He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

Парижская Grand Opéra 1882



Газетная карикатура времен постройки Оперы на архитектора Шарля Гарнье.
Возможно, она попалась на глаза Эрику и он решил,
что хочет принять участие в строительстве Дворца Музыки.

Гранд Опера. 13-е здание оперного театра в Париже с 1669 года. На этом старом фото строительство уже близится к завершению.

Гарнье со своей командой "дизайнеров" работает над проектом своей мечты, воплотившей "цвет, веру и отчаянную смелость", как он сам говорил.

Здание Оперы в разрезе,  запечатленное  на старой гравюре.
 

Фасад здания Оперы, запечатленный  на старой гравюре.

Торжественное открытие Гранд Опера
5 января  1875 года.

 

Знаменитая Гранд лестница  Оперы. Гравюра.

Вход в Гранд Опера.
Старая фотография.

Большое Фойе в Опере. Гравюра.

Публика в Гранд Опера растекается по так называемым "парадным уровням" - по двум фойе: Большому и Малому. Большое Фойе предназначалось для публики, а в Малом Фойе певицы и балерины встречались со своими поклонниками. Под ногами фланирующей публики живёт своей сложной жизнью таинственный мир "трюмов"  - уровней, обеспечивающих всю работу театра.


Проверка внутренней машинерии под сценой. Где-то тут Эрик сделал свои потайные люки.


Сам Мефистофель ждёт, когда его поднимут, и он появится в дыму и пламени через люк на сцене.
Фото 5 января 1875 г. Открытие Гранд Опера.

 


Так рождается магия на сцене. Подъёмники под сценой возносят актеров, и они появляются, как "Бог из машины".
 


Массивные деревянные кабестаны используются для подъёма и опускания задников декораций.


Целый реквизитный арсенал хранится в Опере.
 

 

Следующие 5 рисунков можно увеличить, кликнув на них.

Увеличить иллюстрацию - Enlarge
Старая гравюра, изображающая декорации к опере "Король Лахорский", поставленной в Гранд Опера в 1877 г.

Декорации к условной опере "Ганнибал" в мюзикле Уэббера поразительно напоминают этот старый рисунок. Видимо,  при разработке сценического дизайна они были взяты за основу.


 

Увеличить иллюстрацию - Enlarge
Старая гравюра, изображающая декорации к опере "Король Лахорский", поставленной в Гранд Опера в 1877 г.

В этой опере также танцевали очень скудно одетые рабыни-танцовцицы. Опять  совпадение с дизайном мюзикла ALW
. В романе Г.Леру эта опера упоминается. Как раз за старыми декорациями к ней, хранящимися на третьем уровне, находился лаз в дом Эрика.
 

Увеличить иллюстрацию - Enlarge
Старая гравюра, изображающая декорации к опере "Король Лахорский", поставленной в Гранд Опера в 1877 г.

Перс видел Эрика, пользующегося этим люком, и впоследствии он и Рауль, пролезши в него, оказались в зеркальной камере пыток в доме Эрика за озером.



 

Увеличить иллюстрацию - Enlarge
Старая гравюра, изображающая отдыхающих артистов. Они в каких-то ассиро-вавилонских костюмах, также напоминающих костюмы из "Ганнибала".
Увеличить иллюстрацию - Enlarge
Старая гравюра, изображающая декорации к опере Моцарта "Дон Джованни". Эрик поминал эту оперу в разговоре с Кристиной.

Но под сценой с декорациями, под всеми помещениями, обеспечивающими работу театра, с работающими в них людьми, скрипучими звуками  подъемников и металлическим клацанием работающих машин, скрывались другие подземные этажи, лабиринты подвалов, спусков, лестниц, безлюдные и безмолвные. Говорят, что в некоторых из этих подземных закоулков ни разу с момента постройки не ступала нога человека.

 

Лестницы, уводящие вниз...
 

Залы, похожие на пантеоны или гробницы...

Круговые галереи, спиралью спускающиеся на нижние уровни...
 

Изрытые тонущими во тьме нишами стены...
 

 

И, наконец, подземное озеро...

В нём даже рыба водится - вон сом плывёт.

 

Всё, что внизу, принадлежало ему - Эрику. Огромные запутанные лабиринты, тонущие в темноте. Он один знал в них все закоулки и ориентировался в них. Это была его Империя.

А наверху устраивали маскарады, и веселилась пестрая толпа в маскарадных костюмах, привлеченная красочными афишами... Члены "хорошего общества" ходили только посмотреть на буйное поведение гуляк - маскарадные маски обеспечивали любому полную анонимность.

Балы в Опере сравнивали либо с Римскими Сатурналиями, либо с Венецианскими карнавалами. Маскарады пользовались необычайной популярностью среди иностранцев, посещавших Париж.

Часто вопрос, который задавали побывавшим на маскараде в Опере, был: "А по-французски сегодня вечером на балу в Опере говорили?"

 

 

 

Маскарадные костюмы того времени. Старая гравюра.

Программка фестиваля французской колонии в Санкт-Петербурге. 1885.

Так выглядели  программки-приглашения на фестивали, балы маскарады и прочие мероприятия. Иногда они содержали ещё и меню ужина.

Поскольку маскарад в Гранд Опера, описанный в романе Леру, был "долгожданным праздником, который ежегодно устраивается в последние дни перед постом в честь дня рождения знаменитого рисовальщика... Там собралось немало художников, которые пришли со своими натурщицами и мазилами-подмастерьями...", то программку рисовали сами художники устроители.

Конечно, она должна была выглядеть не менее красочно.

 

 

 

Эти семь фотографий позволяют увидеть, какими были маскарадные костюмы тех, кто отправлялся на бал-маскарад в 1889 г.

Это старые фотографии реальных людей, живших в то время.

Костюмы заказывались у портных либо брались напрокат.

 

Вот она - люстра... веселитесь...

Кроме публики и тех, кто работает под и над сценой, есть ещё множество самых интересных персонажей, создающих на самой сцене театра прекрасные иллюзии. Артисты. Оркестр и хор, примы балерины и кордебалет, солисты, примадонны и пока ещё скромные ученицы балетной школы при Национальной Академии Музыки.

 

Увеличить иллюстрацию - Enlarge
На рисунке  изображены занятия в балетном классе Оперы.
По тому же образцу построена балетная сцена в "Angel of Music"  мюзикла ALW.
Этот рисунок можно увеличить, кликнув на нём.

 

Три последние иллюстрации - картины Э. Дега:
1. "Оперный оркестр". 1869.
2. "Прима балерина". 1881-1882.
3. "Балетная школа" 1874.

 

Интересно, что на картине "Балетная школа" изображён человек, чей творческий образ и некоторые обстоятельства жизни, возможно, послужили Гастону Леру прототипом для создания образа Эрика. Эрика в его ипостаси гениального исполнителя, творца и Наставника, одержимого любовью к своей ученице, из которой он сделал знаменитую звезду сцены не только Гранд Опера, но и с мировой славой, и чья жизнь неразрывно связана с Парижской Оперой.

Подробную информацию об этом прототипе, вместе с моими соображениями по этому поводу, можно найти на страничке Жюль Перро>>>

Там же, кстати, можно увидеть ещё несколько репродукций картин Эдгара Дега, посвященных Опере из его знаменитой "оперной" серии.

 

14 декабря 2005 г. Дополнено 17 февраля.


Автор: Mary

Источник информации:
George Perry, The Complete Phantom of the Opera; RUG, London, 1987.;
Статья Питера Хейнинга (Peter Haining) "Gaston Leroux and his novel "The Phantom of the Opera", 1985 г. (была напечатана как предисловие к изданию романа Г.Леру "Призрак Оперы", 1986, London, UK).
А.Колесникова. Бал в России. XVIII -  начало XX века. 2005. Азбука Классика.

Некоторые фотографии взяты из семейного архива автора сайта Mary. Убедительная просьба не воспроизводить их без разрешения автора и ссылки на данный сайт.
Some photos are taken from family archives of author of the site - Mary. Please don't copy and place them on the web without permission or links to this site.


На верх
страницы

Гранд
Опера

Эрик
Ангел Музыки

На страницу
Роман Леру

На страницу
Творец Призрака


© 2002 - 2013 Fandrom.ru | Все права защищены| Сайт рекомендован для просмотра всем возрастным категориям