Призрак Оперы на экране. Экранизации романа Леру.
"Призрак
Оперы"
(aka Andrew Lloyd Webber's The Phantom of the Opera), 2004г.
реж. Джоэл Шумахер. |
Тривиа
и КиноЛяпы.
Тривиа:
реминисценции, ассоциации
и намёки.
Фильм полон
разнообразных реминисценций, намёков и ассоциаций, он даже начинается с
реминисценции - практически с титров. Из тьмы проявляется старая гравюра,
изображающая Оперный театр. Затем камера приближается к гравюре, гравюра
"оживает" (в результате применения цифровых технологий), и
действие переходит в реал.
Это приём -
"оживающая гравюра" - является самоцитатой, отсылающей к самому
первому промоут/клипу мюзикла
"The Phantom of the Opera" Э.Л.Уэббера.
Он был
снят в 1986г. режиссёром Кеном Расселом, в нём спели и сыграли Сара Брайтман и Стив Харли.
Он начинался точно так же: старая театральная афиша с дуплексным офортным
изображением Оперного театра, возвещающая большое GALA
в Grande Opera! Камера приближается, изображение
театра на ней приобретает глубину и "оживает". Действие клипа переходит в
цветной реал,
и мы видим Кристину Дааэ (Сара Брайтман), вбегающую в театр.
Намёк на намёк: Эффектный приём "въезжания"
камеры с последующим переходом в цветную картинку вдохновил режиссёра База
Лурмана, и в своём талантливом
киномюзикле "Мулен Руж!" (2001) он, обыграв по-своему этот
приём, выразил таким образом свой респект знаменитому мюзиклу.
Александра Бирн,
разрабатывая костюмы Кристины и Призрака, вдохновлялась конкретными
портретами исторических лиц.
|
Платье Кристины, в котором она исполняет
арию "Think
of Me" из "Ганнибала", точно копирует бальное платье и прическу с
репрезентативного портрета:
Франц Ксавье Винтерхальтер (Franz Xaver
Winterhalter).
"Елизавета I - императрица Австрийская, королева
Венгрии и Богемии". (1865г.)
Фирме "Сваровски" нужно было куда руку приложить.
Кристина, одетая как принцесса Сиси (прозвище
в семейном кругу императрицы Елизаветы I,
родившейся как "маленький рождественский ангел" в семье герцогов
Баварских в рождественский вечер 1837г. и носившей это прозвище до конца
своих дней),
вся сверкает их бижутерией, начиная с сетки со стразовыми звёздочками на
волосах и длинных серёг, и кончая платьем.
В фильме камера
объезжает Кристину вокруг, назойливо рекламируя товар.
|
***
Костюм Призрака в сцене Маскарада - Красная Смерть - на первый
взгляд кажется скопированным с портрета Наполеона Бонапарта, принадлежащего
кисти Жана-Огюста-Доминика Энгра.
Однако он является
комбинацией двух портретов. Покрой однобортного мундира
и характер золотого шитья взят с одного портрета,
а насыщенный красный цвет "кардинал" - с другого, там мундир с пластроном,
двубортный.
Антуан-Жан Гро (Antoine-Jean Gros).
"Наполеон на Аркольском мосту".
(1797г.) |
Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique
Ingres).
"Наполеон Бонапарт - Первый консул
Франции". (1804г.) |
Также в отдельных сценах
фильма явно читается ассоциация
с некоторыми произведениями из области
изобразительного искусства.
Флэш/бэк сцена с маленькой
7-летней Кристиной Дааэ (Jessica Cannon)
- чёткая визуальная отсылка к известной картине Жоржа де Латура
=>
Сцены в картинах этого
французского художника практически всегда даются в контрастном
освещении, единственным источником которого является горящая свеча.
Огонь свечи в темноте символизирует на его картинах Свет, который всегда
может обрести во Тьме Душа, если она стремится к нему. Кроме того, напряжённый свет
рождает ощущение скрытого, загадочного, таящегося в реальной жизни где-то рядом.
В евангельском сюжете картины "Св. Иосиф-плотник" мастер
воплотил
благоговейное отношение ребёнка к труду своего отца.
В контексте фильма эта
реминисценция помогает понять, какое огромное значение имеет для
Кристины личность её отца.
И именно горящая в темноте свеча стала первым кадром фильма и
символическим знаком Призрака. Впервые Кристина ощущает его присутствие
и слышит его голос в момент этой флэш/бэк сцены. |
Жорж де Латур (Georges
de la Tour).
"Св. Иосиф-плотник". Ок. 1640г. |
***
|
В маленькой часовне, где
Кристина молится об отце и где висит его портрет, настенная роспись,
изображающая ангелов, и цветной витраж в окне имитируют работы прерафаэлитов. Частично (и более
всего) творчество Данте Габриэля Россетти
(Rossetti,
Dante Gabriel), частично
Эдварда Берн-Джонса
(Burne-Jones, Edvard Coley).
Во Франции, в Парижском театре
того времени, кисть английских прерафаэлитов точно стен коснуться не могла,
и в живописи Франции того времени царил совсем иной стиль.
Эта деталь - реверанс композитору сэру Эндрю Ллойд Уэбберу, который
известен своим собранием картин именно прерафаэлитов. |
***
Интерьер логова
Призрака насыщен разнообразной атрибутикой. Вещи, которыми окружает
себя человек, способны многое сказать о нём.
Помимо функциональных вещей мы видим у Призрака
в доме:
- игрушечный макет
Operá Populer - возможно, это чтобы сделать приятное
Уэбберу.
В 11 лет юный Эндрю
построил свой собственный игрушечный театр и поставил в нём 8
детско-юношеских мюзиклов.
С
той поры процесс и пошёл ...
А также
- навершия для древка воинских знамён и штандартов;
- деревянных всадников на лошадках;
- скульптурные бюсты в античном духе -
причём с бюстами всё особенно интересно.
Особенно интересна мотивация в выборе именно этих скульптурных портретов
для оформления жилища Призрака.
...один из них, - тот, на лицо которому Призрак
очень любит
пристраивать свою маску, -
подозрительно
напоминает изображение весьма одиозного исторического лица,
чей
скульптурный бюст выставлен в эллинистическом зале Британского музея в
Лондоне, - а именно Птолемея IV Филопатра -
по жизни заядлого развратника и бисексуала.
Птолемей Филопатр. Британский музей, Лондон.
Автор фото
©Мари. Сравните...
Историческая справка
(краткие выдержки):
ПТОЛЕМЕЙ IV ФИЛОПАТР - Царь Египта из рода
Птолемеидов, правивший в 221—205 гг. до Р.Х. Сын Птолемея III.
Немедленно после смерти отца Птолемей погубил мать и своего брата Магаса.
Потом, как будто успешно совершив некий подвиг, он предался всевозможным
излишествам, причем весь его двор стал подражать нравам царя. Даже
войско пребывало в праздности, оставив занятия военным делом (Юстин: 30;
1).
Все время царствования Птолемей проводил в веселье, непристойной любви и
неумеренных и непрерывных попойках. Беспечный и труднодоступный для
придворных и прочих чинов Египта, он был небрежен и равнодушен по
отношению к людям, ведавшим внеегипетскими делами. (Полибий: 5;
34).
Утопая в наслаждениях и роскоши, он убил свою жену Эвридику,
приходившуюся ему сестрой, и пленился прелестями гетеры Агафоклеи. Забыв
совершенно о величии своего сана и высокого положения, он проводил ночи
в разврате, а дни в пирах. Развлечения сопровождались сладострастной
музыкой, причем царь был не только зрителем, но и устроителем этих
безобразий и сам играл усладительные мелодии. Сперва это были тайные
язвы и скрытые беды разлагавшегося царского двора.
Но с течением времени распущенность все росла, и дерзость гетеры уже не
могла оставаться в пределах дворцовых стен. Ежедневные развратные
сношения царя с братом ее Агафоклом, распутным и угодливым красавцем,
сделали ее еще более наглой. К Агафоклее и Агафоклу присоединилась их
мать Энанфа, забравшая в свои руки царя, совершенно обольщенного
прелестями обоих детей. Не довольствуясь властью над царем, эта семейка
захватила власть и над государством: они стали показываться в
общественных местах, их приветствовала и сопровождала свита. Агафокл,
постоянно находившийся при царе, правил государством, а обе женщины
распоряжались раздачей должностей. И не было человека во всем царстве,
который обладал бы меньшей властью, чем сам царь. (Юстин: 30; 1—2).
Материалы предоставлены
издательством «Вече»
Полный текст можно найти
Здесь>>> |
Естественный вопрос:
что хотел подчеркнуть режиссёр Шумахер выбором бюста именно такой
исторической личности - бисексуала, алкоголика и развратника - в
качестве основного декора в доме Призрака Оперы? Свойства личности
Призрака? Его склонности: ведь если тот примеривает свою маску на этого
исторического милягу, так значит отождествляет себя с ним? Ой, мама
родная!
Или режиссёр и его
команда просто таким образом поиздевались над зрителями и поклонниками
оригинального мюзикла - невежды, они поди и не поняли, как мы их
потроллили?
...второй бюст, - тот, с интригующей чёрной повязкой
на левом глазу, в кадре положением и ракурсом подчёркнуто дублирующий
Призрака, - пока не интерпретирован. Не то
одноглазый адмирал Гораций Нельсон (1758-1805,
реплика бронзового памятника в Бирмингаме), герой Трафальгарской
битвы и страстный возлюбленный леди Эммы Гамильтон, не то
Божественный император Октавиан Август (реплика
мраморной статуи, нач. I в.н.э., Рим,
Ватикан), с возрастом ослепший на левый глаз. Оба похожи.
Исследования продолжаются...
Все эти детали призваны прояснить
для зрителя духовный мир и сложности натуры Призрака.
***
В гримёрной Карлотты висит
её портрет, запечатлевший Диву в роли Королевы Карфагена Элиссы (афиша
оперы "Ганнибал" висит рядом для сравнения, чтоб сразу догадались).
Высказывались предположения, что голова Римского военачальника,
которую держит на подносе Элисса Карфагенская, имеет черты лица Эндрю
Ллойд Уэббера ;))) Если присмотреться, вроде что-то такое...
...хотя и на
Валерию Новодворскую тоже...
Зрители, вам решать! |
***
Несомненный намёк: В сцене,
следующей за Сценой репетиции "Ганнибала", когда Карлотта, проявив
характер примадонны, удаляется со сцены,
новые директора спрашивают
бывшего директора - Лефевра - что им теперь делать, и тот отвечает: "Grovel,
grovel!" ("Лебезите, унижайтесь!")
Это - ещё один намёк на
творчество Эндрю Ллойд Уэббера - его мюзикл "Иосиф и его
чудесный разноцветный плащ снов", где во втором акте имеется зонг "Grovel,
grovel".
***
Несомненный намёк: Весь флэш/бэк
эпизод из детства Призрака, где 12-летняя мадам Жири (Laura
Hounsom) спасает
9-летнего Призрака (Chris Overton) из клетки передвижной ярмарки, вызывает явственные
ассоциации с фильмом Дэвида Линча "Человек-слон" (1980), (реж. Дэвид
Линч).
Юный Призрак носит на голове точно такой же мешок с прорезями для
глаз, как и Джон Меррик, Человек-слон, да и всё начало эпизода очень
похоже.
B.T.W.: Грим Человека-слона для фильма Дэвида Линча был
разработан Кристофером Такером.
Он же впоследствии разработал грим
Призрака Оперы для сценической версии мюзикла Эндрю Ллойд Уэббера.
***
Намёк?
Штамп?
В заключение Сцены "Point of No Return"
Призрак с Кристиной в охапке проваливается под сцену, в
люк, когда надо открыв его.
Является ли это намёком
на 3-й фильм блокбастера про подвиги Человека-Летучей Мыши - фильм
"Бэтман навсегда", (1995г.),
где Джоэл Шумахер выступил режиссёром, и
где есть до боли похожий кадр: героиня-подружка Брюса Уэйна (она же
Николь Кидман)
проваливается из подвешенной капсулы в какую-то
дыру? А Бэтман её спасает.
Мелькают те же забавно заголившиеся
мускулистые ляжки каскадёра, заменявшего обеих дам.
Или это просто любимый режиссёрский штамп?
***
"Призрак Оперы" 2004, реж. Дж.Шумахер.
"La Belle et
la Bête", 1946, реж. Жан Кокто. |
Несомненный намёк: Когда Призрак ведет Кристину по коридорам Оперы в
свое логово, на стенах возникают мужские руки, держащие подсвечники со
свечами - это прямая цитата из фильма "Красавица и
Чудовище" (1946 г.) Жана Кокто
(Jean Cocteau).
В роли Чудовища - Жан Маре,
Красавицы Белль - Жозетт Дэй.
Этот фильм La Belle et
la Bête является адаптацией Жана Кокто
для кинематографа литературной сказки французской писательницы Жанны Мари Лепренс де Бомон
(Jeanne Marie Leprince de Beaumont),
опубликованной в 1756 г.
B.T.W.:
Кокто писал, что "единственной
нашей драмой при съёмках "Красавицы и Чудовища" была страшная гримировка
Жана Маре, которая длилась 5 часов и после которой он выходил как после
хирургической операции.<...>
Наши ценители
приняли талант актёра за воздействие его маски. Но маски не было, и для
того чтобы зажить ролью Чудовища, Маре прошёл в своей артистической
уборной все необычные фазы, которые сопутствовали превращению д-ра
Джекила в мистера Хайда."
Реминисценции: Кроме этой
цитаты фильм Шумахера постоянно вызывает ассоциации с фильмом Кокто по
части визуальной эстетики, которой Шумахер явно вдохновлялся,
создавая некое "культурное пространство":
|
-
Замок Чудовища в фильме Кокто изобилует скульптурными изображениями:
горельефы на камине, статуи, бюсты, барельефы на стенах грота.
Но если у Кокто в его волшебно-условной сказке, со вкусом стилизованной под
риторику XVIII-го века, это стильно, то Шумахер переборщил
с этим приемом.
К тому же фильм Кокто - чёрно/белый, а
это всегда "помогает фильму избегнуть безвкусицы" (по словам самого
Кокто).
У Шумахера же колорит грубоват и много "слишком золотого золота";
-
Многократное обыгрывание "розы" в фильме 2004г. также можно
рассматривать как аллюзию на фильм Кокто, где роза была "одним из
секретов силы" Чудовища.
В конце
фильма Призрак кладёт её у надгробия Кристины - как символ надежды у
"последнего портала" в иной мир, где, возможно, всё будет по-другому и
они, наконец, встретятся;
Барельефы мужских фигур с тщательно
вылепленными анатомическими подробностями украшают вход в грот в замке
Чудовища. |
В фильме Шумахера на погребальном склепе на
кладбище такие "украшения" выглядят не к месту и, мягко говоря,
безвкусно. |
Классическая сцена. Чудовище укладывает
Красавицу на кровать. Фильм "Призрак Оперы" с
Лоном Чейни, 1925
г. |
Фильм "Красавица и Чудовище"
реж. Ж. Кокто. 1946г.
|
Фильм "Призрак
Оперы", реж. Шумахер, 2004
г.
Кровать - везде ладья. В мюзикле Уэббера кровать вообще
превращалась из лодки.
|
Узнать подробнее о фильме Жана Кокто
"La Belle et
la Bête", 1946г.
и
посмотреть кадры из фильма можно
Здесь>>>
***
Это
интересно. Факты
о фильме:1. Джерарду Батлеру и Патрику Уилсону не
нравилось сниматься в "водных" сценах;
2. Этот фильм считается самым дорогостоящим в истории производства независимых
фильмов.
3. Кира Найтли, Шарлотт Черч и Энн Хэтуэй рассматривались на роль Кристины. Кэти
Холмс чуть было не взяли на роль Кристины, но потом ее сочли слишком старой.
4. В те дни, когда снимались эпизоды с Призраком без маски, требовалось 6 часов, чтобы полностью загримировать Батлера.
5. Съемки финальной сцены в логове Призрака длились неделю.
6. В апреле 2004 г. зрителей в театре, смотревших "Призрака
Оперы" на сцене в Лондоне, попросили остаться после представления и записать
звуковые эффекты для фильма. Эта запись использовалась в сцене падения
люстры в фильме.
7. Те же скульпторы, которые делали скульптуры для оформления сценической
версии, делали скульптуры и для фильма.
8. Ни Джерард Батлер, ни Эмми Россам не видели мюзикла на сцене до того,
как получили свои роли (хотя посмотреть не помешало бы).
9. На прослушиваниях были сооружены декорации, актеры пробовались в
костюмах.
10. Сначала взяли Уилсона (Рауль), затем Батлера (Призрак),
затем Россам ( Кристина).
11. Для сцены пожара Шумахер взаправду сжег декорации театра
- для реализма.
12. Сценарий фильма был написан еще в 1989 г. на юге Франции Джоэлом Шумахером и
Эндрю Ллойд Уэббером.
13. Патрик Уилсон сам выполнял все свои трюки
14. На ранних стадиях на роль Призрака хотели
взять Кевина Спейси.
15. Уилсону тоже пришлось попотеть - его "старческий" грим был практически таким
же сложным, как у Призрака.
16. В сценарии фильма было прописано, что костюмерша
Карлотты - РУССКАЯ.
17. В сценарии фильма было прописано, что
кровать в форме лебедя у Призрака - чёрного цвета.
18. Съёмки фильма на Pinewood Studios заняли 17
недель; они проходили на 8 звуковых площадках и студийных локациях.
19. Сооружение всех декораций заняло 40 недель, причём съёмочная команда
выросла до 200 человек, включая плотников, скульпторов, рабочих сцены,
художников, макетистов, визажистов и актёров.
20. Конь в фильме, на котором Призрак везет Кристину, черный - как в фильме "Призрак Оперы"
1925г.(реж Руперт Джулиан) с Лоном Чейни в роли Призрака.
21. Светильники в логове Призрака из воды поднимаются уже горящими - это
не нарисовано, а просто реальный пиротехнический трюк.
22. На лилово-фиолетовое "повседневное" платье Карлотты пошло 27 метров шелка.
Цвет туалета тоже не случаен. Это гламурная "примета времени".
Дело в том, что
пурпурный краситель для окраски тканей в оттенки такого цвета был
впервые получен англичанином У.Г. Перкином (Старшим) в 1856г. из
угольной смолы, и вскоре начался подлинный
сумасшедший лилово-фиолетовый
бум. Все предметы туалета модных дам были этого цвета: платья,
перчатки, шляпы, сумочки, пальто и подвязки для чулок.
Что мы и видим на Карлотте
- даже её меховой палантин того же модного гламурного цвета.
Я предполагаю, что хотя к 1870г. это не было уже таким писком моды,
художник по костюмам Александра Бирн создавала туалет Карлотты, оттолкнувшись от
этого факта. Бирн постоянно работает с историческим костюмом и наверняка должна
знать эту подробность из истории моды.
|
Это
тоже интересно:
В фильме отца Кристины
зовут Густав Дааэ
(Gustave
Daae). Сопоставив даты в фильме, можно вычислить, что он умер в 1861 г.,
но его возраст на момент смерти не зафиксирован.
- В промоут-клипе
к мюзиклу Уэббера "Wishing you were
somehow here again" (в роли Кристины - Сара Брайтман, снят в 1986 г., реж.
Кен Рассел)
отец Кристины носил имя Чарльз - или Шарль - (Charles
Daae)
и был самым молодым из выведенных в различных версиях,
он умер в 35 лет. Там даты на
надгробии: 1860-1895 гг.;
-
В сценическом мюзикле Эндрю Ллойд Уэббера
отец Кристины умер 43-х лет,
даты на его надгробии: 1827 - 1870 гг.;
-
В фильме "Призрак Оперы"
1989г. (реж. Дуайт Эйч. Литтл, с Робертом Инглундом в главной роли)
отца Кристины звали
Филлип
Дэй (Phillip Day), и
из надписи на табличке, висящей на кресте на его могиле, зритель
узнаёт, что
он умер в
возрасте 52-х лет, за
шесть лет до начала событий фильма. Даты его рождения и смерти: 1831 - 1883 гг.;
- Напоминаем,
что в романе Г. Леру возраст
отца Кристины не уточняется,
он умирает перед самым поступлением Кристины в Консерваторию,
имя его неизвестно,
Леру называет его просто "папаша Дааэ" и "старик Дааэ".
|
И
это
интересно также :
*
В фильме в роли одного из членов труппы Operá Populaire
снимался карлик. На экране он
появлялся часто: и в сцене
Hannibal, и
в Il Muto,
и в Point of No Return,
и в эпизодах за сценой.
* В фильме "Призрак Оперы"
1989г. (реж. Дуайт Эйч. Литтл, с Робертом Инглундом в главной
роли) Дьявол-Мефистофель, заключивший с Эриком
Дестлером сделку в обмен
на его душу, является в облике аналогично выглядящего карлика -
как известно, проявления
т.н. "гипофизно-гормональной" карликовости характеризуются практически
одинаковыми внешними чертами.
*
А вот в фильме "Призрак
Оперы" 1998г. (реж. Дарио Ардженто)
имелся
помощник Крысолова, карлик, точно такой же, каким выглядит
Дьявол-Мефистофель из фильма Литтла (так же "гипофизно-гормональный");
*
В фильме "Призрак
Оперы" 1962г. (реж.
Т. Фишер, с Хербертом Ломом в главной роли) впервые появился персонаж
Dwarf.
Однако в фильме 1962 г. он лишь носит такое
имя, но
внешне выглядит обычным
человеком.
Возможно, в фильме Дуайт Эйч. Литтла 1989г. такой облик Дьявола был
навеян режиссёру именно более ранним фильмом Теренса Фишера. Но уж во
всех последующих перечисленных фильмах -
"ПО" 1998г. и "ПО" 2004г. -
такая фишка является реминисценцией и
намёком на фильм Литтла.
|
КиноЛяпы.
Это ляп:
Для столь
недешевого фильма он слишком небрежно смонтирован, редакторы поработали
спустя рукава, так что в фильме масса киноляпов. Все их перечислять даже
утомительно, мы приводим только наиболее существенные и парадоксальные.
1.
Десинхронизация: Многочисленные случаи десинхронизации губ
артистов и озвучки вокала: в сцене "Маскарада", "Музыке Ночи", "Прима
Донне" и т.д.;
2.
Курьёзы: Мокрые штаны Мэг мгновенно высыхают, когда она в
финальной сцене, пройдя вброд по колено в воде, вылезает на берег;
3.
Курьёзы: В сцене с утоплением Рауля в катакомбах плёнка
прокручена назад - воздушные пузырьки опускаются вниз, а не поднимаются
вверх, как им положено по физическим законам;
4.
Курьёзы: Предметы постоянно исчезают и вновь появляются в
смежных последовательных кадрах:
- чулки Кристины в сцене "Музыка Ночи" (когда Призрак укладывает её в
койку в них, а пробуждается она уже без оных);
- маскарадные маски в руках Рауля и Кристины в сцене "Маскарада",
- фата Кристины в финальной сцене и т.д. - непозволительно много для
такого фильма;
5.
Курьёзы: Маска на рекламном постере фильма находится на левой
стороне лица Призрака, хотя у него изуродована правая сторона, и в
фильме маска, естественно, прикрывает её;
6.
Анахронизмы: В сцене созерцания старым Раулем витрины с
украшениями фирмы "Сваровски" в 1919 г. - мы видим логотип компании -
белого лебедя. Однако на тот момент логотипом "Сваровски" был цветок
эдельвейса. Логотип в виде лебедя стал использоваться фирмой только в
1988 г. (Естественно, фирме "Сваровски"
нужно было рекламировать свой нынешний логотип, а на историческую правду
всем было... в общем, ради бабок ею можно и пренебречь).
7.
Анахронизмы: В 1870 г. Париж находился в осаде, шёл разгар
франко-прусской войны.
Историческая справка: 19
июня 1870 г.- начало франко-прусской войны; 1 и 2 сентября - поражение
армии Мак-Магона при Седане, взятие императора в плен, падение империи и
провозглашение республики с временным правительством национальной защиты
(Gouvernement de la defence nationale);
* с 4 сентября 1870 г. - Третья республика; в середине сентября -
начало осады Парижа немецкими войсками, в
конце января 1871 г. Париж принуждён был сдаться, 26 февраля 1871 г. в
Версале был заключен предварительный мир, наполеоновская династия
единогласно объявлялась низложенной; потери Франции в войне как
экономические, так и людские были громадны;
Во время осады Парижа в городе начался голод, люди ели собак и крыс,
умирали на улицах, мародёрствовали, был введён строжайший комендантский
час...
а
по-Шумахеру - самое время для "золочёного" маскарада в Оперном театре.
Кстати, в это время театры, и в частности Гранд Опера - прообраз - были
заняты под госпиталя. Интересно, это сценаристы - невежественные и
необразованные, или считают таковыми зрителей? ;( Затруднительно
сказать, какой из двух вариантов хуже.
|
Материал
выделен в отдельную страницу 26 декабря 2007г.
Авторы: Anastasia&Mary
Источники информации:
Фильм The Phantom of the Opera, 2004;
Andrew Lloyd Webber's The Phantom of the Opera companion (contains original screenplay). Pavilion Books. 2004;
Andrew Lloyd Webber's The Phantom of the Opera. Бонусное издание DVD, London. 2005;
Жан Кокто. "Беседы о кинематографе". 1947;
Сайт IMDb;
К. Вёрман. Всемирная история искусств.
|