Мюзикл "Призрак
Оперы". 1986. Э.Л.Уэббер.
Сценография и костюмы.
"Декаданс Призрака Оперы".
"Кто создал все, тот сотворил и части
- и после выбрал лучшую из них"... - Микеланджело Буонарроти.
|
Сценография
Мария Бьорнсон создала не просто
оформление театральной постановки. Она создала целую реальность, прекрасную в
своей иллюзорности и в то же время - в неповторимой яркости и правдивости.
Два
мира сталкиваются на сцене - мир теней, обволакивающего света свечей, темных
пространств, витой ковки - мир Призрака Оперы, и другой мир - немного картонный,
яркий, пестрый, несколько пародийный и в то же время рациональный по сравнению
с царством Музыки Ночи. Маленькими шажочками, поэтапно, Бьорнсон оживляла
Легенду на сцене. Были свои препятствия и трудности, но ей удалось их
преодолеть.
А в конечном итоге получилось чистое сценографическое совершенство.
Мария Бьорнсон, талантливый дизайнер, работавшая
в Национальной Английской Опере и Королевской Шекспировской
труппе. Призрак стал ее первым коммерческим мюзиклом.
Камерон Макинтош: "Она гений!..."
Именно Камерон Макинтош, увидев декорации
и сценографию, созданную Марией для Шекспировской "Бури" (The
Tempest) с Дереком Джекоби (Derek Jacobi) в
роли Просперо, привлёк её к работе над проектом. Больше всего продюсера поразил корабль,
сделанный в основном из материи, исчезающий в конце первой сцены с могучим
свистом, проносясь в бреющем полете над сценой и носом вниз проваливающийся
под нее.
Многие из идей Марии были сразу же применены на фестивале в Сидмонтоне
летом 1985 г., где, как вы помните, удалось организовать падение люстры в конце
первого акта. Там же Мария применила и остальные свои идеи: люстра должна
падать через весь зрительный зал, а не просто по прямой, тяжелые занавеси
поднимаются и раздвигаются, когда лодка Призрака, проплывая под сводами
подземелий Оперы, направляется в его логово.
***Мария Бьорнсон за работой.
Эскизы Марии Бьорнсон - различные сцены из мюзикла . |
Одна из ранних концепций образов Призрака и Кристины. |
Эскиз знаменитой сцены на озере.
|
Эскиз лестницы из "Маскарада".
|
Эскиз Бьорнсон. Кровать из "Il
Muto". Балдахин. |
Эскиз Бьорнсон. Кровать из "Il
Muto". Фрагмент. |
Несколько своих набросков Бьорнсон
отправила Принсу на Майорку, где он в том момент отдыхал, и наброски ему
понравилась. Однако в это время начались неурядицы между Макинтошем и Принсом,
и чехарда претендентов-режиссеров, среди которых был Николас Хайтнер (Nicholas
Hytner) и уже ранее упоминавшийся Тревор Нанн. Бьорнсон несколько
раз встречалась с Нанном, но к тому моменту, когда Уэббер окончательно утвердил
Принса, у Бьорнсон, по ее же собственным словам, оставались: "...только
мои страхи и мой портфолио".
Как это ни кажется странным, встреч Принса и
Бьорнсон до того, как мюзикла пошел на Уэст-Энде, было всего несколько, но их
вполне хватило - между режиссером и художницей было полное взаимопонимание.
Принс, по словам Марии, был именно тем режиссером, который знал, как работать с
дизайнерами-оформителями. В самом начале их сотрудничества Принс сказал
Бьорнсон: "Я вижу драпировки, неслышно опускающиеся на пол, когда гаснет свет; я
слышу, как голоса говорят в темноте. И еще я вижу темные
роскошные декоративные уголки". (Прим.
автора: благодаря этим тяжелым и красивым занавесям, в первые месяцы, когда
мюзикл пошел на Уэст-Энде, его прозвали "Шоу со 100 и 1 способом сложить
занавес").
Бьорнсон прекрасно понимала, о чем он
говорит, так как сама представляла то же самое. Они много обсуждали оформление,
говорили о фильмах, снятых по данной теме, особенно о версии с Лоном Чейни, от
которой мюзикл унаследовал свою готическую атмосферу. Намек на роскошные
декоративные уголки подразумевал изящные салфеточки на спинках мягкой
мебели (кресел), шелка и шик, а также позолоченные кариатиды - все это Бьорнсон
искусно обеспечила. Уэббер до сих пор говорит о том, что дизайн Бьорнсон
"женственен", что только подчеркивает и усиливает полускрытую чувственность
сюжета. Без сомнения, Мария вкладывала всю душу в свою работу. Тема несчастной
любви была отлично знакома ей - она была одинока и прекрасно понимала, что мог
чувствовать несчастный Призрак.
То, благодаря чему мюзикл назвали "100 и 1 способ сложить занавес".
*Занавес
в японской постановке.
|
Занавес в кабинете директоров в первом акте. |
Занавес, который обычно используется в сцене
"Маскарада". Верхняя часть с кисточками также используется в сцене аукциона.
Этот занавес используется в турах также в сцене с гримеркой Кристины - для экономии материала, хотя в постоянных постановках в этой сцене занавес
другой. |
Главный занавес, который всегда виден зрителю. |
Занавес из Акта 1. |
Занавес с логотипом мюзикла - самый известный. |
Здесь стоит
вспомнить знаменитую фразу Бьорнсон, проливающую свет на причины создания этого
гениального мюзикла и на взаимоотношения Уэббера и Брайтман, говорящую о многом:
"Сара никогда полностью не отдавала всю себя Эндрю, и я уверена, что это также
вызвало желание написать этот мюзикл. Если бы они по-настоящему были
счастливы вместе, у нас никогда бы не было "Призрака".
|
Фотографии можно
УВЕЛИЧИТЬ, кликнув на них.
Макет декораций. Уэст-Энд,
театр Её Величества, 1986 |
Макет декораций.
Нью-Йорк, театр Маджестик, 1988
|
Макет декораций.
Элемент пилона. |
Макет декораций.
Сцена Пролога |
Макет декораций.
Сцена в Логове Призрака
|
Макет декораций.
Сцена на крыше |
Макет декораций.
Сцена Маскарада |
***
Макет декораций.
Возрождение Оперы. |
Макет декораций.
Повешенный
Буке. |
Макет. Логово
Призрака. |
На конструирование некоторых
макетов
у Марии уходило
по три часа. |
Игрушечная лодка-кровать Призрака.
|
Крошка-зеркало. |
Макет
лестницы в "Маскараде". |
Фигуры влюбленных и Смерти.
|
Куклы-маски на лестнице. |
Куклы-маски на лестнице. |
Но вернемся к дизайну... По словам ассистента Марии Бьорнсон -
Джонатана Аллена (Jonathan
Allen) - в мюзикле ни в коем случае не собирались делать точную
копию Оперы. Бьорнсон хотела воссоздать ее атмосферу, стилизуя многие детали
оформления, но не доводя до абсолютной конкретности. Театр Ее Величества
прекрасно подошел для этого, и Бьорнсон использовала элементы декора самого
театра, соединив их со своим собственным
(О
самом театре, его истории, его внутреннем убранстве, а также об еще одном участнике -
оформителе театра можно узнать
Здесь>>>).
Принс всячески поддерживал эти ее
идеи, однако когда кто-нибудь предлагал невыполнимые или рискованные
трюки,
режиссер немедленно отказывался от них - к большой пользе всего мюзикла.
Идеи
такого плана в основном поступали от Пола Дэниелса - иллюзиониста, поставившего
волшебные трюки для Призрака.
Так были забракованы идеи относительно живых
голубей в сцене на крыше (голуби летали бы куда попало и никогда туда, куда нужно); в
сцене Маскарада, когда Красная Смерть исчезает на глазах у изумленной публики,
поначалу планировалось сделать так, чтобы весь костюм Красной Смерти
таинственным образом воспарил вверх, но самого Призрака бы в нем не было (Принс
категорически настоял на том, чтобы Призрак проваливался вниз, в Преисподнюю, в
свое мрачное царство); подобный трюк хотели ввести, когда в самом конце мюзикла
Мэг отдергивает плащ Призрака, и мы видим, что на троне никого нет, а белая
полумаска Призрака таинственно висит в воздухе на уровне человеческого
лица (Принс сказал, что маска должна просто лежать на сидении трона).
Кроме того,
отказались от идеи механического манекена лошади, которая, как и в романе, ведомая
Призраком, должна была бы нести Кристину в подземелье Призрака.
*** |
*** |
Но трюков и без того хватило.
Например, всем известная сцена, когда Призрак уводит
Кристину через зеркало - тут используется целая пара двойников.
Когда Рауль
врывается в гримерку Кристины занавес опускается, и перед самой рампой проходит
Призрак, ведущий Кристину, а затем спускающийся вместе с ней в потайной люк на
сцене. В этот самой момент на мосту на заднем плане появляются они же и долго
петляют по мосту. Так вот, обе эти пары - двойники, а центральная ария идет под
фонограмму. Настоящие артисты в этот момент пробираются к лодке и усаживаются в
нее.
Точно также используется двойник в сцене на Маскараде, где Красная Смерть
проваливается под пол, а следом по лестнице сбегает уже другая Красная Смерть -
вторая Смерть - это, конечно же, дублёр.
Поет артист, играющий Призрака в этой сцене,
тоже под фонограмму, потому что огромный череп-маска Смерти сделан во всю голову
исполнителя, а нижняя челюсть маски приводится в движение
подбородком артиста - в такой не попоешь.
Так и
получилась знаменитая сценография Призрака Оперы.
Макеты изящны, но сами
декорации еще изящнее.
Многих деталей не успеваешь заметить на сцене, но их много и они все прекрасны.
Декорации .
Аукцион. |
Декорации. Мост в подземелье. |
* Декорации. Газета "Фигаро" на столе директоров - не
только в японской постановке, но и везде. Дата на газете соответствует. |
Декорации. Крыша Оперы. |
*** Знаменитая люстра. Рисунок. |
***
Люстру проверяют перед и после каждого представления. |
*** Транспортировка люстры в театр. |
***Приехали... |
***Люстру паркуют в гараж. |
Пол сцены в театре здорово отполирован, такое впечатление,
что это металл, но это не металл. Это дерево, ловко замаскированное под металл.
В мюзикле многое так - иллюзия, обманывающая вас, но на самом деле совсем не
то, чем кажется. Крышки люков в полу сцены металлические.
Рисунок можно УВЕЛИЧИТЬ, кликнув на нем.
Этот прекрасный рисунок, нарисованный
Rafe, под названием "Behind
the Scenes", раскрывает некоторые театральные особенности мюзикла.
Основой послужил театр "Маджестик".
|
Костюмы
Костюмы не меньше, чем сценография,
выделяют этот мюзикл. Подробно о них уже рассказывалось, поэтому здесь будут
приведены эскизы этих костюмов, выполненные Марией Бьорнсон.
Отмечу только, что
самым любимым костюмом у публики является платье Аминты; самым дорогим -
платье Карлотты из "Il Muto" - из-за обилия оборок,
кружев, вензелюшек и т.д. (все ведь шьется и вышивается вручную);
многие костюмы очень
тяжелые - платье Кристины из "Il Muto" (когда она уже
переоделась Графиней) весит более 7 кг.; вышивка на костюмах и даже некоторые
цветовые пятна дифференцируются в зависимости от страны постановки (в Мексике,
например,
преобладает сочетание зеленых и красных цветов в сцене репетиции "Ганнибала" и
т.д.),
а вышивка на знаменитом голубом платье Кристины меняется от узора
"павлин" до простых цветочков (ткань для этого платья, как правило, приходится
заказывать в Англии на одной определенной фабрике).
За костюмами ведется ежедневный тщательный уход.
Если вы думаете, что в
течение представления больше всего переодевают Кристину, то вы будете правы, но
не совсем.
Призраку, хотя у него гораздо меньше костюмов, приходится за одно
представление менять 4 рубашки из-за его грима, который за представление
потихоньку отваливается.
По этой же причине для Призрака наготове лежат до 20
шейных галстуков-"бабочек".
Призрак также может сменить две пары обуви и фрак
(последний - из-за того же грима). Ведь Призрак всегда должен быть
аккуратен и элегантен.
Все рисунки можно
УВЕЛИЧИТЬ, кликнув на них.
Эскизы костюмов для
Призрака:
Эскизы костюмов для Кристины Дааэ:
Костюм рабыни.
Репетиция оперы "Ганнибал" |
Костюм рабыни.
Репетиция оперы "Ганнибал"
|
Костюм Кристины:
POTO, MOTN |
*** Кристина в костюме графини
из Il
Muto на крыше и на поклонах
в конце 1-го Акта.
|
Кристина в костюме Графини из "Il Muto"
на поклонах в конце 1-го Акта. |
Костюм Звезды для Кристины
в Маскараде. |
Синее платье:
NOTES-2 + TEW |
Кристина в сцене
на Кладбище (WYWSHA) |
Костюм Аминты для Кристины
в опере "Дон Жуан Торжествующий" |
Свадебное платье для Кристины
в Финальной сцене |
Эскизы костюмов для
виконта Рауля де Шаньи:
|
Пальто, фрак, шелковый шарф |
Маскарадный костюм "Гусара" |
Эскизы костюмов для Карлотты
Джудичелли:
Рисунки можно увеличить,
кликнув на них.
Карлотта. Костюм Элиссы, королевы Карфагена.
Репетиция оперы "Ганнибал"
|
Костюм Карлотты
- Графини в "Il Muto"
|
Карлотта
в Notes - 2. |
Эскизы костюмов для
Аукциона и Репетиции оперы
"Ганнибал":
|
Человек-лев и надсмотрщик над рабынями. |
Надсмотрщик над рабынями. |
Рабыни из "Ганнибала". Заметьте, юбка на
первоначальном эскизе - простая балетная пачка. Окончательный вариант стал другим. (см. выше) |
|
Эскизы костюмов для
IL MUTO:
|
Балерины-пастушки в балете Il Muto |
Пастушок в балете Il Muto |
Эскизы костюмов для Маскарада:
"Звездочёт" (Пьянджи), "Арап", "Маркиз" |
"Обезьянка", "Солдатик", "Джокер" |
Эскизы костюмов для
Репетиции оперы "Дон Жуан":
Эскизы костюмов для оперы
"Дон Жуан":
***
Эскизы головных уборов, в
основном для Маскарада, тоже представляют собой Нечто:
*** |
*** |
*** |
*** |
*** |
*** |
*** |
*** |
*** |
*** |
Разглядывать сами костюмы - сплошное удовольствие.
Костюмы из мюзикла часто выставляют в "Театральном музее" в Лондоне - там же,
где демонстрируют видео ролик с Дейвом Виллетсом , вторым лондонским
Призраком, в котором показывают, как делается и накладывается грим для
Призрака. Небольшая выставка костюмов была устроена в фойе на втором этаже в
театре Ее Величества, специально для бонусного издания DVD
фильма 2004 г. (видео кэпы см. ниже).
Корсаж платья Аминты. Оцените вышивку. |
Корсаж платья Карлотты в "Il Muto". |
Платья Аминты, мадам Фирмин и Карлотты из "Notes
1". |
Халат Призрака, украшенный настоящей старинной
вышивкой. |
Старинная вышивка - главный элемент в костюмах
Бьорнсон. |
Настоящий манчжурский халат. |
А так выглядят некоторые маскарадные костюмы на живых
людях.
Маскарад. Китаец. Оригинальная лондонская
постановка.
|
Маскарад. Веселые маски. Оригинальная лондонская
постановка.
|
Маскарад. Стрекоза и Диана. Оригинальная лондонская
постановка.
|
Маскарад. Пьянджи. Оригинальная лондонская
постановка.
|
Маскарад. Мэг. Оригинальная лондонская
постановка.
|
Работа за сценой не менее важна, чем
работа артистов на сцене.
Привести в слаженное действие такой технически
непростой мюзикл, сами понимаете, сложно. И хотя канделябры и подъемная
решетка в логове Призрака (а также лодка, орган и еще масса всего)
действуют под контролем компьютера, зачастую работу искусственного интеллекта
приходится делать простым работникам сцены (в случае поломок).
К счастью
благодаря тому, что театральные эффекты в большей степени функционируют на
викторианской машинерии, к подобному выходу все-таки легче прибегнуть, нежели
если весь театр был бы напичкан электроникой.
Кучи забавных случаев,
происходящих по вине именно техники, не счесть - от первых превью мюзикла
(о них подробно на страничке Призрак Оперы
Торжествующий>>>)
до наших дней (например, как-то раз у уэст-эндского Призрака Джона Оуэн-Джонса
"сломался" трон, и он никуда не исчез в финале, поэтому когда пришла храбрая Мэг,
Оуэн-Джонс сидел под плащом и быстро шептал: "Нет, нет, уходи, не трогай".
К счастью, она его услышала).
Куклы из "Маскарада" болтаются на веревочках на
колосниках. Оригинальная лондонская постановка.
|
Организованный беспорядок в гримерных сопутствует
очередному блестящему представлению. Оригинальная лондонская постановка. |
Мюзикл уже идет - члены каста ожидают своего выхода на
сцену. Оригинальная лондонская постановка. |
Процесс ухода и "подготовки" париков к представлению.
Оригинальная лондонская постановка. |
Комната-хранилище париков. Хочу Кристинин. Оригинальная
лондонская постановка. |
Мощное оружие Призрака, стреляющее огненными шарами.
Оригинальная лондонская постановка. |
Это Энни Партридж (Anni
Partridge), пом. режиссера в техническом
уголке, где за одно представление она дает по своей аппаратуре 350
сигналов,
которые обеспечивают нормальный ход всего мюзикла. Оригинальная лондонская
постановка. |
Кристина (Кейти Найт-Адамс) работает на сцене, а на
мониторе за сценой команда рабочих руководит канделябрами, лодкой и решеткой в логове
Призрака. Лондонская постановка, сентябрь, 2004 г.
|
Автору данной статьи
пару раз доводилось видеть демонтаж декораций уже после представления.
Люстру,
если впереди еще вечерний спектакль, спускают на сцену и ее тщательно проверяют
- не отвалилось от нее чего и т.д.
Часто на сцену выкатывают лодку
Призрака и в случае неполадок чинят прямо на сцене. Кроме того, после
представления сцену чистят с помощью специальной машины, похожей на большую
газонокосилку.
Иногда опускают и мост, по которому Призрак ведет
Кристину, однако подобное случается не часто. В основном идет проверка
закулисных механизмов и самой сцены.
Специальные рабочие снова надевают серые
чехлы на "Золотого Ангела" и на золотые фигуры по бокам сцены. Очень интересное
зрелище :).
Маскарадные куклы из японской постановки. |
Маскарадные куклы из японской постановки. |
Одним из самых тяжелых мероприятий
является установка лестницы и кукол в маскарадных костюмах на ней перед началом
2-го Акта.
В куклах есть специальный штырь, который втыкается в отверстия в
лестнице.
Чтобы сделать переход к сцене в кабинете директоров, внутренние
занавеси опускаются и приглушается свет, чтобы Мадам Жири смогла рассказать
Раулю тайну Призрака Оперы, но несмотря на ее увлекательную историю, вы все
равно слышите, как за занавесом с грохотом двигают и демонтируют эту громадную
лестницу в рекордные сроки.
Куклы присутствуют, однако, и не только в Маскараде.
Знаменитая кукла Кристины, одетая в подвенечное платье и стоящая в
разбитом зеркале, на самом деле - живая артистка, но с кукольной маской на лице,
которая, когда Кристина подходит к зеркалу, резко наклоняется вперед.
А вот в
финале, когда раздетая кукла лежит на троне Призрака - это уже
настоящая кукла :;), также, естественно, как и "повешенные" Буке и Пьянджи.
***Монтаж лестницы. "Вира, майна..."
|
***
|
***
|
***
|
Монтаж лестницы. "Тянем-потянем..."
|
Лестница должна быть не скользкой и устойчивой.
|
Установка артистов. |
Да, да, это кукла. Ждет своего часа. |
После премьеры в Лондоне Майкл Кроуфорд попросил
позвать Марию Бьорнсон в его гримерную. "О Господи", - думала Мария, - "что же я
сделала на этот раз?" И все, что он ей сказал, было: "Ты и я, девочка, мы
сделали это!"
И он оказался абсолютно прав. Когда вспоминают мюзикл Уэббера "Призрак Оперы",
то прежде всего вспоминают логотип и белую полумаску, падающую люстру и сцену
Маскарада, и озеро с гондолой, и пышные занавеси... Сценография и костюмы Бьорнсон получили самые лестные отзывы и удостоились всех самых престижных
наград (об этом также см. "Призрак Оперы Торжествующий").
26 января
2006 г. Последнее добавление материала: 27
января 2007 г.
Автор: Anastasia
Источники информации:
Michael Coveney Cats on a
Chandelier (The Andrew Lloyd Webber story).
London, 1998;
George Perry The complete Phantom of the Opera. London, 1987;
Andrew Lloyd Webber's The Phantom of the Opera companion (contains
original screenplay). Pavillion Books. 2004
Подарочное бонусное издание DVD фильма The
Phantom of the Opera (реж. Шумахер), Англия;
Phantom of the Opera: Behind The Mask. TV Documentary. BBC 2, 26 Dec. 2006.
Часть эскизов костюмов Бьорнсон, фотографий декораций и
макетов были предоставлены
Pianist391 с
его разрешения.
Some of the sketches of Bjornson's costumes, photos of the
sets and models were given by
Pianist391
with his permission.
Фото, помеченные (*) - фото занавеса и стола в кабинете
директоров из японской постановки - были предоставлены
Justin - D и используются с его разрешения.
Photo, marked (*) - photos of curtain and manager's table
from Japanese production - were given by Justin-D
and are used here with his permission.
Thank you Justin-D!
Рисунок "За сценой"
Rafe используется с
разрешения
Rafe.
The art "Behind the Scenes" by Rafe is used
here with the permission of
Rafe. Thank you very
much Rafe for that beautiful drawing and for your
cool site!
Фотографии, помеченные (***) - кэпы из фильма Phantom of the Opera: Behind The
Mask. TV Documentary. BBC 2, 26 Dec. 2006.
Просьба не копировать эскизы, фотографии и видео кэпы без разрешения авторов
данного сайта и без ссылки на данный сайт.
Please, do not copy the sketches, photos and video caps
without permission of the authors of this site and without giving a link
to this site.
На верх страницы
|