"Призрачные" ассоциации в
сюжетах Символистов.
|
На мой взгляд, фигура главного героя
романа "Призрак Оперы", описанная Гастоном Леру, имеет все основные черты, отвечающие программным запросам
эпохи Символизма, и обладает не только "готическими" ассоциациями. Не вдаваясь в анализ сущности этой эпохи - напомню только, что
временные рамки времени Символизма размыты, не определяются жестко, кроме того
некоторые авторы признаны как бы предтечами символистских идей и способов их
воплощения - я перечислю внешние признаки, специфику символизма, её
"декорации", поскольку в тексте Леру в первую очередь они и бросаются в глаза.
В соответствии с этими требованиями Леру
выстроил образ героя. Как всегда, наглядные иллюстрации доходчивее всего
преподносят мысль, поэтому я приведу здесь изобразительный ряд из нескольких картин художников-символистов,
некоторые из них положительно выглядят иллюстрациями к роману Леру.
Это
важно:
Это тем более правильно, что в
противоположность импрессионизму, течению преимущественно живописному, символизм
в пластических искусствах стал визуальным эквивалентом
литературно-интеллектуального движения, а символистская эстетика воплощается в
самых неожиданных формах, углубив творческий поиск в таких областях, как: мечта
и воображаемый мир, фантазия и ирреальность, магия и эзотеризм, сон и
смерть.
|
В культуре Символизма
была весьма популярна Тема Смерти. Причём один из наиболее часто встречающихся
изобразительных мотивов:
Смерть в образе скелета, играющая на скрипке.
Арнольд Бёклин. "Автопортрет со смертью,
играющей на скрипке". 1872. |
Альфред Ретхель. "Смерть,
играющая на скрипке на Маскараде
во время вспышки холеры в Париже в 1831 г."
1845. |
Леру постоянно и подчеркнуто описывает внешность
Эрика как внешность Смерти, утрируя сходство его головы с черепом, скелетоподобную
худобу тела и неоднократно сравнивая его руки с рукой скелета.
Эрик играет на скрипке Кристине, находясь за зеркалом - зеркало всегда
было символом раздела реального мира и мира Иного, Потустороннего, -
завораживая её и увлекая к себе, в Иной мир.
Эрик играет на скрипке "Воскрешение
Лазаря" на кладбище в Перросе. Сцена сама по себе как нельзя более символистская,
описанная со всем типичным антуражем - луной, надгробьями, часами,
отбивающими полночь.
Но Эрик ещё и бросает в Рауля черепа, и скрывается в
склепе - этакие шутки Ангела Смерти или самой Смерти.
Эта игра с черепами,
служащими здесь шарами для бильбоке, вызывает музыкальные ассоциации с
"Плясками Смерти" Камиля Сен-Санса.
Кроме того, не следует
забывать, что не только Кристина верит, что он играет на скрипке её умершего
отца, с которой тот был похоронен. Рауль, прозаический и в высшей
степени "земной" юноша, также "узнает звуки скрипки Дааэ".
Кто мог
воспользоваться скрипкой покойника, лежащей вместе с ним в могиле? Ответ
очевиден...
Смерть всегда в Красном и со скрипкой.
Как эта фигурка,
постоянный персонаж
средневековых мистерий.
Вновь Смерть и скрипка. На этот раз Смерть
не просто играет, она пришла на Маскарад.
Сюжет появления Смерти на Маскараде не
выдуман каким-то конкретным автором-символистом. Это один из старых сюжетов
европейского средневековья.
Хотя в романе Гастона Леру отсылка в равной степени
относится к Эдгару Аллану По, творчеством которого Леру восхищался, к его
рассказу "Красная Смерть". Впрочем, у По был опосредован именно
средневековый сюжет.
Информация к размышлению:
Кстати, о скрипке отца Кристины...
В романе так и не объяснено, каким образом Эрику удалось
столь точно имитировать манеру игры скрипача Дааэ, которого он никогда не
слышал.
Папа Дааэ умер до того, как Кристина попала в Оперу. Леру так и
оставил этот момент в своём тексте покрытым тайной.
Возможно, у читателя
должно было оставаться смутное впечатление, что не всё так просто с этим
Эриком?..
|
Сравним два изображения.
Фелисьен Ропс. Смерть на балу.
1865-1875.
(Репродукция дана в поперечном обращении - для наглядности) |
Андре Кастень. Иллюстрация
к первому
американскому изданию
романа "Призрак Оперы".
Я выделила фрагмент иллюстрации,
несомненно хорошо знакомой всем поклонникам этой темы, чтобы легче было
сравнить фигуру Эрика в обличье Красной Смерти, пришедшей на Маскарад, с
картиной известного художника-символиста Ф.Ропса.
Иллюстрации Андре Кастеня к роману
Г.Леру "Призрак Оперы" можно посмотреть
Здесь>>>
|
Картина Фелисьена Ропса использует
популярный сюжет - Смерть на балу. Кстати, Ропс много иллюстрировал
поэтов-символистов - от Бодлера до Барбе д'Оревильи.
Художник Андре Кастень также работал в манере, характерной для
символизма как художественного стиля. Иллюстрации к роману Леру он выполнил
именно в такой манере.
Кроме того, думаю, прямая аналогия с картиной Ропса налицо. Возможно, это неосознанное заимствование, а может быть, и
сознательная реплика, поскольку Кастеню очевидна была символистическая
образность текста Леру.
"Пляски Смерти".
Средневековая гравюра.
Это к моим словам относительно сцены на
кладбище в Перросе.
Артистическое воображение Эрика и его музыкальные
ассоциации наверняка явили ему там
нечто подобное, а его мрачноватое чувство юмора подсказало ему развить идею,
так сказать, до логического конца, со смехом бросая черепа в замерзшего
прозаического Рауля сразу после своей гениальной игры на скрипке и
"звуков, которые если не сошли с небес, то на земле они точно не могли
родиться".
Рукопись партитуры "Пляски Смерти"
композитора Камиля Сен-Санса. |
Из Монастыря Невинных в Париже, 1485г. -
Danse Macabre |
Символизм как стиль отдает пальму
первенства музыке, как виду искусства, наиболее точно соответствующему его
предпочтениям и устремлениям.
Для символизма действен
знаменитый рецепт Верлена: "музыка прежде всего". Вся
поэтика символизма, весь его настрой, его ощущение связано с "временностью".
Характерные превалирующие мотивы - влечение к смерти, к
оккультному, смешение эротики и мистики.
Символика Смерти на
картинах художников-символистов имеет характер бытовой, совершает обыденные
действия, парадоксально включается в различные "жизнеобеспечивающие" процессы.
Джеймс Энсор.
"Скелеты, желающие
погреться" 1889.
|
Хуго Симберг. "Сад смерти", 1896. |
Так же
и оформление спальни Эрика напоминает капеллу перед отпеванием - черное
сукно с белыми слезками и нотные строчки "Dies Irae" -
заупокойной мессы - на стенах. На фоне такого отношения к
символам смерти вполне органично воспринимается идея Эрика спать в гробу,
чтобы привыкнуть к Вечности. По сути, эта его несколько позерская концепция
целиком вписывается и может считаться навеянной литературой и вообще идеями
Символизма. А уж его мысли относительно того, что он
"расширит гроб" для
себя и Кристины как нельзя символичнее соответствуют тому самому смешению
эротики и мистики.
Вообще-то Эрик не был новатором в этой
области. Идея, как говорится, витала в воздухе.
Первым делом в связи с этим приходит на
память... Сара Бернар.
Фотографии
можно УВЕЛИЧИТЬ, кликнув на
них
Sarah Bernhard. |
Sarah Bernhard. |
Sarah Bernhard. |
Великая Сара Бернар спит в своём гробу.
Галогенидосеребряная фотография, ок. 1882г..
Воспроизводится с любезного разрешения Стэнли Б.Бернса,
The Burns Archive.
Информация к размышлению:
Сара Бернар
(фр. Sarah Bernhardt; урождённая Генриетт Розин
Бернар, фр. Henriette Rosine Bernardt); - французская
актриса, которую в начале XX-го века называли «самой знаменитой актрисой
за всю историю». Столь крупный успех скептики
объясняли усиленным вниманием к Бернар со стороны прессы (касавшимся в бóльшей
мере её личной жизни, чем творчества), а также необычайно раздуваемым
ажиотажем перед её представлениями. Одно несомненно - Бернар "умела в
пиар".
Фотографические
портреты Сары Бернар долгое время - как при её жизни, так и после её
смерти, - продавались как открытки, расходившиеся массовыми тиражами.
Небольшая серия из самых знаменитых открыток Сары Бернар, как раз
демонстрирует это характерное для того времени заигрывание с темой
эстетизации смерти.
Легенда создания серии: подростком Сара была очень худой,
постоянно кашляла. Осматривавшие её доктора предрекали ей скорую смерть
от туберкулёза. Сара становится одержима темой смерти. Примерно в это
время делаются её знаменитые фотографии, где она лежит в гробу (гроб ей
купила мать после долгих уговоров).
Впоследствии Сара
Бернар постоянно держала красивый гроб в своём доме и тема гроба активно
эксплуатировалась, например, варьируются легенды о том, что она
"разучивала свои новые роли в гробу" и даже "принимала в гробу
своих любовников".
Вывод:
думаю, на Эрика такое обязательно должно было произвести впечатление. И
на Гастона Леру тоже.
|
Особенно интересное воплощение нашла тема
в работах бельгийского художника Джеймса Энсора (James
Ensor).
Джеймс Энсор. "Скелет Художник", 1896
Творец с головой-черепом. Внимательно
вглядывается в нас из глубин проваленных глазниц. А на полу валяются
маски... |
Джеймс Энсор. "Скелеты в студии".
Что делают "живые скелеты" в студии
художника? Позируют? Пришли посмотреть на картины? Берут уроки живописи?
|
Джеймс Энсор. "Скелет в зеркале".
Этот чудесный рисунок мог бы быть
иллюстрацией к роману "Призрак Оперы". Человек с лицом Смерти смотрит в
зеркало. Может быть, он подбирает себе маску? Или просто спрашивает: "Почему
я?" |
Джеймс Энсор. "Черепа и маски".
Этот рисунок тоже мог бы быть. Все мы
одинаковы там, под масками.
В том числе и под масками плоти. |
Кроме того и прежде всего, для Символизма характерна
новая концепция гения - уникальной личности, обреченной на патетическую схватку
с неотвратимостью судьбы.
Острое осознание рокового одиночества также
приветствуется, Символизм пробудил склонность ко всему, что представляется
чрезвычайно проблематичным в сфере воображения. На неприятие общества творческая
личность отвечает острым сарказмом, позиционируя себя "протагонистом проклятого
искусства" и подчеркивая свою маргинальность.
К "обыденности и массовости" символисты
чувствуют лишь презрение, что всячески и декларировалось в литературе и поэзии.
В романе это отношение изложено в сцене,
когда Эрик объясняет Кристине Дааэ, насколько Его музыка не может быть
воспринята посредственной массой, и говорит: "К вашему счастью, вы ещё не
слышали такой музыки, иначе вы бы утратили свою юную свежесть и вас никто бы не
узнал там, наверху, в вашем мире. Споем лучше из оперы,
Кристина Дааэ".
Он произнес эти слова: "Споем лучше из оперы, Кристина Дааэ" - так, будто бросил
мне в лицо оскорбление."
Как символ изолированности, отстраненности
и индивидуализма в произведениях символистов мы часто видим изображения масок,
скрывающих лицо.
Джеймс Энсор. "Автопортрет с
масками", 1899.
В творчестве этого
художника маска становится источником пластического новаторства,
одновременно символизируя одиночество и лицемерие человеческого рода.
Среди масок обязательно присутствуют маски Смерти. Вон они,
на заднем плане. |
|
Джеймс Энсор. "Вход Христа в
Брюссель", 1888. И вновь, теперь уже на переднем плане, мы
видим не то маску Смерти, не то человеческое лицо, похожее на неё.
|
Джеймс Энсор. "Смерть и маски".
Смерть пришла на бал-маскарад.
Маски
словно гадают, что это - ещё одна маска или?..
|
Джеймс Энсор. "Маски, противостоящие Смерти". 1888.
А здесь маски, похоже, разгадали, кто
посетил их... Тема Смерти на балу не отпускает воображения художника.
Естественно, как же мог Эрик - необыкновенно творческий человек - пропустить
возможность подобного эффектного визита. |
Джеймс Энсор. "Натюрморт в студии". 1889.
Маски на все случаи жизни... и смерти.
Когда же маска не закрывает лица, то само
лицо похоже на маску...
Леон Спиллиарт. "Автопортрет у зеркала".
1908.
Вот опять. Мне и этот портрет больше всего напоминает
иллюстрацию к роману "Призрак Оперы".
Интересно, что художник, чей автопортрет перед нами, был человеком очень
независимым и беспокойным по характеру, работал всегда в полном одиночестве. О
себе он как-то сказал: "Я прожил свою жизнь одиноко и грустно, окруженный стеной
холода".
Разве не те же слова мог произнести и
Эрик, Призрак Оперы?
6 февраля 2006 г.
Последнее добавление
иллюстраций: 31.10.2022
Автор: Mary.
Источники информации:
Гастон Леру "Призрак Оперы",
Jean Cassou. "Encyclopedie du Symbolisme". 1979 г.,
Michael Gibson. Le Symbolisme. 1999 г.;
Jerrold E. Hogle "The Undergrounds of the Phantom of the Opera: Sublimation and
the Gothic in Leroux's Novel and its Progeny"), 2002.
Валери Стил, Дженнифер Парк. "Готика, мрачный гламур". 2011
|