He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   


 

 

 

 

 

 


 


 

 


 




 


 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание мюзикла "Призрак Оперы" Э.Л.Уэббера.
Так начиналась Легенда.

"Every saga has a beginning!" - Star Wars. "The Phantom menace".

"Every generation has a legend..."

Обложка записи мюзикла 1986
Обложка записи мюзикла 1986 г.


Как ни странно, но Эндрю Ллойд Уэббер - автор самого знаменитого и харизматического мюзикла, давшего новую жизнь истории Призрака Оперы и превратившегося в легенду, не был первым, взявшимся за эту тему.

В 1984 году композитор и режиссер Кен Хилл, чей мюзикл "Призрак Оперы" с успехом шел в Восточном Лондоне, пригласил 23-летнюю певицу и танцовщицу Сару Брайтман (на тот момент без пяти минут вторую миссис Ллойд Уэббер) сыграть роль Кристины.

Роль эта сулила ей больше, чем её успешная, только что сыгранная роль в опере для детей  "Соловей" (Nightingale) Чарльза Страуса, но она вынуждена была отказаться из-за других обязательств.

 

Уэббер в театре Her Majesty's. Идет монтаж декораций

Находясь под впечатлением от положительных рецензий на мюзикл Кена Хилла в "Дейли Телеграф", Ллойд Уэббер позвонил Камерону Макинтошу (он в этот момент лежал в ванне и позже в любую историю про создание этого мюзикла ее вворачивал, так что ванна стала прямо-таки участником событий), продюсеру многих успешных шоу как на английском Уэст-Энде, так и на Бродвее в Америке ( в частности уэбберовских "Кошек" - Cats и  "Песня и танец" - Song and Dance).

Постановка Хилла произвела на уэст-эндских шоуменов большое впечатление. Было решено перенести ее  на Уэст-Энд с изменениями.

Уэббер собирался  написать несколько музыкальных фрагментов вместе с Кеном Хиллом и добавить их к  музыкальным фрагментам из настоящих опер (на чем, собственно, и строился мюзикл Хилла). При этом вся концепция  произведения  менялась с "ночи убийства, загадки и песни" на что-то вроде "Роки Хоррор  Пикчер Шоу" (Rocky Horror Picture Show).

Кроме того, в новой версии  должны были присутствовать готические элементы из немого ч/б фильма "Призрак Оперы" 1925 г. (реж. Руперт Джулиан) с Лоном Чейни.

Ллойд Уэбберы дома, репетируют

Уэббер созвонился с Хиллом и договорился о работе над мюзиклом, а также о том, что в новой версии роль Кристины будет исполнять Сара Брайтман (Уэббер давно мечтал создать проект, который бы подчеркнул вокальные достоинства его будущей жены, и история  гениального  уродливого композитора, одержимого прекрасной юной певицей, которую он создает в искусстве, как Пигмалион Галатею, подходила как нельзя лучше).

Однако, когда  в следующий  раз  Хилл и Уэббер  встретились,  создатель первого мюзикла про Призрака увидел, что "Эндрю сидел и играл мелодию, которую он написал для моего Призрака" и которая, как  позже вспоминал Хилл, "теперь звучит в Уэбберовском Призраке....потом до него стало все труднее и труднее дозвониться, а через некоторое время Камерон сказал мне, что Уэббер будет писать свою собственную версию".

Так и окончилось сотрудничество двух английских "призрачных" композиторов. Позже в 1984 году Ллойд Уэббер и Макинтош прилетели в Японию на открытие постановки "Кошек" в Токио и там случайно встретились с Джимом Шерманом ( Jim Sharman), режиссером, поставившим рок-оперу "Иисус Христос Суперзвезда". Они попытались уговорить его взяться за  их новый проект, но Шерман был занят. Тем не менее, именно он посоветовал написать партитуру мюзикла, основанную на  сюжете романа, и тем самым не упустить "великолепный любовный сюжет". Так что Шерман стоит одним из первых в списке людей, которых следует благодарить за рождение Легенды. Постепенно этот список увеличится...

Примерно в то же время Макинтош и Уэббер пытались увлечь своей задумкой композитора и поэта Джима Стейнмана (Jim Steinman), писавшего песни для Мит Лоуфа и Бонни Тайлер (Meat Loaf  and  Bonnie Tyler), которые очень нравились как Эндрю Ллойд Уэбберу, так и Камерону, но, увы, вечный рокер и Принц Тьмы - Prince of Darkness (можно просто P.O.D.) был занят новым альбомом Тайлер, и идею нового мюзикла пришлось положить на полку.

К счастью, не надолго. Через девять месяцев  в небольшом букинистическом магазинчике в Нью-Йорке Уэббер натолкнулся на весьма потрепанную копию оригинального романа Леру, стоившую всего один доллар (1$). Еще  один замусоленный экземпляр Макинтош нашел среди груды книг, принадлежавших его тетке ( Прим. автора: Спасибо тёте...). 

История захватила  Ллойд Уэббера. Фактура сюжета, напоминающая известные мотивы других готических романов - "Франкенштейна" Мэри Шелли и "Дракулы" Брэма Стокера; роль самого "монстра Оперы", Духа Музыки, который  использует голос юной певицы, чтобы выразить себя, не будучи в состоянии самому петь на сцене; Свадебная Месса, которая может обернуться Реквиемом; Кристина, возвращающая кольцо; что-то от Паганини в личности самого Призрака - все это совершенно покорило композитора.

Во всем этом он видел знамение - мюзикл станет его собственной свадебной мессой, его и Сары. Кроме того, Уэбберу понравился легкий юмор Леру и самого Призрака, а также то, что у Эрика был отличный  винный погреб. 

Всю свою музыкальную карьеру Уэббер хотел найти что-то, что позволило бы ему написать настоящий романтический мюзикл, и вот нашел.  Макинтош был "за".  Время пришло. За дело, джентльмены!

Колм Уилкинсон в роли Призрака. К счастью, к премьере имидж Фантома претерпел сильные изменения.

Первый акт мюзикла был готов к лету 1985г. и был показан  избранной аудитории в Сидмонтоне (поместье Уэббера, в котором каждое лето композитор устраивает музыкальный фестиваль, главным образом для того, чтобы представить на суд небольшому числу присутствующих свои новые произведения).

Несмотря на ограниченные размеры сидмонтонской часовни, Уэббер и новая  участница проекта - дизайнер и художник по костюмам Мария Бьорнсон (Maria Bjornson), смогли организовать некое подобие театральной атмосферы, включая и падение люстры в конце акта. 

Роль Призрака исполнял рок-певец  Колм Уилкинсон (Colm Wilkinson), известный прежде всего своим исполнением роли Че в  первой записи "Эвиты". Позже, в том же 1985 году Уилкинсон прославится ролью Жана Вальжана в мюзикле Бублиля и Шонберга "Отверженные" (Les Miserables).

Тем не менее, он еще будет играть Призрака в канадской постановке мюзикла.  Как мы видим, Призрак пока носит черную металлизированную полную маску и плащ с воротником в стиле Дракулы.

Роль Кристины, писавшуюся специально для Брайтман, естественно, исполняла Сара Брайтман. Роль Рауля - некий Кливер Картер (Cliver Carter).
 

Картер тоже дождется своего звездного часа - он будет играть Рауля на Уэст-Энде (правда, совсем чуть-чуть) в 1994 г. с Этаном Фриманом в роли Призрака и Джилл Вашингтон в роли Кристины).

Если вы хотите узнать, что из себя представлял рабочий вариант первого акта мюзикла,
показанный в Сидмонтоне, то это можно сделать
Здесь>>>
.

Фрагменты Сидмонтонского фестиваля были включены в специальное DVD издание фильма "ПО" 2004, реж.Шумахера, и являются единственным и уникальным свидетельством того, как же это выглядело тогда. 

Cliver Carter & Sarah Brightman

Сара Брайтман и Кливер Картер поют AIAOY на первом POTO фестивале в Сидмонтоне. Слова пока Стилго, другие, звучат непривычно для нас.

Sara Brightman

Сидмонтон, первый фестиваль. Сара  поет Think of me, платьем напоминая Эмми в фильме.

Sarah Brightman & Steve Barton

Дуэт Сары  и Стива Бартона  в  PONR. Это уже второй  фестиваль, июль 1986. Майкла Кроуфорда ещё не показывают.

Все арии звучали тогда по-другому - стихи для ранней версии Призрака писал Ричард Стилго, уже работавший с Уэббером над "Звездным Экспрессом" и "Кошками". 

Однако лирике Стилго не хватало романтичности и выразительности, необходимой для подобного сюжета. Ему стали искать замену, но это оказалось не так-то просто сделать.

Еще до Стилго у Уэббера были проблемы с поиском автора стихов для нового проекта. Тим Райс работал  тогда над мюзиклом "Шахматы" (Chess) вместе с мужским коллективом "АВВА".

Алан Джей Лернер (Alan Jay Lerner), чье имя непременно ассоциировалось с такими "романтичными" мюзиклами, как "Моя прекрасная леди" и "Жижи", согласился на сотрудничество. Увы, болезнь не позволила ему поработать над мюзиклом (он умер от рака 14 июня 1986 года). Тогда-то Уэббер и обратился к Стилго, а теперь приходилось искать нового поэта.

В апреле 1986г. Уэббер понял, что зашел в тупик. Выход подсказал Макинтош. В 1985 году он присутствовал на конкурсе среди молодых композиторов и либреттистов. Одним из финалистов был 24-летний Чарльз Харт. Конкурс молодой человек не выиграл, но привлек внимание Уэст-Эндского продюсера.

Именно Харта и порекомендовал Макинтош Уэбберу. Был пущен пробный шар: Макинтош принес Харту кассету с мелодией из нового проекта Эндрю Ллойд Уэббера, к  которой надо было придумать название и написать текст. Так появилась ария Think of me. Названием остались довольны, Харта пригласили на  собеседование, попросив предварительно прочитать роман Леру. 

Встреча прошла весьма  напряженно: Харт  отвечал на вопросы, безуспешно пытаясь выпить свой кофе, не забрызгав театральных мэтров. Уэббер пытался приободрить молодого человека и предложил подлить еще немного свежего кофе. Напиток оказался действительно свежим, правда на самом деле это был чай, но сконфуженный и вежливый Харт выпил смесь без возражений.

В результате Харт получил работу и за три месяца написал лирику к мюзиклу.

Тексты всех арий были кардинально изменены, однако многие названия самих арий, придуманные Стилго, остались (Music of the Night, Point of No Return и др.) В конце концов, по словам самого Харта: "80% лирики было его, а 20% Стилго".


Sarah Brightman.
Клип со Стивом Харли.
Змеи, вуду и кресты.

Sarah  Brightman
Клип с Харли.
Клеопатра и Призраки.

Steve Harley.
Стив Харли.
В ход идет нож для масла.

Надо сказать, что Харта нашли как нельзя более вовремя.

В январе 1986г. уже был выпущен видео-клип к заглавной арии мюзикла с Сарой Брайтман и Стивом Харли (Steve Harley), солистом популярной группы Cockney Rebel, а на май был назначен выход клипа к All I ask of you, с участием той же Сары и кумира 80-х Клиффа Ричарда (Cliff Richard).

Первый клип, снятый Кеном Расселлом (Ken Russell), по своей концепции напоминал скорее  пресловутое Рокки Хоррор Шоу с соответствующей атрибутикой: змеи, кровь, череп с дредами на носу лодки, кладбище на озере под Оперой.

Посмотреть весь клип по ссылке можно  здесь>>> 

В хит-параде эта "экстраваганза" заняла седьмое место - мнение о грядущем мюзикле  начинало складываться, а второй акт был еще не готов...
К счастью, тут-то на сцене появился Харт, написавший удивительную лирику, полную тонкого юмора, гротеска,  нежности и страсти.

В июле 1986 года в Сидмонтоне была показана полная версия мюзикла. Партию Кристины опять исполняла Брайтман. А вот с Призраком было труднее - мюзикл окончательно удалился от "рóковой" концепции, и стало ясно, что Харли на эту роль не подходит.

О том, как сильно огорчился Харли, когда ему отказали от роли, можно судить по его интервью на бонусном спец. DVD издании. 

За Призрака пел певец и танцор Стив Бартон (Steve Barton), приглашенный на роль Рауля де Шаньи. На этом пробном Сидмонтонском прогоне Бартон также пел и его партию. Удивительно, ведь замену Харли уже нашли, да еще какую...

Но об этом чуть позднее.


Постоянным изменениям подвергался и музыкальный материал мюзикла.

Так, например, на первом Сидмонтонском прогоне присутствовала такая странная ария, как Man in the Iron Mask, но позже она не вошла ни в этот мюзикл, ни в другие произведения Уэббера.

Песня, позже вошедшая в  Уэбберовские "Аспекты Любви" под названием Love Changes Everything, не вошла в мюзикл, хотя сначала писалась для него.

Песня Married Man, которая, наоборот, писалась специально для "Аспектов Любви" и которую должен был петь женский персонаж, была отдана Призраку и сменила название на Music of the Night.

Одна из мелодий, также предназначенных для "Аспектов..." под названием It's a Miracle, дала толчок для написания одновременно двух знаменитейших арий из Призрака: Angel of Music и Whishing you were somehow here again.

Вот такой вот он, творческий процесс.


ALW & Charles Hart

ALW представляет Чарльза Харта на Шампейн пати на Сидмонтонском фестивале в июле 1986.

Sara Brightman & Steve Harley

Клип с Сарой Брайтман и Стивом Харли. На Призраке металлическая маска. Рауля тоже изображал Харли.

Sarah Brightman & Steve Barton

А это уже Сара и Стив  репетируют Маскарад. Сразу видна балетная выучка обоих.

Актера на роль Рауля было найти не так-то легко: он должен был пластично двигаться, хорошо петь и убедительно  играть аристократа. Хореограф мюзикла Джиллиан Линн вспомнила об американском актере, игравшем Манкустрепа в венской постановке "Кошек", которую она и ставила, и пригласила его на прослушивание. На время прослушивания Бартон остановился в квартире у Линн.

На самом прослушивании Бартон спел "I Am What I Am" из La Cage aux Folles на немецком.  Он еще не допел арию, как Принс повернулся к Джиллиан Линн и сказал: "Это то, что надо!" Так роль Рауля досталась Стиву Бартону, и этот талантливый артист создал прекрасный запоминающийся образ виконта Рауля де Шаньи.

Sarah Brightman and Cliff Richard.
Клип
All I Ask Of You. Брайтман и Ричард. Какой-то мексиканский сериал.

Sarah Brightman.
Клип
Wishing you were somehow here again.

 

Sarah Brightman.
Клип Wishing you were somehow here again.
Кристина на могиле отца.

 

Sarah Brightman.
Клип
Wishing you were somehow here again.
 

Отдельно, долго и с безграничным уважением можно говорить об одной из ключевых фигур в создании мюзикла - о режиссере Харолде Принсе.

Пожалуй,  самый "маститый" человек в мире музыкального театра был не первым, на кого пал выбор Уэббера. Предполагалось вначале, что режиссером нового мюзикла будет Тревор Нанн (Trevor Nunn). Однако, в конце концов Уэббер решил, что Хэл больше подходит.

Спустя  много лет композитор вспоминал: "Не думаю, что для такого шоу, как Призрак, сработал бы такой творческий подход, как у Тревора.  Все сцены выглядели бы совершенно по-другому: было бы гораздо больше мебели, и вообще это было бы совсем другое шоу. Нам был нужен настоящий шоумен, такой, как Хэл".

Кроме того для Уэббера и для будущего мюзикла было очень важным наличие у Принса опыта работы в качестве оперного режиссера, так как он прекрасно знал все стороны оперной жизни. Когда Уэббер впервые упомянул  свой новый проект Принсу, тот живо отреагировал: "Прекрасно! Романтический мюзикл. Давай сделаем это!"

Принса приглашали на первый Сидмонтонский фестиваль, но он отказался. Он не хотел, чтобы что-либо повлияло на его вúдение мюзикла до того, как он все хорошенько обдумает. 

В августе Принс ездил в Париж и, что называется, вдоль и поперек исследовал Оперу: от подвалов до самой крыши. Заметки, которые он делал во время своего путешествия, легли в основу его работы над мюзиклом; в основном на репетициях. Все были на своих местах... но чего-то не хватало...

Отсутствовал Призрак. 


Совершенно неожиданным объявлением стало то, что популярный английский актер-комик, известный по сериалу "У некоторых мам рождаются и такие" (Some Mothers Do 'Ave 'Em), Майкл Кроуфорд будет играть Призрака.

Его работы в мюзиклах включали: "Барнум" (Barnum), за которого он получил Olivier Award, "Билли" (Billy), где он играл с будущей королевой британской сцены Элейн Пейдж (Elaine Paige) и др.

В известном кино-мюзикле "Привет, Долли!" (Hello, Dolly!) он играл с Барброй Стрейзанд "молодого привлекательного идиота". Довольно необычный выбор на такую сложную как вокально, так и драматически роль, как Призрак.

(Подробнее о Майкле Кроуфорде - на нашем сайте в разделе Майкл Кроуфорд. Персоналия>>>., посвященной лично ему).


"Это был самый гениальный выбор в истории кастинга!" - сказал как-то английский критик и журналист Майкл Ковеней (Michael Coveney).

И спустя 19 лет после премьеры мюзикла трудно поспорить с этим утверждением. Кроуфорд, подобно Уэбберу или Принсу, стал одним из создателей мюзикла, именно он создал образ Призрака, задал планку, достичь которую так или иначе стремились все исполнители этой роли.

Кроуфорд сыграл того Призрака, которого мир еще не видел: романтичного влюбленного и опасного соперника, гениального певца и композитора - и мастера ловушек, ранимого человека, чья трагедия заключалась лишь в том, что от рождения он был уродлив.

Трудно представить историю этого мюзикла без Майкла Кроуфорда. Еще труднее представить, что тогда объявление о кастинге Кроуфорда вызвало бурное недоумение и недоверие: мало кто мог представить этого комического артиста в роли мрачного и загадочного Фантома, наводящего страх на всю Оперу....


Существует множество легенд о том, как Кроуфорд был приглашен на роль Призрака.

По самой распространенной версии Эндрю Ллойд Уэббер и Сара Брайтман как-то сидели на кухне в доме учителя по вокалу Яна Адама (Ian Adam) и ждали когда он освободится - у него в это время был другой ученик.

Кроуфорд посещал Адама с 1974, так как всегда делал все возможное, чтобы улучшить свои вокальные данные. Брайтман тоже занималась у Адама и в тот раз приехала вместе с мужем чуть раньше назначенного времени.

Так они оба и услышали, как кто-то наверху поет красивую итальянскую арию.

Как потом вспоминал Кроуфорд: "Когда я ушел, Эндрю поднялся к Яну и спросил, кто это сейчас пел. Когда Ян сказал, что это был я, Эндрю немедленно сказал: "Думаю, мы нашли нашего Призрака".


Майкл Кроуфорд в роли Призрака и Сара Брайтман в роли Кристины. Паблисити шот. Ну как, есть химия?

В апреле 1986 года  мюзикл "Барнум", в котором пятый год играл Кроуфорд, должен был сойти со сцены.

Уэббер и Брайтман пришли посмотреть на Кроуфорда на одном из последних представлений. После спектакля вся троица отправилась в ресторан не столько, чтобы поесть, сколько для того, чтобы Уэббер смог увидеть, как Майкл и Брайтман  смотрятся вместе, есть ли между ними притяжение, некая "химия".

Ужин прошел весьма успешно, так как все сидящие за столом были полны энтузиазма относительно проекта, и Кроуфорда попросили встретиться с Дэвидом Каддиком  (David Caddick) - музыкальным режиссером Уэббера в "Риал Юсфул Групп".

Вместе они долго обсуждали мюзикл в офисе в  театре "Палас" (Palace Theatre), где Уэббер сыграл Кроуфорду  увертюру из  мюзикла. 

По словам Майкла, у него волосы встали дыбом, и так было каждый вечер, пока он играл в мюзикле. "Представление для меня началось именно тогда. Мне никогда не переставало нравиться играть эту роль".  

Когда мюзикл уже обернулся истинным триумфом, а Кроуфорд превратился в мега-звезду музыкального театра, артист признался, что ни на минуту не забывает того, кому он обязан своей потрясающей игрой: "У меня есть ежевечерний ритуал, и он никогда  не меняется. Я сажусь на краешек стола в своей гримерной, а затем, когда звучит увертюра, я встаю и гляжу в зеркало и вижу Его. Это Его музыка, и тогда я готов. Готов идти на сцену и играть Его".

Вскоре Кроуфорд встретился с режиссером Принсом, и после недолгого обсуждения Майкл сам предложил ему спеть, чем немало обрадовал режиссера, который в тот момент не знал, как об этом попросить.

Реакция композитора, присутствовавшего при этом, была весьма радостной: он подпрыгивал на диване и кричал: "Браво, Майкл, браво! Ты спел даже  лучше, чем в прошлый раз, когда ты мне пел, и зная тебя, я уверен, что у тебя получится еще лучше".

Майкл учел пожелания и усердно разрабатывал свой голос каждый день по пять часов - Призрак вокально являлся и является одной из сложнейших мюзикловых партий и требует как хороших вокальных данных, так и  упорного труда.

19 мая 1986 года официально было объявлено о том, что Призрака в новом мюзикле Уэббера будет играть Майкл Кроуфорд.

Итак, все действующие лица на своих местах. Дело за малым - остались костюмы, декорации, грим Призрака, театральные эффекты... Надо было создать достойное оформление гению Оперы.


"Скажи, откуда ты приходишь, Красота?.." - Шарль Бодлер.

"Призрак Оперы" - грандиозная постановка, знаменита прежде всего своими роскошными костюмами, удивительными декорациями и уникальными сценическими эффектами.

Пожалуй, еще ни один мюзикл до него (да и после, строго говоря, тоже) не был настолько тонко и  изящно оформлен, ни в одном мюзикле не было эффектов, подобных падающей люстре или исчезновению в троне...

 Озеро, с сотнями поднимающихся свечей и скользящей по нему гондолой, огненные шары, вырывающиеся из посоха с головой черепа, пунджабское лассо, магическим образом зависающее в воздухе, белая полумаска Призрака, пир красок костюмов в сцене Маскарада - можно долго перечислять эти  известные детали, давно ставшие визитной карточкой мюзикла.

Для начало нужно отметить, что лондонская постановка "Призрака" стоила 2 миллиона фунтов стерлингов и 900 000 из них пошли на костюмы и декорации.

Едва ли хватит слов, чтобы выразить подобающее восхищение Марии Бьорнсон. Именно она является автором совершенно потрясающих костюмов и изысканных декораций, благодаря которым перед нами предстает  удивительный и таинственный мир Призрака или очаровательная и сочная жизнь  на подмостках сцены Оперы со всеми подробностями закулисной жизни.

Макет декорации гримерной Кристины. Слышите "Брави, брави, брависсими?"

Как и Принс, Бьорнсон совершила паломничество в Гранд Опера и сделала кучу снимков, которые помогли ей воссоздать Оперу в миниатюре на сцене "Театра Ее Величества".

Поначалу все декорации и общий вид сцены были представлены в виде маленьких моделей, которые Бьорнсон показала Принсу. Режиссер  остался доволен ее работой (надо отметить, что Харолд Принс вообще предпочитает именно подобную манеру в работе со сценографией).

На репетициях Принс использовал эти модели, чтобы актеры лучше представляли, что, где и как все будет происходить.

Дизайн логова Призрака - один из самых запоминающихся в мюзикле. Озеро, над которым расстилается туман, свечи, волшебным образом поднимающиеся из воды, голубоватое свечение (как в романе Леру) и плавно скользящая гондола - одни из многих уникальных находок Бьорнсон.

Само логово Призрака, с органом в правом углу и разбитым зеркалом в противоположном, где, как мы знаем, спрятана кукла Кристины, одетая в подвенечное платье, и высокие канделябры должны подчеркнуть атмосферу загадочности и чувственности.

Именно в такой обстановке Призрак поет знаменитую и нежную Music of the Night. При этом логово Призрака, по словам Бьорнсон, является своеобразным отражением гримерной Кристины, откуда Призрак уводит очарованную девушку через  зеркало (целое), находящееся в правом углу сцены - классический пример кольцевой композиции.

Макет декорации в сцене Think of me. Рауль сидит в ложе справа.

Кроме того, при всей своей красоте логово Призрака должно внушать еще и страх - ведь по сути это версия Ада, пускай и сильно улучшенная. 

По сравнению с убежищем Призрака лестница в сцене Маскарада в начале 2-го акта выглядит настоящим праздником жизни. Эта лестница, к слову сказать, является практически точной копией своего знаменитого прообраза  из Гранд Опера. 

Ее устанавливает целая куча рабочих во время антракта. Кроме того, в ней кроется один секрет - на первый взгляд кажется, что на ней чуть ли не полсотни человек, однако это преднамеренный и весьма ловкий обман: большая часть из фигур - куклы, одетые в маскарадные костюмы и закрепленные таким образом, что когда артисты проходили рядом с ними, они начинали слегка покачиваться, создавая иллюзию движения.

В добавок ко всему  настоящие люди поначалу делают нарочито механические движения, и трудно сказать, кто кукла, а кто живой человек. Ловко придумано.

(Правда, не забудьте, что на этот "праздник жизни" в конце является Красная Смерть! В лучших традициях Эдгара Аллана По).

Золотого Ангела окружают Вакханки и Сатиры. Всё насыщено чувственностью.

Другими знаменитыми атрибутами мюзикла являются  падающая люстра и "золотой ангел", висящий над сценой. 

Падение люстры в конце 1-го акта, а также  ее "возрождение" в начале спектакля под звуки увертюры достигается за счет канатов и проводов-невидимок и двух  электрических моторов. 

В целом же вся сценическая машинерия работает по старинке и сохранилась еще со времен бабушки Виктории.

Для создателей мюзикла это явилось очень важным фактом, так как им было приятно думать, что мюзикл держится на том, что относится и может работать только в театре.

"Золотой ангел" над сценой является символом подавленной чувственности Призрака, которая доминирует на протяжении всей истории, разворачивающейся на сцене.


 (Принс как-то раз видел телепередачу "Skin Horse" по ВВС о людях с физическими уродствами, напр. жертвах применения лекарства "Талидомид"- фармацевтический скандал времен 70-х, - которые, несмотря на свою изуродованность, обладали вполне нормальной здоровой сексуальностью, о чем и говорилось в передаче. Это и хотел воплотить в мюзикле Принс, зафиксировав в оргиастической группе "Ангела").


Кроме того, Ангел приобретает и иное символическое значение, так как в конце 1-го акта Призрак именно с Ангела наблюдает за влюбленной парой и разражается проклятьями в адрес Кристины, пока Ангел медленно поднимается вверх.

Эта сцена должна напомнить зрителю, что Призрак - Ангел Музыки и фактически "хозяин" Оперы. Нет ничего, что бы могло укрыться от него.

Идея "золотого ангела" принадлежит Принсу и Бьорнсон. (Идея "техники" особенно трогательно выглядит в отношении музыкальной шкатулки с обезьянкой.

Если приглядеться, то можно увидеть, что мартышка-то - с красным огоньком ремоут/контроллера под левой мышкой).

Сценические костюмы в гостиной на втором этаже театра Её Величества.

Новаторство Бьорнсон заключалось не только в  создании сценического оформления, но и в костюмах.  На какой бы костюм вы  ни посмотрели - каждый оригинален, каждый со скрытым смыслом, со своей душой.  

Так, например,  в сцене репетиции оперы "Ганнибал"  женские костюмы, выполненные как узнаваемо "исторические шумеро-ассирийские" , тем не менее стилизованы под моду конца  XIX-го века - блестящая находка, создающая эффект театральности. 

Из костюмов, не относящихся к репетициям, стоит выделить "повседневные" платья Карлотты - сшитые точно в соответствии с модой того времени, они образуют  прекрасный тонкий  колористический калейдоскоп  красок и их оттенков.  Ну, а что касается прочих "театральных" костюмов, то тут трудно отдать предпочтение чему-либо: платья в Il Muto и в Призраковском "Дон Жуане" - ожившие изображения с полотен эпохи  рококо и полотен Веласкеса. Особо удачным штрихом является наличие в сцене постановки "Дон Жуана" слуг, одетых в кроваво-красные робы - не то адские монахи, не то палачи.

Стоит отметить, конечно же,  костюм самого Призрака - его образ элегантен и загадочен, и должен оставаться таким на протяжении всего спектакля. Поэтому  для него была сшита рубашка  особого кроя: типа цельного "боди" с застежкой.

Кроме того, Бьорнсон ввела специальную обувь для Призрака - башмаки плотно охватывают лодыжку артиста, сковывая движения и делая походку Призрака "кошачьей".

Фирменным знаком  Призрака стал его плащ и шляпа, в сцене  на кладбище - широкополая с черными длинными перьями, т.н. а-ля Федóра,  - напоминающая картины символистов, изображавших Смерть. То, что в этот момент Призрак медленно спускается с огромного каменного креста, только придает всей сцене особый смысл.

Самым сложным призрачным костюмом является костюм Красной Смерти, выполненный в пышном барочном стиле (комбинация шелка и бархата, огромные перья на широкополой шляпе).

У Кристины в мюзикле самый запоминающийся и красивый костюм - костюм Аминты, навевающий воспоминания о картинах Гойи. Все же прочие ее  костюмы, как ни странно, особо воображения не поражают. 

Зато настоящий парад мод был устроен в сцене Маскарада, где вот уж точно костюмы были "говорящими". 

Женщина в костюме Обезьянки с Цимбалами - напоминание о музыкальной шкатулке Призрака, Карлотта в костюме феи с крылышками  летучей мыши - "Волшебная флейта" или просто "дитя ночи"... , несколько костюмов, напоминающих нам о Призраке Оперы, включая и куклу наверху лестницы, изображающую одного из гостей в черном костюме Смерти. И на балу появляется сама Красная Смерть! Все и не перечислить.


Эскизы костюмов Бьорнсон, макеты декораций и то, что происходит за сценой и как делается волшебство мюзикла,
 хранится отдельно. Посмотрим?>>>


"Monkey Girl"

Костюм "Обезьянки" из Маскарада.  Костюмы по эскизам Бьорнсон, отшивались под руководством Сью Вилмингтон.

"Joker"

Костюм "Джокера" из Маскарада. Все костюмы отшивались 35ю различными костюмерами по всей Британии.

"Dual sex costume"

"Бисексуальный костюм". Его шили супруги: опытный портной-муж - шил мужскую часть костюма, жена-швея - - женскую.

"Dummy"

Не дайте себя провести. Это кукла. Любезно взяла на себя часть работы артистов.



 

Так выглядит грим Призрака.

А вот так он делается.

Стоит посмотреть!

Зайдем?>>>
 

   

Едва ли можно вообразить, за что еще  надо благодарить Бьорнсон... но, представьте, есть...

Именно Бьорнсон отстаивала идею полумаски для Призрака, все прочие считали, что маска должна быть целиковой, такой, как на логотипе мюзикла.

За поддержкой Бьорнсон обратилась к Майклу Кроуфорду, и тот всецело одобрил её идею, правда, попросив поменять место расположения маски на лице с левой на правую. Так родился образ Призрака Оперы... но еще не совсем.

Нужен был грим, взглянув на который каждому зрителю без исключения стало бы ясно, почему Кристина так испугалась лица Призрака, но он должен был вызывать сочувствие, а не отвращение.

Дизайн грима был разработан Кристофером Такером (Christopher Tucker), создавшим грим в фильме "Человек-слон". 

Задача была трудная - грим не должен был закрывать уши или нос артиста, а также мешать его артикуляции.

После долгих мучений, наконец-то, портрет главного героя мюзикла был готов, и честно признаюсь, увидев его впервые на сцене, нельзя удержаться и не содрогнуться. Браво, Такер!

Ставил магические трюки и консультировал Майкла в искусстве создания иллюзий известный английский иллюзионист Пол Дэниелс (Paul Daniels).



Мюзикл - это танцы и пение. С пением в новом мюзикле Уэббера было все в полном порядке.

А вот танцев, в отличие от классических (на то время) мюзиклов, было куда как меньше.

Не считая двух балетов, в "Ганнибале" и в Il Muto, в мюзикле присутствует только один массовый танцевальный номер - в сцене Маскарада.

Хореографией занималась Джиллиан Линн, и при таком ограниченном количестве танцев ей удалось сотворить абсолютное чудо - танцы в Призраке затмевают собой любой танец в "Кошках". 

Для сцен из балетов Линн тренировала танцовщиц в соответствии с традициями  балетной школы XIX-го века, используя, также, полотна Эдгара Дега.

Кроме того, сам образ мадам Жири и репетиция балетных девочек рядом с гримерной Кристины по словам самой Линн - отражение впечатлений, оставшихся от лет ее собственного ученичества в балетной школе.

Ну, а как она решила сцену Маскарада, уже известно.


Стоит отметить, что поскольку Кристина в мюзикле сначала танцует в балете, роль несла огромную нагрузку для исполнительницы - надо было прекрасно и танцевать и петь.

Как говорила Сара Брайтман: "Мне приходилось приезжать в театр за три часа до начала спектакля для физической, вокальной и моральной подготовки".

Чтобы не дать артистке, играющей роль Кристины, надорваться, "ведущая Кристина" как правило играет 6 раз в неделю, а 2 других представления играет "запасная Кристина".

Так, такой "запасной" для Брайтман была Клэр Мур (Claire Moor). Часто во время представления исполнительницы этой роли прибегают к маленьким хитростям. Так, на дневном представлении мюзикла Рейчел Баррелл (современный Лондонский каст) практически не танцевала в сцене "Ганнибала". Сцену разыграли так, что девушка замечталась, а прибежала уже когда балет подходил  к концу - таким образом подтверждалось, что у девушки "голова все время парит в облаках".


 К тому же, как говорила Брайтман: "Я не могла сразу же показать всю силу голоса, мне приходилось контролировать его и развивать по мере развития сюжета, т.к. очень важно, что Кристина сначала всего лишь хористочка и танцует в балете.

Мне было тяжело поначалу, т.к. я по-разному задействую свои мускулы, когда танцую и когда пою. Мне нужно было разделить эти два способа".

Сам Уэббер подчеркивал физическую и вокальную нагрузку этой роли: "Партия Кристины предъявляет больше требований, чем все, когда-либо написанные мною партии. Исполнительница должна обладать не только большим диапазоном и выносливостью, но и умением танцевать на пуантах. Хотя Кристина в начале танцует в балете, важно подчеркнуть, что Призрак верит в ее голос, потому что это новый звук, чище, чем обычное сопрано".

К слову сказать, далеко не все исполнительницы этой роли справлялись со всеми требованиями, но Брайтман справлялась.

Пластичность была важна и для Призрака - таинственная фигура, крадущаяся в темноте и делающая изящные жесты. Все это до мельчайших деталей было срежиссировано  Принсом и поставлено Линн.

Кроуфорд оказался идеальным объектом - способный выполнять самые немыслимые трюки, он был необыкновенно грациозен и гибок. А кроме того, упорен. По словам Линн: "Мы устраивали разогрев для всех членов труппы каждый день все время, что длились репетиции, и Майкл не пропустил ни одного. Мы  работали очень тщательно над каждым движением".

Репетиции спектакля начались 18 августа 1986 года. Не считая всех главных сцен с Призраком (сцен с Кристиной и с Кристиной и с Раулем) Кроуфорд был практически изолирован от остальных членов труппы около пяти-шести недель.

Позже наоборот, Майкл присутствовал при репетиции почти каждой сцены, чтобы создать иллюзию незримого присутствия Призрака: ведь в спектакле на сцене Призрак, в общей сложности, находится около 35 минут, но его присутствие все время ощущается.

Харолд Принс, Сара Брайтман и Майкл Кроуфорд.
Репетиция сцены PONR.  Сзади под окном виден помост-декорация для сцены Graveyard.
Репетиции начались в "Awful House", как его называет Майкл,
и где он репетировал Billy и Flowers  много лет назад.

Сара Брайтман и Майкл Кроуфорд.
Репетиция сцены MOTN. Даже на этих,
 не слишком четких кадрах, видно, как изящны
и выразительны жесты рук Майкла Кроуфорда.
Руки Майкла - отдельная песня. Даже две.

 
Харолд Принс - гений режиссуры.
Посмотреть другие фото с репетиций
и прочесть их описание можно,
кликнув на Мэтре>>>.

 

На самом деле, репетиции трудно описать - сначала делали так, потом чуть-чуть изменили.  Все равно не опишешь - надо видеть.

Просто следует отметить спокойную и уверенную манеру Принса, креативность Кроуфорда, даже креативность их обоих. Они постоянно обменивались идеями, обсуждали все до мелочей; Принс говорил "нет" или "да", давая необходимую свободу Майклу в сотворении образа.


Во время таких репетиций родилась еще одна деталь - деталь, без которой мюзикл представить сейчас  невозможно. Как-то во время одной репетиции  в конце мюзикла, когда Кристина покидала  Призрака, фата упала с головы Сары Брайтман.

Майкл нагнулся, поднял фату и зарылся в нее лицом - как сказал сам артист, это было последним напоминанием Призраку о возлюбленной, он мог чувствовать ее аромат, и тогда Кроуфорд и закричал: "Christine, I love you!"

Принсу понравилась эта находка, и во всем мире по сей день все Призраки так и поступают.


Репетиция перед премьерой. Сара Брайтман и Майкл Кроуфорд.

Репетиция срывания маски. Сара подкрадывается, подкрадывается и... сцена повторяется  множество раз, оттачивается каждый нюанс.

Репетиция. Сара Брайтман и Майкл Кроуфорд.

Кристина возвращает маску. Как говорил Майкл, в этот миг Призраку кажется, что у неё начинает зарождаться чувство к нему...

Sarah Brightman & Steve Barton. Репетиция Маскарада.

Репетиция Маскарада. Лестницей для спускающейся Красной Смерти служили стол и подставленные к столу табуретки.

Что еще можно сказать...

Можно сказать, что Брайтман, которую часто обвиняют в недостатке актерской игры, на этих репетициях  старалась, как только могла, обсуждая образ Кристины, предлагая свои идеи, некоторые из которых так и остались в мюзикле и по сей день. И хотя я признаю, что возможно образ, созданный Брайтман несколько иногда однообразен, то просто надо помнить, что такую установку дал сам Принс, и именно эта установка нравилась Уэбберу.

А уж то, как Брайтман репетирует сцену снятия маски с Призрака может дать достойный ответ всем критикам Брайтман - правдоподобнее испуга и замешательства у редкой исполнительницы этой роли можно увидеть. Роль Кристины писалась специально для нее, и Сара, нравится это кому-то или нет,  во многом создала образ Кристины Дааэ. 

Вот, собственно, и все.

Стив Бартон репетировал с не меньшей отдачей и иногда, как и все смертные, путал слова и от души смеялся над этим.

А Розмари Эш, Карлотта, как-то раз театрально разлеглась на полу, подняв зонтик, как обычно держит лилию какая-нибудь томная дама на смертном одре, чтобы изобразить, что ее испугали угрозы Призрака. 

Милые мелочи - из которых сложилась легенда. И трудно подобрать такие слова, коими можно выразить всю свою благодарность, свой восторг и восхищение всем людям, создавшем Легенду. 


Умер Стив Бартон (21.07.2001). 

Навеки ушла Мария Бьорнсон (13.12.2002).

Но их жизнь продолжается - с каждым поднятием занавеса, с каждым аккордом увертюры. Не только их -  всех, кто сделал все возможное, чтобы мы, наконец-то, увидели эту историю в истинном свете - историю о музыке и красоте, красоте и силе искусства и человеческой души. И о любви - которая победила время.


Премьера мюзикла состоялась 9 октября 1986 года в четверг в театре Ее Величества в Лондоне.

"Театр Её Величества" 2005 г., Лондон

Her Majesty's Theatre в Лондоне. He's there, the Phantom of the Opera... Театр (здание) был основан на этом самом месте при королеве Анне, в 1705 г.

У входа в театр. И в кассы. Хочу туда...

"Нет ли лишнего билетика?" До сих пор все билеты распродаются. Ну летом-то понятно - туристы. Но ведь и зимой тоже: местные ходят и ходят!

Театр Её Величества, Хэймаркет вечером.

И вечером загораются огни рампы. Звучит Увертюра, и поднимается вверх люстра, и продолжается легенда...

Про сам театр, его подробную историю, его убранство и оформителя на страничке Театр Her Majesty's>>>.
Сюжет Легенды, с подробными изменениями, вносившимися на протяжение всей истории мюзикла,
и с фотографиями оригинального лондонского каста
можно увидеть на страничке Мюзикл на сцене. Сюжет Легенды>>>>.
О грандиозном триумфе, наградах - на страничке Призрак Оперы Торжествующий>>> ,
и об отзывах в прессе - Мюзикл. Пресса>>>.

26 декабря 2006 г. по Британскому телевидению был показан фильм, посвященный созданию мюзикла и снятый в честь его 20-тилетнего юбилея.
Подробный разбор этого фильма, снабженный кэпами, отлично дополняет и иллюстрирует статью.
Загляните на страничку
TV-Documentary:
Phantom of the Opera: Behind the Mask. BBC 2, 26 Dec. 2006>>>


Факты и цифры из жизни Легенды.

- Мюзикл  получил более 50 различных театральных наград, включая: 3 Olivier Awards,   2002 Olivier Audience Award за самое популярное шоу,  Evening Standard Award, 7 Tony Awards, включая номинацию за Лучший Мюзикл, 7 Drama Desk Awards и  3 Outer Critic Circle Awards.

- 9 января 2006 г. Призрак Оперы стал самым  "долгоиграющим мюзиклом" на Бродвее (второе место - мюзикл "Кошки").

- Призрак отпраздновал свое 20-летие в "Театре Ее Величества" в Лондоне 9 октября 2006 года.

- Призрак отпраздновал свое 25-летие в Роял Альберт Холле в Лондоне 1 и 2 октября 2011 года.

- Запись оригинального каста с Майклом Кроуфордом и Сарой Брайтман является первой записью мюзикла, занявшей в Англии  первое место в чартах. В Англии и США альбом стал золотым и платиновым, было продано более 40 миллионов копий.

- Мюзикл посмотрело более 80 миллионов человек по всему миру; состоялось более 65 000 представлений в 20 различных странах и 110 городах по всему миру. Мюзикл собрал 1,6 миллиардов фунтов стерлингов (примерно 3 миллиарда долларов).

- Знаменитая люстра, падающая в конце 1го акта, состоит из 6000  "струн", на каждой из которых по 35 хрустальных "бусин". Она 3 метра шириной, а весит 1 тонну. Первая люстра была сделана 5 мастерами за 4 недели. Первоначально люстра падала очень быстро, но падение пришлось замедлить, так как у многих случались сердечные приступы от страха.

- 2 230 метров ткани  используются для занавесей в мюзикле, 900 из них особым образом красятся. Общая длина кисточек с бахромой на этих занавесях - 226 метров. Они сделаны из 250 килограммов  крашеного дерева, сплетены из 5 000 деревянных бусин  из Индии. Каждая из них сделана вручную и расчесывается особой "Афро" расческой.

- В каждом представлении задействовано 230 костюмов, 14 костюмеров, 120 автоматически подаваемых сигналов, 22 смены сцен, 281 свеча, используется 250 килограммов сухого льда и 10 машин по производству тумана и дыма..  В турах задействованы  27 грузовиков, возящих костюмы и декорации с места на место.

- В каждом представлении задействовано 130 человек артистов, обслуживающего персонала и членов оркестра.

- Костюмы в Il Muto и Дон Жуане сшиты на основе новых тканей, скомбинированных со старыми, чтобы придать костюмам "старинный вид".

- Большинство членов каста вынуждены переодеваться по ходу мюзикла не менее 7 раз. Ткани для костюмов в сцене Маскарада были закуплены в  Уэст Лондоне в Сауфхолле (там было большое индийское сообщество). Было куплено такое количество всевозможных шнуров, что машину, на которой их возили, прозвали "шнуровозкой".

- В спектакле используется около 150 париков. С ними работают 5 человек, начиная с 10 часов утра. Парик Кристины сделан из настоящих волос и каждый раз должен закручиваться на бигуди. Это занимает один час. Затем парик в течение 5 часов укладывается с помощью особого фена, после расчесывается таким образом, чтобы придать волосам  "пре-рафаэлитский" внешний вид.

 

28 июня 2005 г. Последнее добавление материала:  2011г.


Автор: Anastasia и Mary

Источники информации:
Michael Coveney Cats on a Chandelier (The Andrew Lloyd Webber story). London, 1998
Michael Crawford Parcel Arrived Safely: Tied With String, London, 1991;
Michael Walsh Andrew Lloyd Webber - his life and works. London, 1989;

George Perry The complete Phantom of the Opera. London, 1987;
Подарочное бонусное издание
DVD фильма The Phantom of the Opera, 2004 (реж. Дж.Шумахер), Великобритания.


На верх
страницы



© 2002 - 2024 Fandrom.Ru | Все права защищены | Ресурс рекомендован для всех возрастных категорий