Сюжет "Красавица и Чудовище" в кино.
Мультфильм "Аленький
цветочек"
1952г. (реж. Лев Атаманов).
|
Производство: студия "Союзмультфильм",
1952г., СССР восстановлено на "Студии им. Горького" в
1987г., Россия
Продолжительность: 40 мин. Цветной.
Съёмка методом"Эклер".
Режиссер: Лев Атаманов;
Помощник режиссёра: Роман Качанов;
Художники: Александр Винокуров,
Леонид Шварцман;
Сценарист: Георгий Гребнер;
Операторы: Михаил Друян, Евгений Резо;
Композитор: Николай Будашкин;
Стихи песен: Яна Шведова;
Аниматоры: Геннадий Филиппов, Татьяна Фёдорова, Роман Качанов,
Роман Давыдов, Вадим Долгих, Борис Чани, Фёдор, Хитрук, Борис Меерович,
Вячеслав Котёночкин, Борис Дёжкин |
Мультфильм "Аленький цветочек" снят по
одноимённой сказке С.Т.Аксакова и относится к классике советской мультипликации.
Он был снят известнейшим отечественным режиссёром-мультипликатором
Львом Константиновичем Атамановым, чьё творчество
являет собой наглядную картину пути, который проделала советская
мультипликация - от самых первых шагов на студии "Межрабпомфильм" до вершин
подлинного искусства.
Мультфильм отснят
методом "Эклер" - в 40-50-хх годах 20-го века почти все мультипликаторы
пользовались этим методом. Сущность метода
состоит в
том, что художники перерисовывали на бумагу и целлулоидную плёнку движения и
фигуры актёров, снятые на киноплёнку. Для этого актёры проигрывали весь сюжет
мультика перед камерой.
Сюжет мультфильма почти точно следует
сюжету сказки Аксакова и отлично иллюстрирует её. Этот период своего творчества
художник называл "периодом эпической сказки". Все
его работы 50-х гг. отличает декоративность изобразительного решения и
поэтичность художественного языка.
Фильм сделан с любовью к сказке, в нём
сохранена её драматургическая целостность и передан характерный языковой колорит Аксаковской
прозы.
Подробно изображены три дочери купца и
его путешествия в поисках заказанных подарков для дочерей, но в отличие от сказки купец
попадает на волшебный остров далеко в океане, где стоит дворец Зверя лесного,
Чуда морского (как в либретто Мармонтеля к опере Гретри "Земира и
Азор", 1771г.).
В изобразительном решении фильма сказались
художественные увлечения того времени и, как мы бы сейчас сказали, "социальный
заказ". Дворец Чудовища роскошен и витиеват в восточном вкусе, его
интерьеры и бесконечные анфилады залов поражают насыщенным колоритом красок и
разнообразием форм: тут и
среднеазиатские архитектурные мотивы, и мавританские.
Неожиданным является решение внешнего
облика Чудовища в этом мультике. Оно нарисовано большеглазым и симпатичным - как
гигантский бэби-буш - созданием неясных очертаний, которое не пугает даже в тот момент, когда грозит купцу
смертью неминучею. (Интересно сравнить с диснеевским мультфильмом
"Beauty and the Beast", 1991г.).
Это интересно:
в поисках внешнего облика Чудовища авторы фильма шли от образа Врубелевского
Демона. Именно страдающий, тоскующий Демон Врубеля навеял, по словам
создателей, загадочный облик сказочного Чудища. Особенно чётко проступает это
сходство в финале фильма, когда умирающее Чудовище лежит на пригорке, припав к
аленькому цветочку.
Цитата фильма: В мультике прозвучала
ставшая крылатой фраза: "Так вот ты какой, цветочек аленький...", дважды
произнесённая - с многозначительно меняющейся интонацией.
Когда Настенька - такое имя получила в
фильме главная героиня - переносится на остров, следует несколько неестественная для правды характера сцена, когда Настенька перемеривает наряды
народов мира: от царского древнерусского до какого-то Шемаханского с шальварами.
Отличная режиссёрская находка Атаманова,
сделавшая бы честь игровому кино - это сцена, когда Настенька впервые видит Чудовище.
Прекрасная раскадровка, где оброненный платочек Настеньки плывёт по воде, и та,
следя за ним глазами, видит отражение в воде прячущегося в зарослях Чудовища.
Дальше всё происходит как в сказке
Аксакова. Настенька мило общается с Чудищем, которое с самого начала знакомства,
однако, разговаривает с ней приятным глубоким баритоном (а не
пишет на стене "словесами огненными" по причине неблагозвучного голоса, как в оригинале).
Чудовище дарит Настеньке золотое колечко,
которое может перенести её, куда она пожелает, и вместо волшебного зеркала -
волшебное блюдечко с наливным яблочком, выполняющим ту же функцию - и Настенька
может наблюдать в режиме он-лайн любой ареал на земле, какой захочет.
Так же как в сказке-источнике Чудище
отпускает Настеньку домой, но ставит условием её возвращение до 8-ми часов
вечера, иначе оно умрёт от тоски-печали. Завистливые сестрицы, конечно,
переводят стрелки часов в доме и затворяют ставни на окнах, чтобы не видно было
зари вечерней.
На острове гаснет сияние волшебного
дворца, опадают листья деревьев, меркнет свет аленького цветочка, и Чудище,
припав к нему, тоскует-умирает на пригорке, вызывая искреннее сочувствие
зрителей.
Настенька испытывает непонятную тревогу и
отправляется на остров за минуту до рокового срока, находит бездыханное Чудовище
и проливает над ним слезу горючую. Слеза девичья падает на привядший аленький
цветочек, тот оживает, с ним оживает Чудище, волшебным манером превращается в
пригожего царевича-королевича. Злые чары рассеяны, все счастливы.
Это интересно:
Лев Атаманов снял такие известные мультфильмы, как "Волшебный ковёр", 1948г.,
"Жёлтый аист", 1950г., "Золотая антилопа, 1954г., ""Снежная королева",
1957г., "Пастушка и трубочист", 1965г., "Балерина на корабле", 1969г.
3 марта 2008г.
Автор: Мари
Источники
информации:
Мультфильм "Аленький цветочек", 1952г., реж.
Л.Атаманов;
С.Т.Аксаков "Аленький цветочек",
1958г.;
"Мастера советской мультипликации", 1972, "Искусство", Москва.
|