|
Поиск внешности. Эрик.
Из области медицины катастроф.
|
|
|
*** У Леру всегда была
большая библиотека. Найденные в медицинских книгах описания добавили
некоторые черты его рождающемуся персонажу.
- В 1909 году Леру ознакомился с копией недавней публикации в лондонской
газете, содержащей информацию о том, что пациенту доктора Фредерика Тревеса
(Treves) - Джозефу Меррику
(Joseph Carey Marrick), известному как
Человек-Слон (Elephant Man) - был, наконец,
поставлен диагноз редкого заболевания
neurofibromatosis (нейрофиброматоз).
Хотя отчет
сэра Тревеса не был опубликован до 1923 г., в одной из заметок в библиотеке
Леру описывалось, как Меррик заплакал, когда женщина пожала его руку и
улыбнулась ему. Там говорилось, что это произвело на него такое впечатление,
что его сердце не выдержало и он вскоре умер, поскольку это было "в
первый раз, когда женщина просто улыбнулась ему".
Ужасающая деформация Меррика была "слишком" для романа, Леру решил
сделать своего героя ловким и сильным, но эпизод с рукопожатием, однако, он
взял на заметку, как пример того эффекта, который оказывает проявление
сочувствия и доброты на того, кто был лишен этого в своей жизни.
|
|
Джозеф Меррик
(05.08.1862 - 11.04.1890)
Он же Человек-слон. В настоящее время считается, что он
страдал от чудовищных последствий деформации, вызванной заболеванием
нейрофиброматоз вкупе с синдромом Протеуса.
|
А таким, по мнению учёных,
Меррик мог бы быть без этой болезни.
(Реконструкция канала Discovery).
|
|
*** Ещё один
штрих добавил визит знакомого врача. В разговоре с Леру тот поведал писателю
об интересном заболевании.
- Болезнь, известная сейчас как "порфирия"
(congenital porphyria), генетическое заболевание, сопровождается
тяжелыми симптомами и имеет прогрессирующий характер, усугубляется под
воздействием солнечного света.
В одном медицинском
немецком журнале Леру нашёл статью об этом заболевании с фотографиями её
жертв, плюс описание симптомов:
- Крайне повышенная чувствительность к солнечному свету,
вызывающая поражения кожи;
- Тенденция к развивающейся деструкции хрящей и костей. С течением времени
такие части лица как нос, уши, веки и губы претерпевают разрушительные
изменения;
- Может нарушиться пигментация, кожа может приобретать желтовато бледный
мертвенный оттенок;
- Зубы могут приобретать розовый или красновато-коричневый оттенок;
- Изменения могут происходить в нервной системе, приводя к развитию
истероидных и маниакально-депрессивных состояний вплоть до состояния
навязчивого бреда...
Бедный Эрик. Всем
этим красочным букетом автор и наградил его, построив соответственно
описание его внешности. *** |
|
|
В свете современных
медицинских данных следует упомянуть, что иногда, видимо вследствие
каких-то нарушений внутриутробного развития, у человека наблюдается так называемая
аплазия лицевых тканей.
В том числе носовая аплазия, когда
человек рождается с рудиментарным носом или вовсе без оного, и даже
ротовая аплазия - отсутствует ротовое отверстие. Трудно сказать, что
хуже.
Впрочем, в наши дни это поддается корректировке. Но только ли в наши?
Обратимся к истории...
|
|
|
|
Не следует думать, что лицевая
пластическая хирургия - атрибут современной медицины.
На самом деле уже в Древнем Египте, Риме, Китае и Греции делали операции по
реконструкции носа, корректировали форму ушей и глаз!
Александрийский медик Павел из Эгины даже разработал операцию по удалению...
мужской груди ;)
Но бум в развитии пластической
хирургии пришелся на конец XVI века - в связи с
эпидемией сифилиса, привезённого из недавно открытого Нового Света -
Америки. Тогда-то и появилась
Chirurgia decoratoria, позволявшая восстанавливать провалившиеся
носы.
За 300 лет, ко
второй половине XIX века, эта отрасль медицины
развилась вполне неплохо. Возникает вопрос, почему же Эрик пренебрёг такой
возможностью подкорректировать свою внешность?
Как видно на рисунке,
результаты операций по восстановлению носа были более чем положительные.
Может, красавцем-мужчиной Эрик бы и не стал, но выглядел бы он куда лучше,
чем... чем выглядел :(
|
|
|
Тем более, что Эрик сам разбирался в
медицине и был человеком изобретательным, экспериментатором, постоянно
пребывающим в творческом поиске. Отчего же он не сосредоточился на предмете,
который, казалось, должен был бы занимать его в первую очередь и более
прочих?
А вот и фразы из романа:
"Согласно легенде, однако, у Призрака не было
носа, в то время как у этого человека нос был. Но Моншармен пишет в своих
воспоминаниях, что нос этот был прозрачен. Точные его слова: "его нос был
длинным, тонким и прозрачным", - и я добавлю, что он вполне мог быть
фальшивым. Моншармен мог принять за прозрачность отсвечивающий глянец.
Всякий знает, что наука умеет производить превосходные искусственные носы
для людей, лишенных носа от природы или в результате какой-нибудь
операции".
Тем не менее, Эрик даже таким
вариантом постоянно не пользовался, а, по словам Перса, выходя из дома за
покупками "он
цеплял нос из папье-маше и усы, с ним соединенные",
и это "делало его
почти выносимым для взглядов". Читая роман в
первый раз, я постоянно задавалась этим вопросом. Итак, получается, что Эрик
не хотел улучшать свою внешность!
Что же в этот момент вытворяло его Бессознательное? Вопрос сложный, он
требует углубленного разбирательства. Эрик, получается, сознательно выглядел
гротескно - нарочито картонный нос с усами! Это уже какое-то клоунство,
поза. Видимо подсознательно он хотел быть исключительно самоценной личностью
- чтоб его воспринимали таким, какой он есть. Возможно, именно
гордость и сильно развитое чувство собственного достоинства, а не физический
недостаток, мешали ему больше всего.
|
|
|
Автор: Mary
Автор благодарит
Helen и Эрика за приведенные ими на нашем форуме
Ссылки на информацию о Джозефе Меррике.
Источники информации:
Роман Гастона Леру "Призрак Оперы". 1910.
George Perry, The Complete
Phantom of the Opera; RUG, London, 1987.;
Philip J. Riley "The Making The Phantom of the
Opera", Classic Silent series V.1;
|