|
Кристина Дааэ.
Возможные
прототипы.
|
|
|
Что касается прототипа образа Кристины
Дааэ в романе Гастона Леру, то он, скорее всего, синтетический. Бытует
мнение, что к
реальной хористке из Оперы Даэ (если она существовала),
добавилось что-то от шведской певицы Кристины Нильсон, известной,
гастролировавшей по всему миру, певшей и в России, а может быть и от Дженни Линд - "шведского
соловья", ещё одной известной певицы шведского происхождения.
Называются и другие имена. Хотя мне кажется, что эта
традиция, сложившаяся в англоязычном фэндоме Призрака Оперы - считать
шведских певиц прототипами - базируется в основном на лежащем на поверхности
и потому первом пришедшем кому-то в голову сходстве имен и страны
происхождения. Больше ничего, напоминающего о сущности отношений
Кристины и Эрика, в этих уважаемых дамах не усматривается.
Фотографии Кристины Нильсон можно увидеть на этой
странице, по крайней мере они дают хорошее представление, как могла
выглядеть оперная певица середины XIX века и на
что походили сценические костюмы Маргариты в опере "Фауст", в которой пела
Кристина Дааэ.
Тут же и её краткая биография.
Мне же хочется изложить свои
соображения по поводу ещё одного возможного прототипа Кристины Дааэ, потому
что в нём можно найти немаловажную составляющую взаимоотношений Ангела
Музыки и Кристины - их взаимоотношений Наставника и его Ученицы, Вдохновения
и истинного отношения к Искусству.
О ней можно узнать на страничке
|
|
Кристина Нильсон.
Кристина (Христине)
Нильсон (1843 - 1921).
Знаменитая шведская
певица.
В 1864 г. дебютировала в
Париже в Theatre Lirique в роли Виолетты в опере Верди
"Травиата". Затем Нильсон пела в Гранд Опера (на улице Ле Пелетье), где вызвала
всеобщий восторг в партиях Маргариты ("Фауст") и Офелии ("Гамлет"). С большим
успехом выступала на сценах Лондона, Вены, Берлина, в Америке и в России.
В России Нильсон гастролировала в 1872 - 1885 гг.
Обладала необычайно высоким и сильным сопрано.
В романе Льва Толстого
"Анна Каренина" упоминается Кристина Нильсон - как реалия времени действия
романа, происходящего в 1872 году.
Цитаты:
"Знаменитая певица пела
второй раз, и весь большой свет был в театре".
Далее княгиня Бетси Тверская ужасается, что Вронский уезжает из театра
"От Нильсон? - с ужасом
спросила Бетси, которая ни за что бы не распознала Нильсон от всякой хористки."
Затем в описании светских бесед мы читаем следующее:
"Она необыкновенно
хороша как актриса; видно, что она изучила Каульбаха, - говорил дипломат в
кружке жены посланника, - вы заметили, как она упала...
- Ах, пожалуйста, не будем говорить про Нильсон! Про неё нельзя ничего сказать
нового, - сказала толстая дама (прим. автора: княгиня Мягкая)...
- мне нынче три человека сказали эту самую фразу про Каульбаха, точно
сговорились".
Этот единственный штрих -
ссылка на Каульбаха - позволяет судить о манере актерской игры Нильсон.
Читателям-современникам Толстого понятно было, что эта ссылка
подразумевает.
В. фон Каульбах -
прославленный исторический живописец, расцвет популярности которого приходится
на 60-70-е годы XIX века. В 1870-х годах он преподавал
в Мюнхене, бывшем тогда одним из крупнейших художественных центров Европы.
Каульбах создавал многофигурные эффектные композиции, отличающиеся большими
масштабами, преувеличенным драматизмом, пафосной академической
театрализованностью в изображении персонажей и особенной исторической точностью
и тщательностью передачи костюмов и обстановки.
Таким образом, можно сделать вывод, что оперные мизансцены строились аналогично
сценам с картин на исторические сюжеты, а певицы копировали жесты и позы этих
картин, изучая их как эталон исторического реализма.
Нильсон в роли Маргариты. |
Нильсон в роли
Маргариты. |
Нильсон в роли
Маргариты. |
Нильсон в роли Королевы
Ночи. |
Портрет Нильсон в стиле романтизма.
|
Прелестная
Кристина. |
Портрет Нильсон на коробке сигарет.
Реклама того времени.
Кристина Нильсон.
Фотография 1866 г. |
Кристина Нильсон. Наглядный
эталон красоты XIX века.
Данные
фотографии взяты с разрешения
ДжоАнны Ли Фэнтом с ее сайта.
These photos were taken with permission of
JoAnna Lee Phantom from her
site.
12 декабря 2005
г.
Подобрала:
Mary
|