 |
Парижская Grand Opéra
1882 |
 |

Газетная
карикатура времен постройки Оперы на архитектора Шарля Гарнье.
Возможно, она попалась на глаза Эрику и он решил,
что хочет принять участие в строительстве Дворца Музыки.

Гранд Опера. 13-е здание
оперного театра в Париже с 1669 года. На этом старом фото строительство уже
близится к завершению. |

Гарнье со
своей командой "дизайнеров" работает над проектом своей мечты, воплотившей "цвет,
веру и отчаянную смелость", как он сам говорил. |

Здание Оперы в разрезе,
запечатленное на старой гравюре.

Фасад здания Оперы, запечатленный на старой гравюре.
|

Торжественное
открытие Гранд Опера
5 января 1875 года. |

Знаменитая Гранд лестница
Оперы. Гравюра. |

Вход в Гранд
Опера.
Старая фотография. |

Большое Фойе в Опере. Гравюра. |
Публика в Гранд Опера
растекается по так называемым "парадным уровням" - по двум фойе: Большому и
Малому. Большое Фойе предназначалось для публики, а в Малом Фойе певицы и
балерины встречались со своими поклонниками. Под ногами фланирующей публики живёт своей сложной жизнью таинственный мир "трюмов" -
уровней, обеспечивающих всю работу театра.

Проверка внутренней машинерии
под сценой. Где-то тут Эрик сделал свои потайные люки. |

Сам Мефистофель ждёт, когда его
поднимут, и он появится в дыму и пламени через люк на сцене.
Фото 5
января 1875 г. Открытие Гранд Опера. |
 |

Так рождается магия на сцене.
Подъёмники под сценой возносят актеров, и они появляются, как "Бог из
машины".
|
 |

Массивные деревянные кабестаны
используются для подъёма и опускания задников декораций. |
 |

Целый реквизитный арсенал
хранится в Опере.
|
 |
Следующие 5 рисунков можно
увеличить,
кликнув на них.

Старая гравюра, изображающая декорации к опере "Король Лахорский", поставленной в Гранд Опера в 1877 г.
Декорации к условной опере
"Ганнибал" в мюзикле Уэббера поразительно напоминают этот старый рисунок.
Видимо, при разработке сценического дизайна они были взяты за основу.
|

Старая гравюра, изображающая
декорации к опере "Король Лахорский", поставленной в Гранд Опера в 1877 г.
В этой опере также танцевали очень
скудно одетые рабыни-танцовцицы. Опять совпадение с дизайном мюзикла
ALW
. В романе Г.Леру эта опера
упоминается. Как раз за старыми декорациями к ней, хранящимися на третьем
уровне, находился лаз в дом Эрика.
|

Старая гравюра, изображающая
декорации к опере "Король Лахорский", поставленной в Гранд Опера в 1877 г.
Перс видел Эрика, пользующегося этим
люком, и впоследствии он и Рауль, пролезши в него, оказались в зеркальной камере
пыток в доме Эрика за озером.
|

Старая гравюра, изображающая
отдыхающих артистов. Они в каких-то ассиро-вавилонских костюмах, также
напоминающих костюмы из "Ганнибала". |

Старая гравюра, изображающая
декорации к опере Моцарта "Дон Джованни". Эрик поминал эту оперу в разговоре с
Кристиной. |
Но под
сценой с декорациями, под всеми помещениями,
обеспечивающими работу театра, с работающими в них людьми, скрипучими звуками
подъемников и металлическим клацанием работающих машин, скрывались другие
подземные этажи, лабиринты подвалов, спусков, лестниц, безлюдные и безмолвные.
Говорят, что в некоторых из этих подземных закоулков ни разу с момента постройки
не ступала нога человека.

Лестницы,
уводящие вниз...
|
 |

Залы, похожие
на пантеоны или гробницы... |
 |

Круговые
галереи, спиралью спускающиеся на нижние уровни...
|
 |

Изрытые
тонущими во тьме нишами стены...
|
 |
|
 |

И, наконец,
подземное озеро... |

В нём даже
рыба водится - вон сом плывёт. |
Всё, что внизу,
принадлежало ему - Эрику. Огромные запутанные лабиринты, тонущие в темноте. Он
один знал в них все закоулки и ориентировался в них. Это была его Империя.
А
наверху устраивали маскарады, и веселилась пестрая толпа в маскарадных костюмах,
привлеченная красочными афишами... Члены "хорошего общества" ходили только
посмотреть на буйное поведение гуляк - маскарадные маски обеспечивали любому
полную анонимность.
Балы в Опере сравнивали либо с Римскими Сатурналиями, либо с
Венецианскими карнавалами. Маскарады пользовались необычайной популярностью
среди иностранцев, посещавших Париж.
Часто вопрос, который задавали побывавшим
на маскараде в Опере, был: "А по-французски сегодня вечером на балу в Опере
говорили?"

Маскарадные
костюмы того времени. Старая гравюра. |

Программка
фестиваля французской колонии в Санкт-Петербурге. 1885. |
Так выглядели
программки-приглашения на фестивали, балы маскарады и прочие мероприятия.
Иногда они содержали ещё и меню ужина.
Поскольку маскарад в
Гранд Опера, описанный в романе Леру, был
"долгожданным праздником,
который ежегодно устраивается в последние дни перед постом в честь дня
рождения знаменитого рисовальщика... Там собралось немало художников,
которые пришли со своими натурщицами и мазилами-подмастерьями...",
то программку рисовали сами художники устроители.
Конечно, она должна была
выглядеть не менее красочно. |
 |

 |
Эти семь фотографий
позволяют увидеть, какими были маскарадные костюмы тех, кто отправлялся на
бал-маскарад в 1889 г. Это
старые фотографии реальных людей, живших в то время.
Костюмы заказывались у портных либо
брались напрокат. |

Вот она - люстра...
веселитесь...
Кроме публики и тех, кто
работает под и над сценой, есть ещё множество самых интересных
персонажей, создающих на самой сцене театра прекрасные иллюзии. Артисты. Оркестр и
хор, примы балерины и кордебалет, солисты, примадонны и пока ещё скромные
ученицы балетной школы при Национальной Академии Музыки.

На рисунке изображены
занятия в балетном классе Оперы.
По тому же образцу построена балетная сцена в "Angel of
Music" мюзикла ALW.
Этот рисунок можно
увеличить,
кликнув на нём.
|
Три последние
иллюстрации - картины Э. Дега:
1. "Оперный оркестр". 1869.
2. "Прима балерина". 1881-1882.
3. "Балетная школа" 1874.
Интересно, что на
картине "Балетная школа" изображён человек, чей творческий образ и некоторые
обстоятельства жизни, возможно, послужили Гастону Леру прототипом для создания
образа Эрика. Эрика в его ипостаси гениального исполнителя, творца и Наставника,
одержимого любовью к своей ученице, из которой он сделал знаменитую звезду сцены
не только Гранд Опера, но и с мировой славой, и чья жизнь неразрывно связана с
Парижской Оперой.
Подробную информацию об этом прототипе, вместе с моими соображениями по этому поводу, можно
найти на страничке
Жюль Перро>>>
Там же,
кстати, можно увидеть ещё несколько репродукций картин Эдгара Дега, посвященных
Опере из его знаменитой "оперной" серии.
14 декабря 2005
г. Дополнено 17 февраля.
Автор:
Mary
Источник информации:
George Perry, The Complete
Phantom of the Opera; RUG, London, 1987.;
Статья Питера Хейнинга (Peter Haining) "Gaston Leroux and his novel "The
Phantom of the Opera", 1985 г. (была напечатана как предисловие к
изданию романа Г.Леру "Призрак Оперы", 1986, London, UK).
А.Колесникова. Бал в России. XVIII - начало
XX века. 2005. Азбука Классика.
Некоторые
фотографии взяты из семейного архива автора сайта Mary.
Убедительная просьба не воспроизводить их без разрешения автора и ссылки на
данный сайт.
Some photos are taken from family archives of author of the
site - Mary. Please don't copy and place them on the web without permission or
links to this site.
|