Призрак Оперы на экране. Экранизации романа Леру.
|
"Призрак Оперы"
(aka Andrew Lloyd Webber's The Phantom of the Opera).2004 г.
реж. Джоэл Шумахер.
От сцены до экрана |
На этой странице -
немного информации о периоде подготовки к съёмкам фильма, деталях съёмок и премьере
фильма, а
также о его создателях и актёрах.
***
Музыка.
Поскольку музыка в киномюзикле занимает немаловажное место, то в первую очередь немного о
ней.
Запись музыки для фильма
производилась на знаменитой Лондонской звукозаписывающей студии
"Abbey Road studios".
Той самой, где записывались альбомы "Роллинг Стоунз", а прославленный
композитор Джон Уильямс записывал саундтрэки к блокбастеру "Звёздные войны".
Всего
композитором Эндрю Ллойд Уэббером для фильма было написано
более 15 минут совершенно новой музыки.
Для
фильма Уэббером специально были написаны новые музыкальные связки-переходы
(сопровождение для сцен детства Призрака и
сопровождение поездки Кристины в экипаже на кладбище.
В
сотрудничестве с оригинальным оркестровщиком Дэвидом Калленом Уэббер произвёл ре-оркестровку больших кусков партитуры.
Для записи музыки к фильму представилась заманчивая возможность увеличить оркестр, и в Лондоне
в "Abbey Road studios" был собран оркестр, состоящий из
105 музыкантов.
Многие из них были хорошо знакомы с оригинальной партитурой, так как играли в оркестре
сценического мюзикла в Her Majesty's
или участвовали в записи альбома.
Студия в Abbey Road studios: 105 музыкантов оркестра
под руководством дирижёра Саймона Ли.
|
Найджел Райт - музыкальный со-продюсер.
Он работал с Уэббером более 15-ти лет над каст-альбомами и видео-саундтреками, в том числе саундтреком к фильму "Эвита" 1996г. |
Найджел Райт о записи музыки: "С любым
другим музыкальным фильмом, с которым я работал, было так: вы репетируете, затем
делаете предварительную запись всего саундтрэка и снимаете, исходя из него. С
Призраком же мы были всего лишь на один шаг впереди съёмочного графика, так что
проигрывание трэков помогало исполнителям развивать и улучшать исполнение во
время репетиций. В результате того, что строительство гигантских декораций
началось лишь за несколько недель до съёмок, единственное время, когда каст мог
репетировать в декорациях, была одна неделя перед съёмками".
Это был постоянный процесс записи и
перезаписи, и поэтому в офисе Эндрю Ллойд Уэббера
в Pinewood даже была организована своя
дополнительная звукозаписывающая студия, куда в любое время могли согнать актёров для новой
записи вокала или проиграть трэк для внесения изменений в последующую сцену.
Музыкальный руководитель и
дирижер Саймон Ли. Он работал со всеми главными актёрами, чтобы
довести их вокальные возможности до нужных кондиций. |
За пультом Эндрю Ллойд Уэббер и Найджел
Райт.
|
Саймон Ли о
"Призраке"-Батлере: "Джерри не был
певцом со сценической подготовкой, но пел в группе. Он явился настоящим
открытием последнего года нашей работы, и я очень горжусь его
достижениями".
Найджел Райт о
записи музыки: "В начале работы
мы на три недели опережали съёмочный график; к концу - были лишь
на три часа впереди того, что должно было быть снято! Могло быть так, что в
шесть утра мы пре-микшировали то, что намеревались снимать в девять!"
Дирижёр Саймон Ли и Эмми
Россам. |
Режиссёр и Призрак
поют POTO. |
Среди допов на бонусном
издании DVD Andrew Lloyd Webber's The Phantom of the Opera. London. 2005 есть
забавная шутка - вся съёмочная команда по очереди, строфу за строфой поёт
Центральную арию
POTO. Вот так:
Дж. Батлер и его репетитор по вокалу Дуглас
Уайт поют POTO. |
У Уайта неплохое сопрано, между прочим...
:)))
|
|
Дженни Ширкор и её ассистентка поют
POTO.
Ширкор работала с А. Бирн на фильме "Елизавета". |
Исполнительный продюсер Остин Шоу поёт
POTO.
|
|
Композитор и продюсер Эндрю Ллойд Уэббер
поёт POTO - заключительный вокалайзинг:
"А-а-а-а!" |
Уэббер: "...Ё моё! Это что же я наделал-то?"
|
***
Дизайн театра.
Так как режиссёр Шумахер (кстати, начинавший свою карьеру в
качестве костюмера) решил снимать всю картину в
Pinewood Studios, то на долю художников-постановщиков, дизайнеров, вообще
арт- и строительного отделов съёмочной команды выпала огромная работа.
Исполнительный продюсер Остин Шоу объяснял:
"...Оперный театр в конце фильма сгорает, поэтому нам надо было построить свой
собственный - в мире не так много оперных театров, которые позволили бы нам
проделать с ними такое..."
До начала съёмок
Шумахер съездил в Париж, посмотреть на Гранд Опера и вдохновиться.
По его стопам прошёл Энтони Пратт,
художник-постановщик фильма: "Так же, как и режиссёру, мне повезло
совершить полный тур по Парижскому Оперному театру, и таким образом я имел
возможность увидеть всё закулисье, так же как и всё то огромное
пространство, что видят зрители".
Результатом этих изучений стало
сооружение на площадке E
в
Pinewood Studios декораций зрительного зала театра на 886 зрительских
мест.
Интересным моментом было то, что туннели подземелий под театром были построены
действительно под декорациями зрительного зала и сцены, а помещения закулисья -
за сценой, так что балетные туфли, костюмы и парики делались и хранились там, где им "как
бы" полагалось в настоящем театре.
Энтони Пратт и макет зрительного зала. |
|
|
|
Скульптура в съёмках использовалась
воистину с Церетелиевским размахом. У скульпторов и модельщиков работы
было - завались. Скульптуры и финтифлюшки формовались в основном из
пластика. |
Лодка Призрака двигалась по проложенному
рельсу. Это момент, когда она неожиданно застряла и её пришлось толкать
вручную. |
Свечи в "рукастых" канделябрах, вырастающих из воды,
загорались "естественным путём", а не в результате компьютерных эффектов.
Их фитили были пропитаны составом, вспыхивающим в результате химической реакции
взаимодействия с кислородом воздуха.
Как писалось на страничке "Тривиа и
КиноЛяпы", канделябры намекают на дизайн фильма "La Belle et
la Bête", 1946, реж. Жан Кокто.
Макет сцены репетиции "Ганнибала".
Макетист поёт POTO.
|
Коллектив арт-отдела съёмочной группы во
главе с Праттом поёт POTO. |
Съёмки фильма на Pinewood Studios заняли 17
недель; для них были задействованы 8 звуковых площадок и студийных локаций.
Сооружение всех декораций заняло 40 недель, причём съёмочная команда выросла
до 200 человек, включая плотников, скульпторов, рабочих сцены, художников, макетистов, визажистов и актёров.
***
CGI - Компьютерные эффекты.
Необходимые компьютерные эффекты были добавлены в Asylum
Effects House - Лос-Анджелесской студии визуальных эффектов.
Фасад Оперного театра и окружающие его
дома были сооружены и засняты на Pinewood Studios.
Модель в масштабе Оперного театра была
изготовлена мастерской Cinesite
и позже вставлена в фильм способом компьютерного
наложения.
Также были наложены деревья и городские дома вокруг театра.
Фасад Оперного театра строится. |
Модель Оперного театра в уменьшенном
масштабе. |
Стадии компьютерного наложения. |
|
Внутренний
интерьер также потребовал применения компьютерных эффектов.
Декорации зрительного зала не включали
трёхмерный купол и знаменитую люстру.
- Купол был сгенерирован на компьютере
позже и наложен.
- Люстра висела в Pinewood Studios, подвешенная к специально укреплённому
потолку.
Чтобы "добавить" её к 3-D куполу декораций зала были использованы компьютерные
технологии наложения.
Знаменитая люстра была изготовлена фирмой "Сваровски". Её вес - 2,2
тонны, высота - 17 футов, ширина - 13, 2 фута. В ней 20000 кристаллов Сваровски,
она была изготовлена в Париже в мастерской Tisserant, на её изготовление ушло 4
месяца, и 4 дня её собирали в Pinewood Studios.
Для сцены с падением люстры в зал использовался её более
дешёвый пластиковый дубликат.
Когда люстра вспыхивала, в
зале было почти пусто. Мечущиеся в панике зрители в массе были сняты отдельно,
потом кадры с загорающейся люстрой и публикой были совмещены.
В этой сцене загорался настоящий огонь,
поэтому на съёмочной площадке было полно пожарных.
Сцену необходимо было снять с одного
дубля, так как пластиковая модель была одна. После того, как она упала и
загорелась, выскочившие на сцену пожарные быстро потушили её и загоревшиеся
занавеси декораций.
***
Грим актёров.
Белая полумаска Призрака стала практически
"иконой", знаковым символом Уэбберовского мюзикла. Но грим Призрака без
маски в фильме был иным.
Процесс его выработки явился
совместным творчеством Шумахера, Бирн, Ширкор и Джерри Батлера, так как
он должен был быть достаточно гибким и эластичным, чтобы актёр мог петь и
играть.
В те дни, когда снимали Призрака без
маски, Батлер должен был проводить в гримёрной много времени, иногда начиная
гримироваться в 4 часа утра, чтобы быть готовым к съёмкам 6 часов спустя.
Премьера.
Следующая информация
даётся по материалам лондонского журнала-обозрения Theatregoer, февраль,
2005г.
|
Эндрю Ллойд Уэббер и Джоэл
Шумахер на лондонской премьере фильма. Композитор и режиссер.
В статье, посвященной выходу на киноэкраны фильма-экранизации мюзикла Эндрю Ллойд Уэббера, английский журнал "Theatregoer" (Театрал), печатающий статьи, рецензии и обозрения на театральные и кино- темы отметил, что режиссер фильма Джоэл Шумахер был рад вызову, брошенному ему возможностью режиссировать мюзикл, и
возможности донести шоу до более широкой аудитории.
"Множество людей не живут поблизости от театров, где идет шоу, и теперь они получат шанс увидеть его версию. Подумайте о таких фильмах, как "Звуки музыки", "Вест-Сайдская история" и "Чикаго". Как можно сравнить количество людей, реально видевших этот мюзикл на сцене, с теми миллионами, что
видели его на экране?" - задает он режиссерский вопрос.
Ещё с одной стороны характеризует его Ллойд Уэббер. "Одна из отличительных особенностей Джоэла та, что он находит молодых начинающих актеров и помогает им пробиться", - замечает Уэббер, и в случае с "Призраком" это как нельзя более соответствовало истине.
|
|
|
Джерард Батлер и Эмми
Россам. Призрак и Кристина.
Для главной роли Призрака Ллойд Уэббер хотел
кого-нибудь, в ком чувствовался бы элемент опасности, угрозы и, в то же
время, этот кто-то обладал бы "рок-н-ролльной восприимчивостью".
Всё это, включая также внутреннюю
возможность поставить себя на место Призрака, сопереживая ему, нашлось у
шотландского актера Джерарда Батлера, до того сыгравшего более менее
заметные роли в фильмах Reign of Fire - "Власть огня2. 2002; Timeline -
"В ловушке времени". 2003; Lara Croft Tomb Raider: The Cradle of Life -
"Лара Крофт - Расхитительница гробниц: Колыбель жизни". 2003 (по
компьютерной игре); и Dracula 2000 - "Дракула 2000".
"Я отождествляю себя с его
(Фантома) страстью, его одержимостью желанием, так же, как с той
отверженностью, которую он чувствовал всю свою жизнь", -
чистосердечно признается актер. - Фантом потому производит такое огромное
впечатление, что люди находят в себе его боль".
Исполнение ролей в фильме Mystic
River - "Таинственная река". 2003. (Детектив, реж. Клинт Иствуд) и The
Day After Tomorrow - "Послезавтра". 2004. (Экологический ужастик)
позволили 17-тилетней американской актрисе Эмми Россам
продемонстрировать свой артистический талант, а тренинг в Метрополитен
Опера подготовил её для роли Кристины.
"Найти баланс между моим
голосом и моей игрой - таково было наибольшее требование", - говорит
Эмми. |
|
|
Патрик Уилсон -
исполнитель роли Рауля.
Патрик Уилсон - "один из
наиболее подходящих теноров сегодняшнего театра" - это слова Эндрю
Ллойд Уэббера об Уилсоне.
Он получил премии Эмми и Золотой
Глобус за свою роль в американском телевизионном мини-сериале Angels in
America - "Ангелы в Америке". 2003. Также появлялся он и в Бродвейских
шоу The Full Monty и Oklahoma!
Ещё одна его работа - роль в фильме The Alamo - "Форт Аламо". 2003. Для
съемок в фильме ему пришлось освоить много нового.
"В фильме я скачу на лошади без
седла, - говорит актер, - это опыт, не похожий ни на какой
другой. В те дни жизнь имела более драматический окрас. Вы умирали
молодым, поэтому когда вы находили свою любовь, вы шли за ней".
|
|
|
Минни Драйвер - исполнительница роли
Карлотты.
Англичанка, уроженка Лондона Минни
Драйвер - опытная и талантливая актриса, имеющая в своем активе 34
фильма, в том числе успешные большие кинороли в таких картинах, как:
Owning Mahowny - "Одержимый". 2003; Ella Enchanted - "Заколдованная
Элла". 2003; An Ideal Husband - "Идеальный муж". 1999 (по пьесе Оскара
Уайльда); Good Will Hunting - "Добровольная охота". 1997.
В "Призраке Оперы" она играет
вспыльчивую диву, какой ей "быть по штату положено".
"Карлотта - это версия 1870-х
годов выпуска таких звезд, как Дэвид Бэкхем, Мадонна и Кайли Миноуг
вместе взятых. По её мнению, другие люди существуют только для того,
чтобы вращаться вокруг неё, как её спутники", - таким видит свой
персонаж Драйвер.
Арии Карлотты за Драйвер в фильме
исполняет Маргарет Прис (Margaret Preece),
но Драйвер исполнила песню Learn to Be Lonely, написанную Ллойд
Уэббером специально для фильма (под неё идут титры), и записала её на CD диске с
саундтреком.
(Кстати, на премьеру фильма
Маргарет Прис не пригласили). |
|
|
Дженнифер Эллисон - исполнительница роли малышки
Мэг Жири.
Дженнифер Эллисон, англичанка,
уроженка Ливерпуля - перспективная молодая актриса, уже известная на
Уэст-Энде.
Её исполнение роли Рокси Харт в
мюзикле "Чикаго" осеннего сезона 2004 года (Адельфи Театр, Стренд,
Лондон), вызвало множество положительных отзывов. Кстати, в этом мюзикле
осенью играл и мюзикловый актер Дэвид Хассельхофф (David Hasselhoff),
знаменитый доктор Джекил и мистер Хайд в одноименном мюзикле, в том
числе и в его видео версии.
Эллисон снималась в популярном
английском теле-сериале "Brookside" в сезоне 1998 - 2003 гг.
|
|
|
Миранда Ричардсон - исполнительница роли
Мадам Жири.
Англичанка из Сауфпорта, графство
Ланкашир, Миранда Ричардсон - актриса с богатым послужным списком (она
снялась в 66-ти фильмах) интересных киноролей, чьё воплощение Королевы
Мэб в фильме "Великий Мерлин" является одним из самых моих любимых
голливудских образов в жанре кинофэнтези.
Ричардсон сыграла в "Призраке
Оперы" роль Мадам Жири, которую определила так: "Мадам Жири очень
строга с балеринами, и она выглядит несколько похожей на восклицательный
знак. Но она также романтичная и пылкая натура".
Особенно отмечаются такие роли
Миранды в кино: Enchanted April - Колдовской апрель. 1992. (Золотой
Глобус - победа в категории "Лучшая актриса" *комедия/мюзикл*); Femme
fatale - Роковая женщина. 1993. (Номинация на Оскар за роль второго
плана); Sleepy Hollow - Сонная лощина. 1999; Falling Angels - Падшие
Ангелы. 2003; The Prince and I - Принц и Я. 2004. |
|
В заключение
статьи журнал приводит некоторые фактические данные:
*** Мюзикл был поставлен более чем в 100
городах в 17 странах, около 80 миллионов зрителей посмотрели сценическую
версию мюзикла с тех пор, как он открылся на сцене Her Majesty's Theatre
в Лондоне 9 октября 1986 года;
*** На настоящий момент
мюзикл является самым долгоидущим на Бродвее шоу - он открылся там в
январе 1988 года и до сих пор идет в Majestic Theatre (данные
сведения даны автором статьи в соответствии с положением на настоящее
время);
*** Призрак Оперы получил более 50-ти основных
театральных наград, включая 3 Oliviers, 7 Tonys, 7 Drama Desk Awards и 3
Outer Critics' Circle Awards;
*** Запись Оригинального
Лондонского Каста (OCR) с Майклом Кроуфордом в роли Призрака, Сарой
Брайтман в роли Кристины и Стива Бартона - Рауля до сих пор остается
самым продаваемым каст-альбомом всех времен: продано больше 40
миллионов копий.
*** Сценическая версия
мюзикла к моменту выхода фильма собрала около 1,6 миллиардов фунтов
стерлингов (примерно 3 миллиарда долларов);
*** Фильм-экранизация мюзикла после двух месяцев
показа собрал в прокате $ 86 600
000 (восемьдесят шесть миллионов шестьсот тысяч) долларов при
затратах на производство $100
000 000 (сто миллионов) долларов (приведены
данные лондонского журнала-обозрения
Theatregoer на конец февраля 2005г.,
и естественно без учёта последующей продажи
DVD).
|
23 марта
2005г. Последнее добавление материала: 9 января 2008г.
Автор: Anastasia & Mary
Источники информации:
Andrew Lloyd Webber's The Phantom
of the Opera companion (contains original screenplay). Pavilion Books.
2004;
Andrew Lloyd Webber's The Phantom of the Opera. Бонусное издание DVD,
London. 2005;
Английский журнал-обозрение Theatregoer, February 2005. ("Театрал". Февраль
2005. Изд-е Really Useful Magazines LTD, главный редактор
- Мэделайн Ллойд Уэббер) Сайт IMDb (The Internet Movie Database)
* Все русские названия фильмов даны в том переводе, в котором они шли в отечественном прокате, или же были выложены на сайтах компаний-дистрибьюторов видеопродукции.
|