668), цоколь - зданием
Королевского хранилища мебели на площади Согласия Жака Анжа Габриеля (1768).
|
Центральный купол. Вид с площади Оперы. |
Гранд Лестница в Фойе.
Парадная лестница в два пролёта, выложенная из
33-х различных пород мрамора. Увенчанная четырьмя этажами ярусов, она выводит в
просторное фойе, украшенное росписями Бодри и мозаиками Сальвиати.
|
Знаменитая люстра. Потолок расписан Марком Шагалом в 1962 г., но смотрится органично. |
Ложа. |
Скульптура в фойе под лестницей.
|
Зеркало в фойе.
|
Сцена с большим занавесом. |
Зал. |
Центральный купол над люстрой.
|
Фронтон Оперы.
|
Фронтон Оперы в другом свете.
|
Подземное озеро.
|
Опера ночью. |
Макет Гранд Опера. |
И ещё раз люстра.
|
Маскарад. Гранд лестница. |
Ложи около сцены. |
Вид сцены из зала. |
Вид зала со сцены. |
Но и это
ещё не всё!
У Вас есть замечательная
возможность ознакомиться с "Записками
путешественника" - то есть отчётом
о путешествии по дорогам, которые когда-то, возможно, были пройдены Эриком, и
которые вслед за ним повторила Дарья
Киреева. Она сопроводила этот отчёт серией
подробнейших фотографий, сделанных ею самой.
Найти всё это роскошество можно посетив
странички
"Записки путешественника">>>
А теперь продолжим
знакомство с Парижской Оперой и перенесемся в ту Гранд Опера, в которой жил
Эрик, Призрак Оперы и Ангел Музыки. В здание Оперы 1882 года. Увидим то, что
видел он, проходя по подземным лабиринтам своей темной Империи. И к тому же узнаем
историю строительства театра.
Прошу в
Гранд Оперá 1882>>>
Автор:
Mary
Источники информации:
George Perry, The Complete
Phantom of the Opera; RUG, London, 1987.;
Статья Питера Хейнинга (Peter Haining) "Gaston Leroux and his novel "The
Phantom of the Opera", 1985 г. (была напечатана как предисловие к
изданию романа Г.Леру "Призрак Оперы", 1986, London, UK),
"Париж. Иллюстрированная энциклопедия". Larousse de Paris,
Paris 2004.
Особая
благодарность за свеженькие фотографии Гранд Опера Ольге Д. и
Che Burashke.
Special thanks to Sandra for
her gift-photos.
|