|
Дороги Эрика
Париж. Впечатления
и фотографии
©
Анастасии. |
|
"Впечатления. Париж Призрака -
Ангел Странного" - это краткий отчёт о кратком визите в Париж летом 2013 г.
|
(*)
Париж Призрака - Ангел Странного.
Устав от трудовых будней, желая небольшой передышки в интенсивном жизненном
ритме, автор захотела немного отдохнуть. Автор собиралась съездить в Вену, либо
в Бельгию, но в результате попала с подругой за компанию в Париж. Помимо
осмотра базовых мест и текущих выставок автор не могла не прошвырнуться
быстренько по местам призрачной славы.
В итоге поездка
получилась удивительно тематической, главным образом из-за того, как она
началась - посещение первой же выставки на второй день приезда задало особый тон :)
А название выставки - L'Ange
Du Bizarre -
подсказало название статьи.
В Музее д'Орсэ - по следам Темного Ангела
(*)Постер выставки. Изначально выставка проходила в музее с 5 марта
по 9 июня 2013г,
но была продлена до 23 июня 2013 г. (очевидно, в связи с ее популярностью).
«Человек есть эта ночь, это пустое ничто,
которое целиком содержится в своей нераздельной
простоте , нескончаемое богатство множества представлений,
образов, из которых ни одно не принадлежит ему или не существует. Здесь
существует именно ночь, внутреннее или
интимное Природы – чистое личное я. Кругом ночь,
наполненная своими фантасмагорическими образами: то появляется вдруг окровавленная
голова, то какая-то белая фигура, которые так же внезапно исчезают. Эту ночь
видишь, если заглянуть человеку в глаза — в глубь ночи, которая становится
страшной!»
Гегель. Цитата из его работы "Йенская реальная философия" 1805-1806
гг., являвшаяся также цитатой к данной
выставке.
В Музее д'Орсэ
проходила (вернее, как раз завершалась - и очень
удачно вышло, что удалось попасть в музей как раз в последний день экспозиции) замечательная
тематическая выставка «Ангел Странного: Темный Романтизм от Гойи до Макса
Эрнста» (L'Ange Du
Bizarre. Le romantisme noir de Goya à Max Ernst), где были представлены картины, фильмы и прочие арт-объекты,
приоткрывающие темные стороны естества человеческого.
Работы Фюсли, Делакруа,
Моро, Гойи, Штука, Ропса, Гогена, Магритта, Эрнста, показ фильмов «Носферату» Ф.Мурнау,
«Франкенштейна» с Б.Карлоффом и т.д., предметы интерьера с ужасными обликами
Медузы Горгоны и всевозможных демонов.
Роскошность этой выставки радует
искушенного любителя искусства не только своим впечатляющим собранием и освещением данной темы, она радует также тем, что человек в "призрачной теме»
воочию мог посмотреть на своеобразную «колыбель Призрака» - на ту среду и те
художественные образы, из которых «вырос» образ Призрака, его натура и символизм
данного персонажа.
«Ангел Странного» -
L’Ange du Bizarre -
восхитительно точное название данной выставки, и как символ выставки - фрагмент
картины «Смерть могильщика» Карлоса Швабе (см. выше). Как не вспомнить Ангела Музыки, одну из ипостасей
Эрика, Призрака Оперы. Он тоже был весьма странным Ангелом, неправильным -
внутренняя красота и уродливый лик трупа, многогранный гений и обреченность
проживать свой век в подземельях Оперы, как в могиле.
На выставке, среди прочего, была
и «Смерть на балу» Фелисьена Ропса - Смерть, пришедшая к людям на бал в красивых одеждах и с
мертвым оскалом (вспомним, Красная Смерть-Призрак на балу в Опере), был скелет
с человеческими глазами, с любопытным и лукавым ехидством, вожделеюще глядящий
вниз (Эрик - живой скелет, ехидно смотрящий на людей в Опере и вожделеющий
вполне телесную живую девушку Кристину Дааэ) - картина
Жюльена-Адольфа Дювоселя "Глазеющий череп" или "Череп с выпученными глазами и
руками, сжимающими стену", были резные стулья с
жуткими мордами, картины множества видений, призраков и фантомов, ведьм и
вампиров, чудовищ, тянущихся к прекрасным молодым девушкам, с ликами Смерти,
уводящей живых в свой мир, изображения таинственных руин, фантасмагорических
страшилищ и прочее....
Фактически портрет Эрика. Пришлось сфотографировать.
Призрак Оперы -
неправильный Ангел, обитающий во мраке, непонятый гений, живая Смерть,
разлучающая влюбленных и уводящая юную девушку в свое царство, устанавливающий
ловушки создатель, невидимый большинству людей и незримо следящий за всеми.
Образ, символистически сотканный из темных нитей, который смог сам силой воли и
души своей порвать собственную материю и принести себя в жертву во имя другого
человека. По сути, одно из ярких воплощений Темного романтизма и
символизма, как он есть в литературе, их отголосок и производное.
На выставке раздавались мини-листовки, с кратким
содержанием - о чем выставка. На английском, соответственно, выставка называлась
Angel of the Odd - что сразу отсылает к названию
одноименного рассказа Э.А.По (там было с иронией).
Помимо этой временной
тематической выставки по-прежнему в качестве постоянной музейной экспозиции
можно увидеть залы, посвященные Опере Гарнье - с макетом Оперы в разрезе,
портретом Шарля Гарнье, макетом, показывающим как работает механика под сценой,
увидеть маленькие макеты старинных декораций, пройтись по стеклянному полу, под
которым макеты Парижа - и ты словно скользишь по воздуху на городом,
в том числе и над Оперой.
Все фотографии ниже можно
увеличить, кликнув на
фото.
В Гранд Опера -
доме Эрика На посещение Оперы было всего
полдня, и потому он оказался насыщенным.
Когда поднимаешься по ступенькам Оперы то можно услышать, как экскурсоводы на
разных языках (на понятных, по крайне мере уж точно) вещают про Гранд Опера, и
среди слов можно услышать "...а еще здесь обитает сам Призрак Оперы".
А еще у Оперы и на ее ступенях орудуют вполне реальные
эмигранты-румыны, которые обворовывают туристов только так - на глазах у автора
данной статьи одна такая румынская группа отобрала сумку у туристки, которая за
ними погналась. У Оперы надо быть нынче на чеку. Тут не до мистики.
Пофотографировав фасад спереди, надо было обойти здание и
заходить, так сказать, сзади. Сзади, к сожалению, было не так красиво, ибо шли
какие-то реставрационно-строительные работы и многое было в лесах и за щитами,
сновали рабочие, работали всевозможные агрегаты. Забавно, но на щите, где
фигурировали наименования подрядчиков и прочих, кто этим занимался и курировал,
среди других, значилось "Лефевр". Старик Лефевр вернулся, чтобы подлатать Оперу?
Про Гранд Опера, на самом деле, сказано уже многое и можно
сказать еще больше - но одно бесспорно: вы никогда не поймете истинного обаяния
Гранд Опера, не проникнитесь атмосферой этого театра, не почувствуете сложного и
четкого биения сердца этого Дворца Музыки и Искусства, отдающегося метрономом в
стенах, в причудливых украшениях-саламандрах на перилах знаменитой лестницы,
коридорах и зеркальных залах, не побывав в нем.
Просто глядя на фото Оперы Гарнье кто-то может почесать
голову и удивленно сказать: "Вот понастроили, и как это ваш Призрак Оперы мог
жить в таком навороченном эклектичном месте, если сам он был такой весь из себя
изысканный". Побыв внутри, вы все понимаете, и вам становится ясно - что да,
именно в таком и только в таком театре мог обитать Эрик, Ангел Музыки.
У Гранд Опера множество ликов и несколько масок - одна
проглядывает из под другой. На поверхности бьющая в глаза роскошь и изобилие
убранства и отделки, едва ли не давящая своей пышностью, а под ней "шутки Гарнье",
как их называют - к примеру, Салоны Луны (женский салон, озаряющийся
холодным серебристым светом, с изображением Луны и летучими мышами и совами на
потолке, холодный салон - а все потому, что светские дамы там вкушали мороженое,
отсюда и такая отделка: женская символика, луна, белое золото и холодный,
немного дымчато-призрачный свет) и Салон Солнца (мужской салон, с ярким
желтым светом, символом солнца и саламандрами на потолке, желтое золото).
Зеркала в этих салонах расположены так, чтобы отражать свет
люстр и умножать иллюминацию, при этом отражая огни люстр до бесконечности, пока
голова не начинает кружиться, поэтому Салон Солнца словно купается в ярком и
бодром освещении (амальгама зеркал из золота), а Салон Луны тонет в легкой
серебристой дымке (амальгама зеркал - из серебра). Совершенно непередаваемые
ощущения.
Конечно же, знаменитая парадная лестница, лестница, на которой
во время Бала Маскарада явилась Красная Смерть - водопад из белого
мрамора, задуманная Гарнье как лестница-театр, а балконы на каждом этаже вокруг
нее - словно театральные ложи.
Их архитектура и оформление имеют поразительный
эффект - лестница словно бы живая, струится, свет со всех сторон падает на
нее яркими бликами. У основания главной лестницы - светильники в форме женщин, и
саламандры карабкаются к ним по перилам более узких лестниц, ведущих из ротонды
и вестибюля "Пифии" к парадной лестнице.
Фигура в розовом, словно в шаре, на крайнем фото слева - один из
тех разодетых манекенов
|
|
|
И вот ты самолично поднимаешься по этой лестнице, окруженный
великолепием мрамора со всех сторон. К сожалению, фотографии не передают этого в
полной мере, но разнообразие оттенков мрамора здесь просто феноменальное -
тут не просто "белый мрамор везде", нет, тут есть желтые, красные,
розовые, зеленые, серые, сиреневые тона. Они все сочетаются, сливаются,
освещение только помогает им, в результате все помещение играет - словно бы одни
его части светятся изнутри, перетекают, а другие остаются недвижными, матовыми.
В дополнение ко всей этой красоте я с удивлением увидела, что
на некоторых балконах-"ложах", обрамляющих лестницу (а до этого в вестибюле
"Пифии") стояли манекены, одетые в разнообразные театральные костюмы и в разных
позах! Причем когда автор возвращалась из зала обратно, манекены уже
убрали! Что это такое было (вроде как выставка театрального костюма или краткая фотосессия) я не знаю,
но тот, кто это сделал - я вас люблю, ибо это было так призракооперно!
На балконах-ложах - манекены. |
И тут манекены - вестибюль "Пифии".
|
|
Поднявшись по лестнице, я наконец попала в коридор, а там
уже, если пройти подальше, располагались ложи - одна из них была специально открыта
для посещения туристов, в нее можно было зайти, оценить убранство и обозреть
из нее зал. Остальные ложи были заперты.
Конечно же, знаменитая люстра! Вот и увиделись :) Что
характерно, туристам (как раз была группа из соотечественников) экскурсоводы показывают на Ложу № 5, которую было из
"демонстрационной" ложи неплохо видно, и рассказывали - про историю Призрака
Оперы, про падение люстры, про то, что Призрак и до сих пор обитает в стенах
Оперы и все забавные случаи и проделки сваливают на него, даже якобы если делать
фотографии в зале и уж тем более, если пытаться сфотографировать Его Ложу,
фотографии обязательно будут с бликами (последнее совершенно не
оправдалось, ничего не бликануло).
Интересно было, что российским туристам рассказывают про Призрака
и Ложу, однако общая реакция соотечественников - "0", практически никто не
знает, о чем речь, и повышенной заинтересованности не проявляется. Российских
туристов так же не водят отдельно к Ложе № 5, поскольку у россиян это
непопулярно. Зато англоязычные, испаноязычные и т.д. группы экскурсоводы
подводят прямо к Ложе №5 и подробно рассказывают, что это именно то самое и
есть, а народ радостно реагирует (а кто-то даже восторженно
всплакнул, что, конечно, уже несколько чересчур). Правда в Ложу по такому случаю
не запускают.
Автор, естественно, спокойно пошла и нашла Ложу № 5
самостоятельно.
Помимо радости от созерцания "той самой Ложи № 5" меня
порадовало, что на Ложе № 5 висела милая аккуратная табличка с надписью
"Ложа Призрака Оперы" - молодцы французы. Отметились. К
моему большому сожалению, Ложа
была заперта, однако через оконце в двери можно было
рассмотреть, что там внутри (собственно стулья, крючки, чтобы повесить
одежду - с виду обычная Ложа, но внешность, конечно же, обманчива, не так ли
;)).
Но разве могло все так и закончится, если дело касалось
Эрика? Дальнейшее показало, что не все так просто...
Автор так долго крутилась у Ложи № 5, что один из работников
Оперы (кто это был, я так и не поняла, может кто-то вроде смотрителя по ложам?), очевидно это заметил и поинтересовался - сначала по-французски, а
потом на ломаном английском: "Вы интересуетесь Призраком ?"
(похоже, поведение автора является типическим для особей вида "интересантус
призракус").
Автор
подтвердила, на что месье улыбнулся, затем сделал подчеркнуто серьезную мину и заметил, что понятно, ведь
Призрак-де до сих пор здесь бывает, и когда недавно после представления запирали
ложи в уже пустых коридорах слышали чей-то смех. Потом, немного подумав, он
снова улыбнулся и... запустил меня в Ложу, мол, давай, безумствуй, но только по-быстрому. Я
сумбурно поблагодарила его за это (и
за рассказ), молниеносно осмотрела внутренность легендарного помещения, постучала по колонне... полностью выбросив из головы, что, вероятно,
со стороны это выглядит преуморительно, и пулей выскочила обратно.
Месье, кажется, был очень доволен собой и тем, что смог
навесить на уши очередной доверчивой девице местную легенду. Чувство юмора у
французов имеется. Все же хорошо, что это был месье....а не мадам :).
Не исключаю, что история со смехом - это просто какой-нибудь
заблудившийся призракоман бродил тут по коридорам. В целом получилось спонтанно,
авантюрно, забавно, в духе Эрика, но самого Эрика в Ложе я не встретила :).
В библиотеке. Примеры старых театральных декораций - в миниатюре.
После осмотра Лож состоялся осмотр библиотеки и Гранд Фойе.
Гранд Фойе, утопающее в золоте, зеркалах, с роскошным потолком, каминами. В фойе
толпилась уйма туристов, а где-то посередине маленькие девочки танцевали перед
зеркалами, изображая балерин. Это выглядело прелестно. Легко было в своем
воображении одеть малышек в балетные пачечки и представить, что вот, ты
переносишься в начало 80-х XIX века и видишь учениц, в
поте лица разучивающих свои балетные па под присмотром строгой наставницы.
Здесь находились и еще одни "шутки Гарнье" -
светильники и обогреватели в виде женских бюстов-голов, если подойти ближе,
видно, что отдельные элементы античных украшений - это завитые провода, вот так
модернизация и прогресс просочетались с классикой. Гарнье, определенно,
умел играть - пространством, материалами, цветами, обманывая посетителя и
подкалывая его тот тут, то там. Без сомнения, он бы нашел общий язык с Эриком.
|
В магазине-таки Призрака Оперы чтят и продают романы Леру- на
французском и английском, детскую адаптацию и даже изданный фанфик по Леру на
французском.
|
После удалось еще немного погулять по этажам, полюбоваться на
знаменитую лестницу, а потом я спустилась в магазин сувениров
и подарков (из него выход ведет уже прямо на улицу) и посмотреть, что там и как.
Тут стоит упомянуть, что когда подходишь к лестнице, из сувенирного магазинчика
слышатся звуки музыки, т.к. в магазине на экранах транслируются записи балетов и
опер, DVD которых продаются там же, или играет
разнообразная классическая музыка, т.к. там же продаются многочисленные
классические CD. Так вот, подходя к лестнице я
услышала, как по залам Оперы разносилась органная музыка Баха. Гранд Опера,
коридоры и фойе, вот та самая лестница, и играет орган. Да, это красиво!
В магазине быстро нашлись книги по теме - правда сплошь
различные издания Леру, да франко язычный фанфик - Alain Germain "Le dernier
fantôme de l'Opéra". Неплохо, но можно больше.
Церковь Мадлен,
погребок Гастона Леру и Музей Гревена.
Гранд Опера - своеобразная отправная точка
для гуляющих по городу (по крайней мере, для гуляющих приезжих - точно).
Минут за
10-15 не спеша от Оперы можно дойти до прекрасной церкви Мадлен
(фр. l'église de la Madeleine) — церковь Святой Марии
Магдалины в 8-м округе Парижа, на одноимённой площади, вписанной в ансамбль
более крупной площади Согласия). Той самой, в
которой Эрик мечтал обвенчаться с Кристиной, но была не судьба.
Церковь поражает своими размерами - как
снаружи, так и внутри. Внутреннее убранство, пожалуй, интереснее фасада в стиле
классицизма, ибо
пропитано какой-то особой атмосферой - зал местами был затемнен, искусно расписанные своды
потолка, раздающиеся шаги и тонущие в тенях люди, фигуры святых, украшающие стены,
величественный алтарь. В
церкви дают концерты - музыка Моцарта, Шуберта, Вивальди, Баха, расписание
концертов указано в брошюрах-буклетиках, которые можно брать на специальных
стендах уже войдя внутрь церкви.
Особо порадовало, что те несколько
туристов, которые тоже зашли внутрь церкви, спрашивали разрешения у служителей,
можно фотографировать или нет. Вежливые. Хотя бы их и так никто не стал останавливать.
Духовная строгая красота церкви Мадлен спокойно
соседствует со светским окружением. От здания церкви отходит Rue Royal
с ее разнообразными магазинами - в частности, тут находятся некоторые из бутиков
Модных Домов
Chanel и Dior (с большим
ассортиментом одежды, обуви, аксессуаров и т.д.), а также
на этой улице расположена прелестная и знаменитая кондитерская
Ladurée, где
продаются чудесные, воздушно-нежные или просто нежные сладости на любой вкус.
Пекарня Ladurée открылась на этой улице аккурат в 1862г., была потом сожжена в 1871г.и восстановлена, уже в качестве кондитерской.
Интересно, лакомился ли здесь Эрик?... Или покупал сладости на вынос - для
Кристины?
Если пройти от церкви Мадлен в другую
сторону, можно дойти до Парижской Пинакотеки, где проводятся интересные
художественные выставки - как раз в то время там проходили замечательные
выставки: "Ар-Нуво (Декоративная революция)" и выставка картин Тамары Лемпицка
("Королева Ар-Деко").
Примечательно, что в магазинчике при
Пинакотеке, среди многочисленных книг по искусству и конкретно выставочных
каталогов по текущим экспозициям, также продавалась иллюстрированная
книга-комикс (фр. Bande dessinée)
"Le Fantôme de l'Opéra", художник -
Christophe Gaultier >>>. (Маловато, но
хоть как-то и что-то :).
На этом невольное столкновение с призрачным
в Париже не закончилось. В один из дней, гуляя по Монмартру, я засекла
на улице Лепик (фр. Rue Lepic
- проложена по приказу Наполеона I,
названа в честь одного из генералов Империи) до
боли знакомый образ - белая масочка, роза, знакомый шрифт. Логотип мюзикла Эндрю
Ллойд Уэббера "Призрак Оперы"! На Монмартре!
Тут автор подумала, что уже мерещится. Но нет - это
украшение винного магазина-"погребка" под говорящим названием
"Винный погреб
Гастона Леру, автора Призрака Оперы" (La Cave de Gaston
Leroux Auteur Du Fantome De l'Opera). Вот так
вот. В этот день погребок был закрыт- причину объяснил один из владельцев
соседнего кофе, милый молодой француз, хорошо говоривший по-английски: погребок
в настоящее время работает нерегулярно, он принадлежит супружеской чете, супруга
сейчас больна, уехала на лечение за пределы Франции, поэтому они закрыты.
Хозяина погребка дома не было - любезный француз даже постучал в дверь и покричал.
В последний день буквально перед отъездом удалось зайти в
Музей Гревена. Посмотреть
зеркальный зал миражей и многочисленные восковые фигуры. В Зеркальном зале
создается иллюзия экзотического леса, с мигающими в ночи огнями, звуками грома,
криками джунглей, светящимися бабочками, все это многочисленно отражается одно в
другом. Мило, но полной иллюзии все же не создает - у Эрика в любом случае
камера пыток была бы повыразительнее.
Восковые фигуры в большинстве своем тоже не отличаются
большим правдоподобием - слишком искусственные, кукольные, сразу видно, что
ненастоящие. Зато приколы, которые устраивают служащие музея, пострашнее -
некоторые из служащих наряжены в одежды, соответствующие экспозиции в зале,
подобно другим находящимся там восковым фигурам стоят неподвижно, и когда ты
проходишь мимо них, думая, что это тоже куклы, они внезапно начинают двигаться.
Через некоторое время развивается паранойя, и приходится ходить с опаской, не
зная, кто тут кто.
Из всех залов лучше всего, пожалуй, удался зал Средневековья
- где, помимо прочего, были сцены с Черной Смертью, косящей Европу, и
Смертью-всадником, на коне выскакивающем из колодца. Примечательно, что были
даже сцены из романа Виктора Гюго "Собор Парижской богоматери" (и сам Гюго был в
другом зале), а вот Призрака Оперы не было, и Гастона Леру тоже - а могли бы.
В итоге: если рассуждать
с точки зрения призрачной темы, то получилось интересно, но все же с точки
зрения призракомана французы ощутимо маловато используют эту тему, далеко не
так, как могли бы, учитывая, что это их отечественный автор, их отечественный
персонаж, их собственные локации. Возможно, в будущем это изменится :).
16 июля 2013г.
Продолжение добавлено: 24 июля 2013 г.
Автор статьи и фотографий:
©Анастасия.
Источники информации:
Личные впечатления автора от поездки, июнь 2013 г.
Все фотографии делались на телефон (со вспышкой и без) и на фотоаппарат (со
вспышкой и без).
Изображения, отмеченные знаком
(*) взяты с официального сайта Музея д'
Орсэ.
Изображение, отмеченные знаком
(**) взято с сайта по
посещаемым местам Парижа и демонстрирует вид погребка, когда он открыт.
Фотографии обработаны Мари.
Копировать материалы
статьи без разрешения автора и без ссылки на данный сайт запрещено.
|