Призрак Оперы на экране
Экранизации романа Леру
"Призрак" Лона Чейни
Афиша фильма. 1925 г.
Режиссер Руперт Джулиан (Rupert Julian).
Карл Леммль и Гастон Леру на фоне Гранд Опера. 1922 г. |
USA, 1925.
Производство: Universal Pictures. Черно-белый/подкрашенный/Technicolor, Формат: 35 мм. Немой. Продолжительность фильма: 90 мин.
Режиссёр: Руперт Джулиан (Rupert Julian),
Дополнительный режиссёр: Эдвард Сэджвик (Edward Sedgwick),
Продюсер: Карл Леммль (Carl Laemmle),
Сценарий: Эллиот Клаусон (Elliott J.Clawson),
Раймонд Шрок (Raymond
Schrock),
Главный оператор: Чарльз Ван Энгер
(Charles van Enger),
Вирджил Миллер (Virgil Miller),
Художественный директор: Е.Е. Шиили (E.E. Sheeley),
Бен Карре (Ben Carre),
Технический директор: А.Эйч. Холл (A.H. Holl)
Летом 1922 года президент кинокомпании
"Юниверсал Пикчерс" Карл Леммль приехал в Париж и встретился с Гастоном Леру, написавшим к тому времени несколько сценариев для фильмов по своим
произведениям, и в разговоре поделился с ним своими впечатлениями от вида парижской Гранд Опера, потрясшей его воображение. Леру, почувствовавший возможности момента, подсунул ему экземпляр "Призрака Оперы" - почитать на сон грядущий.
В результате Леммль не спал
всю ночь, пока не прочел всю историю, и наутро пришел к заключению, что её необходимо экранизировать. Однако, сделать это он счел более выгодным по финансовым соображениям на студии в Калифорнии, где уже прошли съемки фильма "Собор Парижской Богоматери",
и высились ещё масштабные декорации собора.
В том фильме снялся
Лон Чейни
(Lon Chaney) - звезда немого кино, "человек с тысячью лиц", как его называли, мастерски перевоплощавшийся с помощью грима, который он сам придумывал и осуществлял, и умевший даже в обличье чудовища
снискать симпатию зрителей, вне зависимости от происходящего на экране.
|
Афиша фильма. Балерины выспрашивают Флорина Папилльон о Призраке.
Он напуган.
Аполлон в натуральную величину.
Дом за подземным озером.
В фильме Чейни ныряет в воду с
бамбуковой трубочкой во рту, чтобы утопить графа Филиппа.
|
Чтобы заполучить его для нового фильма, Леммлю пришлось провести непростые и дорогостоящие переговоры со своим заклятым врагом, президентом MGM Луисом Майером, но всё получилось, и на сценической площадке № 28 студии
"Юниверсал" началось возведение здания Оперы, впервые при
этом использовался стальной каркас для деревянных декораций.
Раз сооруженные, декорации так и остались стоять, они принимали участие в съемках многих фильмов, требовавших размещения большой аудитории, включая версию "Призрака Оперы" 1943 года, и сейчас включены в
туристический Юниверсал Студия Тур - экскурсию по студии. Декорации получились грандиозные.
Крыша Оперы с фигурой Аполлона была воспроизведена в своём реальном размере, звездное
небо получалось путем съемки через рисунок на стекле, помещенном перед камерой, величественная лестница, на которой появлялся Призрак в костюме Красной Смерти, сделала этот эпизод одним из самых впечатляющих в фильме. Под полом студии был построен резервуар с водой для съемок сцен на подземном озере.
Леммль особенно настаивал
на том, чтобы декорации полностью соответствовали интерьерам Гранд Опера. С этим
отлично справились Шиили и Карре.
Если первый в точности воспроизводил
архитектурные чертежи Оперы и её технические особенности, то второй привнёс в
декорации истинную и неуловимую атмосферу грандиозного театрального здания.
Интересно, что Карре в своих воспоминаниях подчеркнул, что "Призрак Оперы"
Гастона Леру был одной из его самых любимых книг.
Съемки начались
29 октября 1924 года,
режиссером фильма стал новозеландец-эмигрант Руперт Джулиан.
Особое
внимание стоит обратить на сценарий фильма. Сценарий переписывался 5 раз и
разными сценаристами. Каждый из вариантов сценария заслуживает подробного
разбора, поскольку в них встречаются совершенно неожиданные и забавные повороты
сюжета по отношению к тексту романа Леру.
От первого
и второго варианта сценария,
носившего рабочее название "The Phantom Swordsman"
(что-то вроде "Призрак-Меченосец"), в котором упор был сделан на
историко-героических сюжетных обстоятельствах, и в котором Эрик становился
мстителем-предводителем по кличке "Бич Божий" или "Каратель", к сценарию,
который воплотился на экране, хотя по пути к окончательному варианту из уже
готовой ленты были вырезаны многие кадры. К счастью, они частично сохранились.
В
подробностях об этом вы можете узнать и посмотреть кадры из всех версий на страничке
"Лон Чейни. За кадром.">>>
В этой версии наличествуют оба брата де
Шаньи и оба под своими именами.
Кроме Карлотты имеется ещё её мама,
которая по совместительству её промоутер, мадам Жири
заменили на Флорин Папилльон - нервного работника сцены.
Зато Буке двое: два брата, Жозеф и Симон.
В фильме также отсутствует Перс, хотя сначала именно он под наименованием Дарога
был прописан в сценариях, но потом в титрах его изменили на Леду, и он стал инспектором
секретной полиции (Arthur Edmund Carewe) - напоминанием о Персе у него осталась только
каракулевая феска и привычка шнырять по Опере в поисках Эрика.
|
Кузнечик или скорпион?
Афиша фильма. |
В роли Кристины
снялась Мэри Филбин (Mary Philbin), бывшая Королева Красоты в возрасте 21-го года (полное соответствие с возрастом Кристины из романа), "Призрак Оперы" был наиболее заметным фильмом с её участием, карьера её закончилась с
приходом звукового кино.
В роли Рауля де Шаньи снялся Норман Керри
(Norman Kerry).
Интересно, что эта первая версия
"Призрака" считается по сию пору лучшей,
она вошла в Золотой фонд классики кинематографа, и безусловная заслуга тут принадлежит Лону Чейни.
Как он ухитрился сделать такой грим? Это осталось секретом мастера, повторить его так и не удалось, и в фильме-байопике о нём под названием
"Человек с тысячью лиц" (кстати, снимавшемся тоже на площадке № 28), Эрик выглядит совершенно другим.
Особенно впечатляет то, что грим Чейни базировался не на маске, а на его
"живом" лице. Известно, что он использовал какие-то проволочные каркасики,
вставляя их в нос, для изменения формы лица помещал за щеки целлулоидные диски и
закапывал в глаза капли для придания им нужного выражения. В результате сцена
срывания маски с Эрика производила на дам такое впечатление, что они норовили
упасть в обморок.
При этом Чейни сыграл, всё же, именно Эрика, а не кровавого
маньяка, хотя в сценарии была изменена вся предыстория его жизни. Эрик в фильме
оказался неким бежавшим с Дьявольского Острова преступным гением и безумцем, укрывшимся в подземельях Оперы.
Сюжет фильма достаточно близко следует тексту романа Леру в мелочах: так
Кристина, проснувшись, видит полдюжины пар премилых туфелек, стоящих у кровати,
потом рассматривает набор гребенок и зеркалец, трогательно украшенных её
монограммой и её силуэтным портретом.
Для фильма были отсняты два
финала, один финал фильма соответствовал смыслу и духу "Призрака" Леру. Кристина жалела Эрика, и он
отпускал её, как в романе. (Вырезанные
кадры этого варианта можно увидеть на страничке "Лон Чейни. За кадром.")
Во
втором варианте финала Эрик не дрогнул, и его преследует и в конце концов
убивает разгневанная толпа.
Маску Призрак Чейни носит белую,
из папье-маше, закрывающую всё лицо до верхней губы, а ниже приделана оборочка
из ткани, прикрывающая рот. Когда Призрак говорит, она забавно колышется.
|
Кто там в малиновом
берете?.. Красная Смерть приходит на бал в Оперу. Немая сцена ужаса.
Афиша. Рауль и Леду встречают в подвале крысолова. Без
крысолова не обходится практически ни одна постановка.
Афиша.
Отлично воссоздан интерьер Гранд Опера. |
По-моему то, что фильм черно-белый,
составляет одно из его преимуществ.
Визуально он очень красив и графичен. Подкрашенные эпизоды смотрятся стильно, особенно хороша сцена на лестнице во время
Маскарада.
В те
времена немые фильмы часто подкрашивались в различные цвета, чтобы представить
определенные настроения эпизодов: Красный = огонь, пустыня, страсть; Голубой =
ночь, тайна; Зеленый = подводный мир, темные эмоции; Желтый = счастливые сцены.
Декорации
лаконичны, костюмы тоже радуют, и развевающийся плащ Призрака, за неимением в немом кино фирменного призрачного смеха, становится знаковым образом, таким же, как падающая люстра - сцену её падения снимали, опуская люстру на веревке, в то время как медленно двигающаяся камера
фокусировалась на ней.
Когда ленту прокручивали с нормальной скоростью, достигался эффект пугающе стремительного падения.
Предварительный показ прошел
7 и 26 января 1925 года в Лос-Анджелесе,
причём для него было сделано два разных финала.
После
превью ленту опять редактировали, переснимали и перемонтировали,
новый режиссер
Эдвард Сэджвик, специализировавшийся на вестернах и комедиях, активно взялся за дело, и даже после
премьеры в Сан-Франциско
26 апреля 1925 года всё не могли угомониться: в фильм решено было добавить комических сцен, таких, как сцены со стейджменом,
выпрыгивающим из люка в лучших традициях гэга, а некоторые
только к этой премьере добавленные сцены вновь
вырезали.
Несмотря на такую суету со
сценарием и перекраиванием фильма в процессе съемок, фильм имел большой кассовый
успех в Америке.
В Англии успех, однако, был меньшим. Спустя два года после
выхода фильма в кино пришел звук, и немые ленты были обречены.
В 1929 году к
фильму были добавлены музыка и некоторые диалоги, а также вопли ужаса.
При озвучивании фильма подразумевалось,
что голос Лона Чейни будет слышен, но в результате его дублировал другой актер.
Чейни
не был привлечен к озвучиванию и умер в том же году.
Дубляж пения Мэри Филбин был проведен не
слишком удовлетворительно вследствие недостаточно ещё хорошо освоенной новой
техники озвучивания.
В результате, треть фильма
стала сопровождаться звуком, и это стало той экранной версией фильма, которую мы
видим теперь, прекрасно восстановленную с помощью новейших технологий.
Гастон Леру успел
увидеть фильм и одобрил его.
|
Это интересно:
- Поскольку фильм снимался в трёх цветовых
форматах, для съемок каждой сцены оператор Ван Энгер ставил три различных типа
освещения. Одно для съёмок Technicolor, другое для
черно-белого варианта и более драматически эффектное освещение для рекламных
фотографий.
- В съёмках фильма было задействовано около 5 000 человек. В
частности, зрительный зал в Опере был заполнен настоящей "живой" публикой (тогда
ещё не додумались снимать вместо зрителей подкрашенные палочки для чистки ушей
;))
- В 1935 году Карл Леммль Мл. начал подготовку
к ремейку "Призрака Оперы" с продюсером Джеймсом Вейлом (James
Whale). Но фильм никогда не был снят.
Актер Лон Чейни - настоящее его имя Леонидас
Фрэнк Чейни (Leonidas Frank Chaney) -
родился 1 апреля 1883 г. в Колорадо Спрингс, Колорадо, США.
-
Он снялся более чем в 150 фильмах. Самые его известные фильмы: "Горбун собора
Парижской Богоматери" и "Призрак Оперы". Среди его фильмов есть фильм под
названием "Угроза Карлотте" ;)
-
Известное прозвание Чейни - "Человек с тысячью лиц". С ранних лет Чейни
экспериментировал с искусством накладывания грима, так как его увлекала идея при
помощи изменения внешности героя его ролей наиболее полно раскрывать суть и
характер образа.
-
Родители Чейни был глухонемыми, а мать к тому же была тяжело больной женщиной,
большую часть жизни прикованной к постели. С раннего детства
Чейни ухаживал за ней.
-
Рост Чейни - 1, 73 м.
-
Чейни умер 26 августа 1930 г. от рака легких.
-
Сын Чейни, известный как Лон Чейни-младший (Lon
Chaney Jr.), также стал киноактером и снимался преимущественно в
фильмах ужасов. Он с детства находился под опекой отца, так как с его матерью
Чейни развелся после нескольких лет безуспешных попыток побороть её алкогольную
зависимость.
Актриса Мэри Филбин присутствовала на
премьере мюзикла Эндрю Ллойд Уэббера "Призрак Оперы" в Лос-Анджелесе 31 мая 1989
года. Она умерла в 1993 г.
Это интересно:
- уникальная кровать в форме лебедя в доме Эрика принадлежала известной актрисе
Gaby Delys. Позже её использовали для съемок фильма
"Бульвар Сансет" с Глорией Свонсон (Gloria Swanson);
- рекламная кампания фильма была беспрецедентной по тем
временам, а последующее использование названия Phantom
для товаров сравнимо с современным мерчандайзингом.
Так по всей Америке
продавалась губная помада "Призрачная Красная" (Phantom Red),
Национальная Ассоциация Текстиля выпустила шелковую ткань под тем же названием
Phantom Red, магазин балетной обуви продал сотни
пар пуантов под маркой Phantom Red
Ballet, знаменитый магазин "Сакс" на 5-й авеню в Нью-Йорке
продавал вечерние туфли на высоченном каблуке Phantom Red Velvet
Evening Opera Pamps, были конфеты
Phantom Candy и
Phantom модели
радиоприёмников;
- Мэри Филбин рекламировала всё от туфель до радиол, причём на рекламе
обязательно присутствовал Призрак в костюме Красной Смерти;
- Норман Керри носил Призрачную соломенную шляпу (Phantom Straw Hat).
Афиши и постеры к фильму:
Нельзя обойти вниманием постеры и
афиши, выпущенные для рекламы фильма. Они занимают особое место среди
кинорекламной продукции того времени - есть весьма выразительные в смысле графического
решения и эффектной подачи материала.
Впоследствии афиши к этому фильму также
стали образцом для подражания, определив стиль рекламной полиграфии на несколько
лет (возможно, даже десятилетий) вперед.
Я помещаю здесь только несколько наиболее удачных с моей точки зрения, поскольку
их количество очень велико.
Балерины пугаются тени Призрака. |
Виконт Рауль подглядывает и видит, как Кристина проходит
сквозь зеркало. |
И вот они встретились... "Честное слово, я - твой
учитель". |
Эрик везёт Кристину в своё логово
на
коне Цезаре. |
И в лодке по подземному озеру. |
Гостиная в доме Эрика. |
Спальня хозяина. Гостья испугана. |
Гостевая спальня. Кровать в форме
лодки. |
Эрик играет на органе. Кристина
с восторгом его слушает. |
Теперь слушает Эрик. На Аполлоне.
Кристину. И без всякого восторга. |
Инспектор Леду и Рауль. Как-то они друг на друга
смотрят... Не то подозрительно, не то наоборот, понравились друг другу. |
Рауль и Леду в камере пыток Эрика. В
камере растут какие-то баобабы. |
Те самые роковые Скорпион и Кузнечик.
Автор:
Mary Источники информации:
George Perry,
The Complete Phantom of the Opera;
David Parkinson, Cinema, Oxford University Press;
Philip J. Riley "The Making of The Phantom of the Opera", Classic
Silent Series. Volume 1.
Фильм The Phantom of the Opera, 1925.
|