Carlotta Grisi
Карлотта
Гризи.
Среди претенденток на
звание прототипа Кристины Дааэ в романе Леру мы пока видим лишь оперных певиц,
иногда не имеющих никаких иных соответствий с образом Кристины, кроме того, что
они жили и пели примерно в то же время, что и Кристина Дааэ (таких, кстати,
наберётся за девятнадцатый век масса, поэтому из них выбирают преимущественно
шведок). А натура Кристины, а характер её взаимоотношений со своим
Наставником и с его соперником?
Дженни
Линд, например, хоть и Шведский соловей, но её карьеру "двигал" Леонард Джером,
один из самых удачливых американских биржевых спекулянтов, сорвавший
многомиллионный куш на
биржевой панике 1857 года, и большой любитель музыки и певиц. Между прочим, этот
любвеобильный спонсор-меценат протежировал также и 17-летнюю Аделину Патти, её
первое концертное турне полностью финансировал именно он...
да и не только их двоих, пока финансы позволяли... Истории всё, конечно, обычные и жизненные, но романтизма в них маловато. Похоже,
Ангелу Музыки нечему было учить этих девушек...
В то же время, как я уже замечала в статье о Жюле Перро, Леру скорее
всего также должен был оставить
зашифрованные намёки-ключи к разгадке. И прямые соответствия не были достойны
его фантазии искусного "художественного мистификатора" и "мастера ребусов".
Я думаю, что образ Кристины Дааэ "синтетический" настолько же, насколько и образ
главного героя. Пусть шведкой певица Кристина стала по аналогии с Кристиной
Нильсон или "Шведским соловьем" Линд, но мне кажется, характер её, поведение и
оттенки взаимоотношений со своим Учителем можно во многом найти в балерине
Карлотте Гризи, тем более, что таковы были её реальные взаимоотношения с
"творческим" прообразом Эрика.
Карлотта Гризи в роли
Жизели.
|
Карлотта Гризи,
настоящим именем которой было Каронн Адель Джузеппина Мария Гризи (Caronne
Adele Giuseppina Maria Grisi), родилась в Висинаде (Visinada), Истрия,
Италия, 28 июня 1819 года.
Её мать звали Мария (девичья фамилия
Бочетти/Boschetti), её отцом был Винченцо Гризи,
который прибыл из Кремоны и работал в отделе общественной инспекции.
Тем не менее, вся семья Гризи была театральной, а именно "оперной":
Старшая сестра Карлотты - Эрнеста (Ernesta) (1816-95),
была певицей с отличным контральто.
Кузины Джудитта Гризи (Giuditta Grisi ) (1805-40) и её сестра Джулия Гризи
(Giulia Grisi) (1811-69) были меццо-сопрано и сопрано соответственно, причём
Джулия была известной певицей сама по себе.
Тётка также была певицей, а дядя был одним из преподавателей вокала Джулии.
Хотя Карлотта имела красивый певческий
голос - сопрано, она хотела танцевать, и была зачислена в известную Академию Ла
Скала в возрасте 7 лет. В десятилетнем возрасте она уже танцевала в
кордебалете Ла Скала, исполняя детские роли в балете "Ипермнестра", в
котором играла Благочестие, и крестьянскую девочку в Le Mine di Polonia. В
14 лет она сопровождала свою сестру Эрнесту в турне по Италии. Эрнеста пела в
опере, в то время как Карлотта танцевала.
Неаполь был частью этого тура, и в Неаполе в 1834 году Карлотта встретила
талантливого и известного французского танцовщика и хореографа Жюля Перро.
Большая статья о нём - Здесь>>>
Карлотта стала protege Жюля Перро, он тренирует и
учит её, ставит её хореографические номера, и в 1836 году привозит её в
Лондон (а затем в 1837 г. в Париж) уже как сложившуюся многообещающую
балерину и свою партнершу. Хотя Карлотта в то время выступала под именем
мадам Перро, нет никаких подтверждений того, что их брак был официально
зарегистрирован, хотя в 1837 году на свет появилась их дочь Мари-Жюли (Marie-Julie).
В 1837 году Перро уволился из Оперы,
чтобы заниматься дальнейшим продвижением карьеры Карлотты, и
они с Карлоттой стали совершать турне по театрам Европы, благодаря контактам
и славе Перро выступая не только в Париже, но и в Лондоне, Вене,
Мюнхене и Милане, где Карлотта пела и танцевала. Однако популярность и
признание, которое получала тогда хореография Перро, бесспорно больше
способствовала карьере Гризи как балерины.
Дебют Карлотты Гризи в Париже
состоялся в 1840 году в Théâte de la Renaissance, где она пела и танцевала в
опере "Зингаро" (Le Zingaro). Стараниями Перро и не без участия семейства
Гризи (её сестра Эрнеста к тому времени стала женой Теофиля Готье) она была принята в Гранд Опера в 1841 году,
причем в соответствии с её условием Перро был также восстановлен в Опере. В
1841 году состоялся профессиональный дебют Карлотты в Парижской Опере в
балете "Фаворитка" Гаэтано Доницетти, хореографию которого поставил для неё Перро.
|
|
Карлотта Гризи в балете "Жизель". Литография
J.Brandard. 1841.
Карлотта Гризи в балете "Жизель". Литография
J.Brandard. 1841.
Карлотта Гризи в балете "Жизель". Литография
J.Brandard. 1841.
|
В то же время композитор Адольф Шарль
Адан писал музыку к новому балету "Жизель". Этот балет должен был
превзойти популярность программного романтического балета "Сильфида",
поставленного Филиппо Тальони для своей дочери Марии Тальони,
но, что вернее, его датской постановки, сделанной Августом Бурнонвилем для
Люсиль Гран. "Жизель" должна была быть "французским" балетом.
Сценарий был написан
французским поэтом и романистом Теофилем Готье по старинной
славянской легенде, воспроизведенной Генрихом Гейне в его книге "О Германии" - о вилисах - девушках,
умерших от несчастной любви накануне своей свадьбы и мстящих встретившимся им молодым мужчинам за свою несостоявшуюся любовь
"вампирическим" способом - вытягивая из них жизненную энергию. В
балете это эвфемистически изображается посредством "затанцовывания"
мужчин досмерти.
В работе над
сценарием участвовал известный либреттист, умелый автор многих либретто Жюль-Анри
Вернуа де
Сен-Жорж и Жан Коралли (Перрачини), с 1831 года ставший балетмейстером Grand Opera,
называвшейся тогда Королевской Академией музыки и танца. (Подробнее о
всех них можно узнать в
статье о Жюле Перро).
Постановочная часть спектакля была
создана Пьером Люк-Шарлем Сисери (Pierre Ciceri) (декорации) и Полем Лормье
(Paul Lormier) (художник по костюмам).
Перро также был привлечен к работе над балетом, но как бы "внештатно", и
работал украдкой.
Сюжет, сложившийся при работе над этим
балетом, был не менее занимательным, чем балетное либретто. Балет, как потом
писали газетчики, создавался несколькими влюблёнными мужчинами с целью
"служить витриной для талантов одной молодой балерины".
Теофиль Готье успел влюбиться в Карлотту и писал либретто "душой влюбленного
поэта", Жюль Перро продолжал любить её, создавал её как балерину и делал всё, чтобы превратить её в
прима-балерину с мировой славой.
Мировая премьера двухактного балета "Жизель" состоялась 28
июня 1841 года в Королевской академии музыки в Париже. Партию Графа Альберта
исполнял Люсьен Петипа (Lucien Petipa) - младший брат Мариуса Петипа - "отца
классического балета", а партию Мирты - повелительницы виллис - Адель Дэмилейтр (Adele Dumilatre). И балет и Карлотта
Гризи имели грандиозный успех.
Критики объявили, что "Жизель" - величайший балет своего времени.
Они также
сразу возвели в статус звезды Карлотту Гризи, что было редкостью после
первого же её большого (полного по времени) балета в Парижской Опере.
Теофиль Готье описал танец Карлотты, как
"искренний, естественный и искрящийся жизнерадостностью и весельем".
Жалованье Гризи начало быстро расти от 5 000 франков до
12 000 франков в 1842 г. и до 20 000 к 1844 г. с дополнительными гонорарами
за сольные партии. Тогда же были отмечены изменения в её отношениях с Жюлем
Перро. Хотя все хореографические
партии Жизели поставил Перро, вся слава досталась Коралли,
воспользовавшемуся неопределенным и "скрытым" положением Перро и
присвоившему себе всё авторство в хореографии балета.
Вскоре после премьеры балета Жюль Перро оставил Оперу и
Париж, уехав в Англию. В исторических балетных мемуарах бытует мнение, что
это было вызвано не столько происками Коралли, сколько тем, что Карлотта "проявила
благосклонность к Готье в благодарность за свою славу, которую он помог ей
достичь".
По другим версиям она увлеклась молодым красавчиком Люсьеном Петипа.
В подобных отношениях трудно разобраться и наблюдая их, а уж в том, каковы
были чувства и мотивы людей, скрытые далью времен, и вовсе. Как бы там ни
было, и предала ли 21-летняя Карлотта одного мужчину ради другого, но в
любом случае она смогла оставаться примой-балериной и в дальнейшем. Правда,
есть один нюанс... Её наставником так или иначе всегда оставался Жюль Перро. |
|
Гризи в балете "Пери". Литография
J.Brandard 1843 г.
|
Гризи в балете "Пакита".
Литография J.Bouvier. 1843 г.
|
Гризи и Перро.
"Полька". Литография J.Bouvier. 1844 г.
|
|
"Грации" . Литография
J.Bouvier. 1843 г. |
Балет Pas de Quatre.
Четыре прима-балерины:
Карлотта Гризи, Мария Тальони,
Люсиль Гран, Фанни
Черрито. 1845.
Литография J.Bouvier.
|
Необыкновенный успех "Жизели"
подразумевал, конечно, международные её постановки. Начало им положила
состоявшаяся уже через год, в 1842 году, премьера в Лондоне, на сцене Театра
Her
Majesty's.
Балет анонсировался как "трагическое, мелодраматическое, хореографическое,
фантастическое предание суеверий", и носило название
"Жизель, или Призрачные Ночные Танцовщицы" (Giselle or the Phantom
Night Dancers).
Теперь на афише балета стояло имя Жюля Перро, а сам он танцевал вместе с
Карлоттой. Были ли их отношения отныне лишь деловыми? Об этом ничего не
известно. Так или иначе, Жюль Перро поставил для Карлотты все её балеты,
неизменно превосходные по хореографии и также неизменно приносившие ей успех
и приумножавшие её славу.
С 1842 года Карлотта постоянно гастролировала в Лондоне как прима театра
Her
Majesty's - вместе с Перро. Её гастроли проходили с постоянным
успехом, Гризи осуществляла их в период своих отпусков в Парижской Опере.
Гризи танцевала в балетах "Пери" (1842), "Эсмеральда"
(1844), "Полька" (1844), "Суд Париса" (1846). Особенно примечательным было
её участие в специально созданном Перро балете, знаменитом Pas de Quatre для 4-х
известнейших балерин своего времени (и не только
своего): Карлотты Гризи, Марии Тальони, Люсиль Гран и Фанни
Черрито. |
|
|
Премьера его состоялась 12 июля 1845 года в
присутствии королевы Виктории - постановка, собственно, и создавалась как
заказ к августейшему посещению - и вошла в историю балета
не только как признанный хореографический шедевр, но и как успешная попытка
объединить на одной сцене 4-х "Супер Звёзд" (как сказали
бы сейчас), имеющих запутанные и крайне осложненные взаимной
конкуренцией отношения.
Перед Перро стояла трудная задача - не только
примирить в своей постановке четверых самых выдающихся примадонн балета (из
ведущих балерин в нём не участвовала только Фанни Эльсслер), но и
создать такую хореографию, которая выгодно подчеркнет особенности таланта
каждой. Это удалось.
Во время репетиций Перро справился даже с такой нелегкой
проблемой: жесточайшие споры велись по поводу того, в какой очередности
будут появляться балерины - последняя кода считалась самой выигрышной.
Решением было предложение: танцевать согласно возрасту - самая младшая
первой и самая старшая последней. Понятно, что неожиданно всем захотелось
танцевать первой. ;) В результате Гран вела, сопровождаемая Гризи, затем
вступали Черрито и Тальони.
Последнее появление Гризи в Париже
произошло в 1849 в балете Ла Filleule de fées на музыку Адана,
композитора Giselle. Хореография принадлежала вновь Перро, и это, как
полагают, было его самой прекрасной работой.
В Парижской Opéra бюст Карлотты Гризи
был помещен рядом с бюстом Марии Тальони и Эммы Ливрай (1842-1863) (очень
талантливой и многообещающей балерины, которая безвременно умерла после
восьми месяцев страдания от ужасных ожогов, которые она получила, когда её
пачка загорелась на сцене от свечи).
Гризи танцевала в Лондоне до 1851 года, затем она
присоединилась к Жюлю Перро в Санкт-Петербурге, в России, где он занимал
должность Главного Балетмейстера Императорского Театра. Гризи танцевала
"Жизель" в Большом Театре, убедив взыскательную публику своей интерпретацией
роли, хотя первая исполнительница Жизели в России - Фанни Эльсслер - создала
ей серьезную конкуренцию. Перро поставил для неё балеты "Наяда и Рыбак"
(1851), "Война женщин" (1852), "Газельда" (1853), в которых она снискала
большую любовь российских зрителей. Гризи была балериной Императорских
Театров с 1851 по 1853 год, работая не только с Перро, но и с Жозефом
Мазилье (Joseph Mazilie), поставившим для неё 2 маленьких балета: "Красавица
Ганга" (La Jolie Fille de Gand) и Vert-Vert.
В 1853 году Карлотта Гризи уехала в
Варшаву, в Польшу, с крупнейшим польским магнатом князем Леоном Радзивиллом
(Prince Léon Radziwill). Кажется, она намеревалась продолжать танцевать в
Варшаве, однако князь убедил её оставить сцену в то время, когда она
находилась в расцвете своего таланта и на пике своей славы.
В 34 года Карлотта Гризи покинула сцену и обосновалась в Швейцарии близ
Женевы, чтобы последующие 46 лет провести тихо и уединенно в мирной
отставке. В 1853 г. у неё родилась дочь Леонтина (Léontine Grisi)
- от Радзивилла, с которым, однако, они не поженились и расстались через
некоторое время. В её уединении её навещал Теофиль Готье - он оставался
женатым на её сестре, а Карлотта оставалась его последней большой
страстью до самой смерти.
Карлотта Гризи скончалась 20 мая 1899, за
месяц до своего 80-го дня рождения. Её кончина прошла почти незамеченной.
|
Балет Pas de Quatre.
Четыре прима-балерины:
Карлотта Гризи, Мария Тальони,
Люсиль Гран, Фанни
Черрито. 1845.
Литография J.Bouvier.
Теофиль Готье, его жена Эрнеста Гризи-Готье (сестра Карлотты), и их дочери,
Эстель и Джудит.
Фотография была сделана около 1857 г.
(Cliché
Richebourg. B.N.)
|
|
Авторский итог:
среди бесчисленных историй, когда-либо
рассказанных языком танца, никогда не было создано ничего более
прекрасного и горестного, чем драма "Жизель". Благодаря очарованию его
сюжета и "нереально совершенной хореографии" (по
словам Рудольфа
Нуриева) этот романтический шедевр вошёл в классику балета и стал, наряду с
"Лебединым озером", самым знаменитым и популярным балетом в мире.
Он был создан не только для Карлотты Гризи, она сама стала его символом. Его
создал для неё её учитель и возлюбленный, создавший из неё великую и
знаменитую балерину, и остававшийся её Наставником всю жизнь.
Их отношения
достигали своей драматической кульминации в Парижской Опере, с которой их
имена связаны навек, во время самого значительного для обоих творческого
"проекта".
А что до характера... В романе
Леру присутствует прима-балерина, красавица неаполитанка Ла Сорелли,
носящая за корсетом стилет. Леру относится к ней иронически, подчеркивая
её телесную красоту и техничность, но отказывая в духовности и уме.
Что ж, возможно, использовав
историю взаимоотношений и интригующую событийность жизненного романа Гризи
и Перро, Леру не слишком симпатизировал Карлотте (не потому ли он отдал её
имя другой бездушной примадонне?), переместив негатив в образ Ла Сорелли,
но поставив перед Кристиной Дааэ выбор: Искусство или обыденность.
И не подразумевал ли
романист такое развитие жизни Кристины Дааэ, оставившей сцену ради графа
Рауля: почти полвека одинокой жизни в забвении, после яркого, но краткого
взлета Таланта?
|
|
19
января 2006 г.
Автор:
Mary
Источники информации:
Роман Гастона Леру "Призрак Оперы". 1910;
В. Красовская. "Западноевропейский балетный
театр. Преромантизм. Романтический балет". 1983. "Искусство";
Маринелла Гвартерини. "Азбука балета". 2001. Бертельсман Медиа Москау АО;
"111 балетов и забытых опер". "Культ-информ-пресс", 2004;
Сборник статей А.Д.
Чегодаева об искусстве Франции. Москва, "Искусство, 1976.
|