He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   


  Сюжет "Красавица и Чудовище" в  кино.
Мультфильм  "Аленький цветочек"
1952г. (реж. Лев Атаманов).


Производство:  студия "Союзмультфильм", 1952г., СССР восстановлено  на "Студии им. Горького" в 1987г., Россия
Продолжительность:
40 мин. Цветной.
Съёмка методом"Эклер".
Режиссер: Лев Атаманов;
Помощник режиссёра:
Роман Качанов;
Художники:
Александр Винокуров, Леонид Шварцман;
Сценарист: Георгий Гребнер;
Операторы: Михаил Друян, Евгений Резо;
Композитор: Николай Будашкин;
Стихи песен: Яна Шведова;
Аниматоры: Геннадий Филиппов, Татьяна Фёдорова, Роман Качанов, Роман Давыдов, Вадим Долгих, Борис Чани, Фёдор, Хитрук, Борис Меерович, Вячеслав Котёночкин, Борис Дёжкин


Мультфильм "Аленький цветочек" снят по одноимённой сказке С.Т.Аксакова и относится к классике советской мультипликации. Он был снят известнейшим отечественным режиссёром-мультипликатором Львом Константиновичем Атамановым, чьё творчество являет собой  наглядную картину пути, который проделала советская мультипликация - от самых первых шагов на студии "Межрабпомфильм" до вершин подлинного искусства.

Мультфильм отснят методом "Эклер" - в 40-50-хх годах 20-го века почти все мультипликаторы пользовались этим методом. Сущность метода состоит в том, что художники перерисовывали на бумагу и целлулоидную плёнку движения и фигуры актёров, снятые на киноплёнку. Для этого актёры проигрывали весь сюжет мультика перед камерой.


Сюжет мультфильма почти точно следует сюжету сказки Аксакова и отлично иллюстрирует её. Этот период своего творчества художник называл "периодом эпической сказки". Все его работы 50-х гг. отличает декоративность изобразительного решения и поэтичность художественного языка.

Фильм сделан с любовью к сказке, в нём сохранена её драматургическая целостность и передан характерный языковой колорит Аксаковской прозы.

 

 

Подробно изображены три дочери купца и его путешествия в поисках заказанных подарков для дочерей, но в отличие от сказки купец попадает на волшебный остров далеко в океане, где стоит дворец Зверя лесного, Чуда морского (как в либретто Мармонтеля к опере Гретри "Земира и Азор", 1771г.).

В изобразительном решении фильма сказались художественные увлечения того времени и, как мы бы сейчас сказали, "социальный заказ". Дворец Чудовища роскошен и витиеват в восточном вкусе, его интерьеры и бесконечные анфилады залов поражают насыщенным колоритом красок и разнообразием форм: тут и среднеазиатские архитектурные мотивы, и мавританские.

Неожиданным является решение внешнего облика Чудовища в этом мультике. Оно нарисовано большеглазым и симпатичным - как гигантский бэби-буш - созданием неясных очертаний, которое не пугает даже в тот момент, когда грозит купцу смертью неминучею. (Интересно сравнить с диснеевским мультфильмом "Beauty and the Beast", 1991г.).

Это интересно:
в поисках внешнего облика Чудовища авторы фильма шли от образа Врубелевского Демона.
Именно страдающий, тоскующий Демон Врубеля навеял, по словам создателей,  загадочный облик сказочного Чудища. Особенно чётко проступает это сходство в финале фильма, когда умирающее Чудовище лежит на пригорке, припав к аленькому цветочку.

 

 

Цитата фильма: В мультике прозвучала ставшая крылатой фраза: "Так вот ты какой, цветочек аленький...", дважды произнесённая - с многозначительно меняющейся интонацией.

Когда Настенька - такое имя получила в фильме главная героиня - переносится на остров, следует несколько неестественная для правды характера сцена, когда Настенька перемеривает наряды народов мира: от царского древнерусского до какого-то Шемаханского с шальварами.

 

 

 

Отличная режиссёрская находка Атаманова, сделавшая бы честь игровому кино - это сцена, когда Настенька впервые видит Чудовище. Прекрасная раскадровка, где оброненный платочек Настеньки плывёт по воде, и та, следя за ним глазами, видит отражение в воде прячущегося в зарослях Чудовища.

Дальше всё происходит как в сказке Аксакова. Настенька мило общается с Чудищем, которое с самого начала знакомства, однако, разговаривает с ней приятным глубоким баритоном (а не пишет на стене "словесами огненными" по причине неблагозвучного голоса, как в оригинале).

Чудовище дарит Настеньке золотое колечко, которое может перенести её, куда она пожелает, и вместо волшебного зеркала - волшебное блюдечко с наливным яблочком, выполняющим ту же функцию - и Настенька может наблюдать в режиме он-лайн любой ареал на земле, какой захочет.

Так же как в сказке-источнике Чудище отпускает Настеньку домой, но ставит условием её возвращение до 8-ми часов вечера, иначе оно умрёт от тоски-печали. Завистливые сестрицы, конечно, переводят стрелки часов в доме и затворяют ставни на окнах, чтобы не видно было зари вечерней.

На острове гаснет сияние волшебного дворца, опадают листья деревьев, меркнет свет аленького цветочка, и Чудище, припав к нему, тоскует-умирает на пригорке, вызывая искреннее сочувствие зрителей.

Настенька испытывает непонятную тревогу и отправляется на остров за минуту до рокового срока, находит бездыханное Чудовище и проливает над ним слезу горючую. Слеза девичья падает на привядший аленький цветочек, тот оживает, с ним оживает Чудище, волшебным манером превращается в пригожего царевича-королевича. Злые чары рассеяны, все счастливы.


Это интересно:
Лев Атаманов снял такие известные мультфильмы, как "Волшебный ковёр", 1948г., "Жёлтый аист", 1950г., "Золотая антилопа, 1954г.,  ""Снежная королева", 1957г., "Пастушка и трубочист", 1965г., "Балерина на корабле", 1969г.


3 марта 2008г.

Автор: Мари

Источники информации:
Мультфильм "Аленький цветочек", 1952г., реж. Л.Атаманов;
С.Т.Аксаков "Аленький цветочек", 1958г.;
"Мастера советской мультипликации", 1972, "Искусство", Москва.


На верх страницы.

С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"1858г.

Мультфильм "Beauty and the Beast", 1991г. 

 

 "Призрачные" герои
и ассоциации
в сюжетах

Сюжет "Красавица и Чудовище" в литературе и драматургии.
Жанна-Мари Лепренс де Бомон "La Belle et la Bête". 1756г..