Призрак Оперы на экране.
Экранизации романа Леру.
"Призрак Оперы" 1943 г. с Клодом Рейнсом
|
Титры фильма идут на
фоне рисованного занавеса и под музыку оперы "Марта", с действия которой
фильм и начинается. |
|
Клод
Рейнс в роли Эрика Клодэна
(Erique Claudin).
Спокойный, положительный и благообразный творческий
интеллигент, мирно пиликающий на своей скрипочке в оркестре Парижской Оперы.
Собственно, он воплощает голливудский кинематографический типаж
"благородного отца".
Сюзанна Фостер
в роли Кристин Дюбуа
(Christine
DuBois). Американочка молочной спелости с отличным вокалом.
Нельсон Эдди
в роли Анатоля Гаррона
(Anatole
Garron). Прекрасный голос.
Эдгар Баррьер
в роли Рауля Добэра
(Raoul
Daubert).
Два в одном.
А это
Рейнс в виде
Призрака Оперы.
Люстра присутствует постоянно. |
1943 г. Производство:
A Universal Picture, USA
Цветной. Звуковой. Язык: английский.
Продолжительность фильма: 89 мин.
Режиссёр: Артур Любин (Arthur Lubin),
Продюсер: Джордж Вагнер (George
Waggner),
Сценарий: Эрик Тейлор (Eric Taylor) и
Сэмюель Хоффенштейн (Samuel Hoffenstein),
Адаптация романа Г. Леру: Джон
Джекоби (John Jacoby),
Оператор: Хэл Мор (Hal Mohr)
и В.
Ховард Грин (W. Howard Greene);
Постановочный дизайн: Джон Гудмен (John Goodman)
и Александр Голитцен (Alexander Golitzen);
Грим: Джек Пирс
(Jack Pierce);
Костюмы: Вера Уэст (Vera West);
Композитор и дирижёр: Эдвард Уорд (Edward Ward).
Ремейки успешных фильмов для Голливуда - дело обычное. В
1943 году студия Universal Picture вновь
обратилась к теме Призрака, но упор сделан был на другом. Фильм получился,
как писали критики, "больше об опере, чем о
Призраке Оперы", и действительно, фильм похож скорее на масштабный
музыкальный концерт, где номера скреплены занятным ненавязчивым сюжетом, чем
на атмосферный триллер. Гораздо большее внимание было уделено
собственно опере, музыке, многокрасочность цветов и большой по тем временам
бюджет - полных 1.75 миллионов долларов(!)
- сулили успех. Премьера фильма состоялась 27
августа 1943 г. и имела огромный кассовый сбор.
Сценарий фильма переписывался
несколько раз, так же и выбор актеров претерпевал изменения: первоначально
сценарий был рассчитан на популярнейшую поющую актрису Дину Дурбин в роли
Кристин и Бродерика Кроуфорда в роли Призрака. По разным причинам, в числе
которых было вступление США во Вторую мировую войну, варианты
кастинга менялись, и в конце концов в фильме снялся известный баритон
Нельсон Эдди (Nelson Eddy)
в роли оперного певца Анатоля Гаррона,
а
юная певица Сюзанна Фостер (Susanna Foster),
которой на время начала съемок было 18 лет,
снялась в роли Кристин Дюбуа.
Сюжетная линия Леру подверглась
значительной переделке, многие действующие лица романа просто исчезли, а те,
что остались, претерпели кардинальные изменения. Выдающийся Британский актер
Клод Рейнс (Claude Rains) был приглашен
на роль Эрика Клодэна (Erique Claudin).
В новом фильме его Эрик был скромным и
тихим оркестрантом 48-ми лет, скрипачом, который тратит свои кровные на
тайное спонсирование уроков пения юной Кристин Дюбуа, дублерши оперной примадонны,
к которой питает тайную склонность. В течение трёх лет Кристин берёт уроки
у знаменитого профессора вокала (почему она думает,
что это ничего не стоит, в фильме не объясняется), но о
таинственном спонсоре наивно не подозревает.
Классический
треугольник романа Леру в этом фильме превратился в квадрат. У
Кристин имеются ещё два поклонника - оперный певец Анатоль Гаррон и
благородный полицейский инспектор из Сюртэ Рауль Добэр, окончивший военную академию Сен-Сир,
роль которого играл Эдгар Баррьер (Edgar Barrier).
В данном фильме этот персонаж одновременно сочетает в себе функции
влюбленного Рауля и следователя по делу Призрака, т.е. некоторым образом
инспектора Леду из фильма 1925г..
Налицо полное
изменение всего наполнения образа Эрика. История переведена в чисто бытовой
план этакого мелкобуржуазного оттенка и осенена воистину отеческим духом
взаимоотношений Кристин и Призрака. В фильме нет хоть малейшего
намёка на эротическую подоснову одержимости Эрика юной певицей.
Внимание! В дальнейшем это найдёт объяснение, хотя и не в самом
фильме ;)
В фильме Призрак
превратился почти во второстепенный персонаж, на первый план выдвинулась
музыка.
В фильме
задействованы целых пять (5) опер(!), из них три исполняются большими
кусками минут по пять экранного времени каждая, во время которых целиком
идут полные арии из них, а также танцевальные номера и массовые пляски.
Начинается фильм с представления оперы "Марта"
Фридриха фон Флотова (немецкого композитора
XIX века, автора комических опер).
Затем следует вымышленная опера "Амур во славе" на
темы произведений Шопена; далее опера
"Дон Джованни"
Моцарта отменяется, что отмечено на афишах; затем в финале исполняется
большущий кусок вымышленной оперы, базирующейся на Симфонии № 4
П.И.Чайковского и называющейся "Кавказский князь под маской".
Во время этой "русской" оперы (вместо "Фауста")
и разыгрывается финал картины: падение люстры и похищение Кристин Призраком.
Приятно послушать, как
Нельсон Эдди поет тут по-русски, причем практически без акцента, видимо, это
приятный реверанс в сторону России как союзницы Америки во Второй
Мировой войне.
Пятая опера в фильме
также дана намёком, и это наконец-то
"Фауст" Гуно.
Намёк дан в заключительных кадрах фильма: когда Кристин возвращается
в свою артистическую после триумфа, она одета в костюм Маргариты. |
|
Джейн Фаррар
в роли примадонны мадам
Бланкаролли
(Blancarolli).
Хорошо поёт.
Афиша 1943 г., повторяющая кадр из фильма.
Пилите, Эрик, пилите... |
Итак, в оркестре играет скрипач Эрик
Клодэн, на сцене поёт юная сопрано Кристин Дюбуа, на неё
поглядывает солист Гаррон, за кулисами маячит полицейский Рауль.
Заболтавшись с Раулем, Кристин не успевает выйти на поклоны, и после
спектакля её вызывают в кабинет дирижёра. Тот делает ей дисциплинарное
внушение. *Примечателен разговор Кристин с главным
дирижёром Оперы: "Вы должны выбирать между оперной карьерой и тем, что
обычно называют "нормальной жизнью". ...Вы не можете служить обеим. У артиста
особый темперамент, и он должен прожить свою жизнь исключительно с теми, кто
понимает это".* Кристин полностью согласна
с такой постановкой вопроса.
В коридоре ожидает
своей очереди Клодэн. Его поведение и слова, обращённые к ней, озадачивают
Кристин - они звучат слишком лично.
Дирижёр устраивает Клодэну
прослушивание, и хотя Клодэн сыграл колыбельную (старую
народную песню его
родного Прованса) верно, он всё же признаётся, что у него немеют
пальцы левой руки, после чего получает приказ об увольнении и сезонный
абонемент в Оперу в утешение.
Домохозяйка удивляется, что так хорошо
зарабатывающий человек ест пустой супчик и не может платить за квартиру. Мы
понимаем, что все накопления за 20 лет беспорочной службы в Опере Клодэн потратил на
уроки вокала для Кристин. Увы, "Нет денег, нет уроков", - говорит профессор вокала, и Клодэн пытается продать написанный
им концерт для рояля с оркестром - плод трудов многих
лет - в музыкальное издательство.
|
|
Однако не всё так просто. Случайно
подслушав, как в типографии композитор Ференц Лист (которому
по иронии судьбы как раз нахваливает концерт Эрика второй издатель) наигрывает
его произведение, он решает, что подлый первый издатель украл его шедевр, набрасывается
на издателя и удушает его, но помощница того выплескивает ему в лицо кислоту для
протравки гравировальных досок.
Обожжённый Эрик скрывается от полиции,
прячась в коллекторе сточной трубы.
Как всегда радуют изображенные с юмором
директора, реагирующие на доклад о том, что таинственный Призрак
похитил маску, плащ и съестные припасы из буфетной, в частности ветчину и
паштет, и на известие, что Клодэн кого-то убил, репликами, которые можно считать
Цитатами фильма:
"Несчастный, он отравится этим паштетом" и
"После двадцати лет в Опере человек способен на всё".
:)))
За прелестной Кристин наперебой ухаживают
два поклонника - Анатоль Гаррон и Рауль. Фостер сыграла
умненькую и серьезную Кристину. С поклонниками она умело управляется с милым
лукавством. Когда её учитель вокала в свою очередь говорит ей:
"Первое - музыка, музыка - это всё... Вы не понимаете;
женщины никогда не понимают", похоже, что как раз в
этой версии Кристин поняла...
Забавно, но Кристин играет и поёт Анатолю
ту же самую мелодию, что играл дирижёру Эрик Клодэн, поясняя при этом, что она с
детства в Провансе знает эту народную песню. Тем временем след от Клодэна ведёт к Кристин - у него в
доме Рауль нашёл скульптурный бюстик Кристин; оказалось, его изваял Анатоль, а
Эрик украл... ;)
Театральная жизнь кипит. По стенам
скользит тень Призрака в шляпе и плаще. Таинственный голос в гримёрке обещает
Кристин, что она станет звездой оперной сцены. Во время представления "Амура во
славе" Призрак подсыпает мадам Бланкаролли в реквизитный бокал отраву, и она теряет
сознание. Кристин заменяет её и имеет оглушительный успех. Призрак в подземелье слушает.
Однако пришедшая в себя примадонна обвиняет в отравлении Гаррона и требует его
ареста, но соглашается замять дело, если успех Кристин замолчат, а её переведут
в хористки. Ясное дело, Призрак убивает примадонну (и заодно её служанку).
Когда Гаррон пытается его поймать, Призрак
сбрасывает его с колосников, но Анатоль удачно планирует.
Призрак шлёт письма с требованием дать
петь Кристин, директора готовы уступить, но инспектор Добэр рассуждает, что
если удовлетворить его требования, то Призраку больше ничего будет желать и он
куда-нибудь денется. Тогда его не поймать. Лучше пусть поёт другая певица,
Призрак на неё будет охотится, а тут мы ка-а-ак бросимся... Вызывается петь
какая-то мужественная мадам Лоренци (в
её роли - Nicki Andre).
Однако Анатоль Гаррон не согласен, он
втихаря готовит другой план, к которому привлекает композитора
Ференца Листа (в его роли - Fritz
Leibner). Маститый композитор должен играть на сцене тот самый
концерт, из-за которого всё произошло, и подразумевается, что Призрак услышит и
себя обнаружит.
Исполняется опера из жизни замаскированных
лиц кавказской национальности. Кроме того, мне понравилось, что
маска Призрака - белая, оставляющая открытым рот - позаимствована им из
реквизита этой оперы, там весь хор носит такие маски, и Призрак среди них
незаметен. Маску Призрак забирает у задушенного им замаскированного
полицейского. Становится ясно, что план Рауля имеет изъяны.
Кстати, необычайно забавно смотреть на
костюмы в этой псевдо-опере. Сборная солянка приблизительно кавказских горских костюмов с какими-то
скифскими (наверное, взяты для фильма из реквизита "Половецких плясок") и
старо-русскими кольчугами со шлемами русских витязей (не иначе, из реквизита "Псковитянки"),
да ещё мелькают украинские жупаны. :)))
|
|
Падение люстры
в этом фильме почти калькирует тот же эпизод в фильме с Чейни, и при съемке
использовался тот же технический прием. Призрак пилит толстую
металлическую цепь
ножовкой. Люстра падает, паника. В суматохе Призрак похищает Кристин. Он ведёт её в своё подземное убежище, говоря
ей: "Не беспокойтесь, я всегда буду заботиться о
вас! Вы останетесь со мной, дитя моё... ...Я всегда опекал вас... Ваш разум
отравлен, вас восстановили против меня, но это пройдёт...", и что
отныне они навсегда останутся здесь, она будет петь ему, ему было так одиноко
без неё, и называет её "моей малышкой".
(Тон речей настораживает, не правда
ли?)
Надо сказать, что Клод Рейнс
тонко и убедительно сыграл этакого ласкового маньяка, от чьих вкрадчиво разумных
объяснений про то, как вам будет хорошо, когда он вами займётся вплотную, мороз по коже подирает.
Это единственный эпизод в фильме,
когда становится страшновато.
Тем временем Анатоль на сцене усаживает за
рояль Листа. Звуки музыки долетают до мрачной бездны, и Эрик слышит свой
концерт. Он вдохновенно начинает играть на рояле и просит Кристин петь. Оба её нормальных
поклонника идут на голос, потом Кристин срывает с Эрика маску и видит следы
ожогов. Врываются спасатели, Клодэн хватает
шпагу(!), Рауль хочет выстрелить, но Анатоль бьет его по руке, в результате чего
пуля летит вверх, это
вызывает обвал целых потолочных монолитов, и Призрак погибает под развалинами. Кадр фиксирует
лежащую среди обломков скрипку и маску.
В те времена ещё не знали, что можно
сделать затравку для продолжения в духе "Возвращение Призрака", поэтому экран
меркнет. Сейчас, думаю, в последний момент мы бы увидели, как многотонные камни
зашевелились, и из-под них показалась бы шарящая рука.
Спасатели успевают убежать, прихватив
Кристин. Примечательная фраза: "Скорее, сейчас всё рухнет, слишком
здесь всё
древнее! Его уже не спасти..." (Хотя время действия фильма
четко не обозначено, но можно предполагать, что дело происходит где-то в
1890-х гг. Зданию Оперы только около 20-ти лет, так на что они
намекают!?...)
Кристин жалеет Эрика, и следует весьма
неоднозначный диалог: "Он сказал, что это его концерт,
и он написан на мотив моей песни. Кто же он?" - "Он приехал из дальнего
уголка Прованса, там все знают эту старую народную песню",
- информирует Анатоль. - "Он
был незнаком мне, но я вдруг словно бы почувствовала с ним какую-то связь, -
говорит Кристин. -
Что-то вроде жалости... И понимания". - "Его безумие когда-нибудь
забудется, - подхватывает Анатоль, -
а его музыка, его концерт останутся". - "Я так рада, что успела узнать
его до того, как он... бедный Клодэн", - вздыхает Кристин.
Заключительная сцена показывает нам
Кристин, возвращающуюся со сцены в костюме Маргариты из оперы "Фауст" с цветами.
Оба поклонника домогаются пригласить девушку на ужин и выбрать одного из них, но Кристин выбирает
восторги публики и Оперу. Мужчины решают пойти в ресторан вдвоём... ;)))
На этой шутливой ноте фильм заканчивается.
Выводы и примечания: Хотя фильм отнесен к
разряду "ужасов", таковых в фильме мало. Конечно, сошедший с ума от сложностей
жизни Призрак убивает за время фильма 4-х человек: примадонну, служанку,
издателя и полицейского, и роняет люстру, но выглядит он
всё равно как-то культурно, да и вся атмосфера лёгкая, веселая. Вообще, всё в этом фильме как бы смягчено, приглушено (кроме
пения), и тона красок пастельные. Подземное озеро имеется, но оно мелкое, да и
обойти его можно; дом Призрака - маленькая немеблированная келья, хотя непонятно, как он за
столь малый срок успел и рояль-то туда притащить; уродство Призрака скорее
напоминает большое родимое пятно и не повергает в ужас.
Довольно недостоверно, что всю жизнь
просидевший за пюпитром немолодой скрипач вдруг оказался способным на такую
физическую активность. Карабкается, перепрыгивает, душит, пилит... (А
вы пробовали пилить что-то ножовкой, вися на одной руке в воздухе и без упора?
Попробуйте...) Впрочем,
в этом сценарии всё списывается на его сумасшествие, а как известно, у
душевнобольных силы неожиданные. Но что интересного в обычном медицинском
случае, никаком не гениальном изгое? Фильм рассказывает другую историю, это не
Эрик из романа Леру.
Его мотивация совершенно иная, как мы
увидели - он не влюблён в Кристин, он только страстно желает её опекать, а
почему, остаётся непонятным, и сюжет "провисает". В течение фильма нас
неоднократно наталкивали на некую догадку, многие говорили Клодэну, что "он
ей в отцы годится" и прочее в том же духе. И эта повторяющаяся колыбельная,
знакомая обоим...
РАЗОБЛАЧЕНИЕ: Всё становится
на свои места после того, как узнаёшь, что в
оригинальном сценарии Эрик Клодэн был отцом Кристин Дюбуа! Он
оставил мать Кристин и малышку Кристин ради своей музыкальной карьеры! После того, как из финала картины было
изъято это разоблачение, его одержимость вокальным образованием Кристин
становится необъясненной и выглядит даже чуть смешно.
Это интересно:
* Хотя
для съемок использовалась сценическая площадка № 28,
лестницу в Гранд Фойе из фильма 1925 года воссоздать не удалось, поэтому сцены
Маскарада в фильме нет.
* Также нет в названии фильма и артикля The.
Однако его нет и в названии романа Гастона Леру, стоящего в заглавных титрах
картины, после того, как оглашено название, перечислены главные исполнители -
между прочим,
первым стоит Эдди, второй Фостер и третьим Рейнс - затем после имён
сценариста и адаптатора выставлено:
"Based on the composition "Phantom of the Opera" by Gaston
Leroux";
*
Опера "Марта" (1847 г.) немецкого
композитора Фридриха фон Флотова
является единственной из всех его опер (надо сказать, он написал их более
30-ти), которая более менее известна в настоящее время, хотя известность её
зиждется на единственной арии из неё - романсе "Ангел мой, образ твой". Однако в
середине XIX века фон Флотов числился среди самых
популярных авторов немецких комических опер, и "Марта" была его наивысшим
достижением и шла на сцене театров всего мира.
Действие оперы происходит в Англии в
1710 г.. Судя по всему, Анатоль Гаррон исполняет в ней партию фермера Плумкета
(в фильме поёт целиком арию, "прославляющую портер"), Кристин - партию камеристки Нэнси/Юлии, а мадам Бланкаролли - партию леди Генриэтты/Марты;
* Время действия псевдо-оперы "Амур во славе" на темы произведений Фредерика
Шопена разворачивается во времена Наполеоновских войн;
* Время действия псевдо-оперы "Кавказский князь под маской", в которой
использована музыка П.И. Чайковского, невнятно. Скорее всего, имелось в виду
время 1850 - 1860-х гг.
* Автор грима Призрака
Джек Пирс является
также творцом грима Чудовища Франкенштейна и обеих Мумий для Бориса Карлоффа, он
превратил Бэлу Лугоши в графа Дракулу, а Лона Чейни Младшего в Вервольфа. Хотя
Пирс старался сделать грим Рейнса таким же пугающим, как грим Чейни в фильме
1925 г., и на протяжение 20-ти лет был изобретателем множества инноваций в
области визажа, таких как пластиковые накладки и накладки из пены, работа над
фильмом 1943 г. ему не удалась, и через два года он ушёл со студии.
*
Впоследствии Майкл Кроуфорд в своей концертной программе рассказывал, что когда композитор Эндрю Ллойд Уэббер предложил ему роль в своём новом мюзикле "Призрак Оперы", то он решил, что ему прочат роль Рауля и начал
изучать работу Нельсона Эдди в фильме 1943 года, и за год так преуспел, что "ходил, как Нельсон Эдди, говорил, как Нельсон Эдди, и пел как Нельсон Эдди".
Как хорошо, что ролью, предназначавшейся Майклу, была роль Призрака!
:)))
*Замечу, что Майкл ошибся - Нельсон Эдди играл не
Рауля, а оперного певца Анатоля Гаррона;
* Кассовый успех фильма 1943 г. побудил
студию снять в 1944 г. "как-бы-сиквел". Это был фильм
"The Climax",
который снимался в тех же самых декорациях, использовались те же самые костюмы и
работала над ним та же самая съёмочная команда. Главную женскую роль оперной
певицы сыграла Сюзанна Фостер, а главную
мужскую роль сумасшедшего
доктора - Борис Карлофф. Действие развивалось в Венском оперном
театре. Подробнее узнать об этом фильме и его сюжете можно на страничке
Другие фильмы и фильмы "на тему">>>
Критика
сравнивала новый фильм с фильмом 1925 года, и далеко не в пользу первого.
Награды. Однако фильм завоевал
две
награды от Академии Кинематографии и Науки за Лучший Постановочный Дизайн: Джон Гудмен (John Goodman)
и Александр Голитцен (Alexander Golitzen),
и за Лучшую Операторскую Работу: Хэл Мор (Hal Mohr)
и В.
Ховард Грин (W. Howard Greene), на церемонии в 1944
г. Публике фильм понравился.
Если вам интересно
составить более полное представление о фильме, то на страничке "Призрак
Оперы" с Клодом Рейнсом. Кадры из фильма" (по ссылке
внизу страницы) можно увидеть краткий видео синопсис из
кадров фильма.
Приятного просмотра.
Все кэпы сделаны
собственноручно автором подборки. Просьба не копировать и не воспроизводить кэпы
без разрешения авторов сайта и ссылок на сайт.
23 марта 2005 г. Реконструкция
страниц произведена 3 апреля 2007 г.
Автор: Mary
Источники информации:
Фильм Phantom of the Opera, 1943;
John L. Flynn "Phantoms of the Opera: The Face Behind the Mask". 2006;
George Perry,
The Complete Phantom of the Opera;
David Parkinson, Cinema, Oxford University Press;
"Michael Crawford in Concert", DVD, 1998.