He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

DVD "Призрак Оперы в Royal Albert Hall"
празднование 25 лет мюзикла


14 ноября 2011г. состоялся релиз официально выпущенного DVD "The Phantom of the Opera at the Royal Albert Hall" - запись празднования мюзикла по случаю его 25-летия!

Это первая официальная видеозапись полноформатного представления всего мюзикла "Призрак Оперы" композитора Э.Л. Уэббера на сцене в своей собственной сценографии и с мюзикловыми артистами. Наконец-то! Данному факту, безусловно, можно только радоваться.

Так насколько же полно запись DVD отразила все то, что происходило тогда в зале 1 и 2 октября 2011г., насколько передало атмосферу, действие, акустику, игру исполнителей и реакцию зрительного зала? Что можно сказать о раскадровке видео и как видеоряд был смонтирован, что подчеркнули, а что убрали? Ответы на эти вопросы будут даны в данном обзоре.


Обрезали, не показали и "удалили" сцены

Когда вы смотрите бутлеги, то часто сталкиваетесь с тем, что по-своему отважный и вместе с тем правонарушающий Человек-с-Камерой не может заснять все, что происходит на сцене, некоторые сцены обрезаны или вообще отсутствуют, потому что данному человеку пришлось убирать камеру, пока ее не отняли, или он просто  не успел повернуться  и проследить за артистами и событиями на сцене.

Это понятно - съемка ведется на одну камеру и из-под полы, в условиях, приближенных если не к военным, то по крайней мере к полевым. Когда же съемка ведется официально и организованно на многочисленные высококачественные камеры, в течение 2-х дней и 3-х спектаклей, отснятый материал затем профессионально обрабатывают, склеивают в единое целое и официально выпускают на DVD, то зритель справедливо полагает, что засняли все и четко, благо возможностей было хоть отбавляй, да еще в прекрасном качестве, с разных углов и т.д.

А потому можете себе представить то невообразимое удивление, которое испытал зритель, лично присутствовавший в зале в Royal Albert Hall в те праздничные дни и видевший данную юбилейную постановку своими глазами, когда оказалось, что на официальном видео, первом официальном видео мюзикла(!), выпущенном в продажу, обрезали некоторые сцены или их попросту не показали (или показали их таким образом или с расстояния такого "прекрасного далёка", что только знающий человек поймет, что происходит)!

Итак, подведем счет потерям:

1. Сцена репетиции  оперы "Ганнибал" - знаменитая завершающая часть сцены апофеоза военного триумфа, где Пьянджи в несколько приемов вытаскивает застревающий в ножнах меч  и гордо поднимает над головой, являясь как смысловым, так и оптическим центром всей мизансцены и  вершиной своей личной "пирамиды успеха"  (в сценическом мюзикле он это делает, взгромоздившись на бутафорского слона, но здесь слона не смогли вписать в масштабы сцены и зала, хотя сначала и примеривались, что даже видно из юбилейной программки).

По означенной причине слона убрали совсем, и в результате весь коллектив просто дружно разворачивал "веером" мантию-плащ Пьянджи (тоже как бы символически очерчивая пирамиду с бравым Пьянджи на вершине, только в иной плоскости, горизонтальной), пока Пьянджи марширует на месте, оставаясь, тем не менее, главным действующим лицом этой самой сцены триумфа.

Сцену  при монтаже почему-то видоизменили, урезали - в результате на DVD внимание камеры сфокусировалось в основном на Карлотте, а  действия с плащом Пьянджи показали как-то урывочно и мельком, на заднем плане Карлотты, которая - следует заметить, в данном моменте мизансцены никакой смысловой нагрузки не несет и действий не совершает, - а затем уже показали, как Пьянджи стоит на одном колене и силится достать меч из ножен (и достает-таки), а потом общий план всей сцены.

Если до этого мюзикл не повидать и не знать, что там должно происходить, то вообще как-то не понятно, а что там с Пьянджи делают? и с его плащом тоже что делают? и почему все так получилось и что там проглядывала за суета на заднем плане? Не логичнее ли было бы показывать Пьянджи, а не бесцельно бродящую по сцене Карлотту?

В зале это было четко видно, и потому логика сцены, несмотря на отсутствие слона, была понятна - Пьянджи в центре, внимание на нем, а здесь вышло скомкано, косо, и очень быстротечно, а потому производит впечатление недосказанности, небрежности. Монтаж удивляет.

2. Куда Призрака дели? Этот вопрос поважнее будет, нежели некоторое невнимание режиссера видеомонтажа к Пьянджи.

Не секрет, что Призрак вообще мало присутствует на сцене - около 35 минут. Но такое впечатление, что когда данное видео монтировали, тот, кто это делал,  решил, что и это для него слишком жирно.

Знаменитые сцены, когда Призрак во время сцены "Il Muto" появляется наверху, на колосниках над сценой, и презрительно-насмешливо издевается над Карлоттой, комментирует ее выступление, называет ее жабой и гневается, что не Кристина исполняет партию Графини - многим бутлегистам удавалось (и удается) в этих сценах Призрака заснять, хотя это и не легко.

В Royal Albert Hall Призрак проделал всё вышеперечисленное: он появлялся в левой верхней ложе - его, кстати, специально  высвечивали прожектором так, чтобы из зала его было всем видно - и язвительно издевался над примадонной.

Но на DVD мы этого - увы! - не увидим. Нам показали Карлотту, нам показали Кристину, нам показали испуганную Мэг, Рауля в ложе тоже показали, взволнованных директоров там же (в ложе) и общие планы сцены.

Но не Призрака!

Словно его там и не было, а был только его голос за сценой. И это при том, что Рамин Каримлу эти моменты - иронии, сарказма, издевки - достойно отыграл и жестами, и мимикой - словом,  языком тела, и на него было интересно смотреть. Но на DVD этот яркий и важный аспект образа Призрака почему-то убран, и из угрожающей фигуры, стоящей над всеми персонажами как в прямом, так и в переносном смысле, в данных сценах он низведен до какого-то сварливого мужика, ругающегося откуда-то из безопасного скрытого места и смеющегося оттуда же (вроде как  сердитый пенсионер, брюзжащий за глухим забором).

Идем дальше.

Ещё раз Призрак  показывается в сценической версии, когда сбрасывает люстру. Здесь люстра у нас не падала, но Призрак исправно показался, манипулируя  посохом, из которого вырывается сноп искр в направлении люстры - так, словно он в нее стреляет или просто - аки Никола Тесла - силой энергетических импульсов влияет на нее. Вы думаете, Призрака тут показали - хотя бы средним планом?


Игра для всех возрастов - "найди Призрака".
Подсказка: та микро бело-серая точка в углу ложи (левой) - это он!

А вот нет, его на DVD запечатлели настолько издалека, что он просто махонькая точка (белеет там что-то такое незначительное ма-а-аленьким пятнышком манишки), особенно в масштабе со сценой и с люстрой (короче, с панорамой зала). И то ты его видишь, потому что ты сидел в зале и знаешь, что он появлялся, и знаешь, где. А если ты не сидел, есть все шансы, что не успеешь понять, где Призрак и  откуда у него сноп искр, из какого места сыплется, и что происходит с люстрой, чего это она вдруг заискрилась - и выглядит всё это крайне неубедительно.


А это Призрак искрит в люстру. Нет, правда.

Кстати, Каримлу и в этот момент играл, старался, за что же  ему урезали роль? Не в реальной жизни, а на DVD носителе.

Сцена перед постановкой оперы Призрака "Дон Жуан" - неудавшаяся мини-облава на Призрака. Когда Призрак выкрикивает I'm here! в последний раз, он показывается  в ложе, в него стреляют, но не попадают, и Призрак издевается над горе-охотниками.

В этой сцене Призрак демонстрирует свое презрение к своим преследователям и свою дерзость, он с ними играет, он показывает, что они ему не угроза, он их ни в грош не ставит. В Royal Albert Hall это все было, спасибо. А на DVD? Нет, голос Призрака обегает зал, а потом полицейский просто, получается, палит непонятно в кого куда-то в белый свет как в копеечку. Мда. А ведь многие бутлегисты это ухитряются заснять на свои одинокие чахлые камеры.

3. Торжественная часть - интересная и приятная, со своими забавными моментами.


Во-о-от с такого расстояния и ракурса
показали эту пикантную сценку.

Одним из них было поведение сэра Уэббера в тот момент, когда он крепко держался за Сару Брайтман, не отпуская ее к Майклу Кроуфорду, поскольку Сара пошла Кроуфорда обнять. Смотрелось это в зале презабавно, но на DVD этот момент показали с крайне острого угла, фактически со спины сэра Уэббера и насколько это было возможно издалека, таким образом удалив эту сцену практически напрочь - ведь, получается, не видно, что сэр Уэббер конкретно делает и эффект, следовательно, никакой :)

Видать, решили этот момент в анналы истории не заносить, скромники :).


Съемки, ракурсы съемок и съемки крупным планом

1. Прелесть DVD - этот как раз огромное количество кадров close-up. Можно рассмотреть выражения лиц артистов-персонажей настолько детально, насколько это не представляется возможным, даже когда ты сидишь в партере - даже с первого ряда и то впечатление не такое. Разве только если выйти на сцену к артистам  и вплотную  к ним подойти - вот тогда да, приближенность будет такой же.

Поэтому в этом плане преимущество на стороне DVD. Благодаря этому многие персонажи лишь дополнительно выиграли.

Самое удивительное, что больше всех на DVD выиграл Рауль (Хедли Фрейзер)!

Крупные планы Фрейзера помогли увидеть более четкую и умело выстроенную линию-концепцию его персонажа - то, что терялось или тушевалось при просмотре из зала.

Его Рауль  - это очень авторитарный зрелый Рауль, реалистично мыслящий, это было ясно уже при просмотре из зала. На DVD же проявились нюансы и оттенки игры,  Рауль Фрейзера стал более сложным и привлекательным персонажем, становится очевидно, что он не противный молодой аристократический телок, который любит покомандовать просто потому, что есть возможность или потому что у него непомерно раздутое чувство собственной важности, а потому что он твердо стоит на земле, потому что он чувствует свою ответственность и знает, что если не он, то больше некому.

Его Рауль любит Кристину не юношеской бездумной любовью, а по-взрослому, он о ней заботится, думает и старается ей помочь делом.

Особенно ярко это видно в сцене на крыше, когда Кристина выпаливает ему свои страхи о Призраке - в мимике Рауля четко видны и переживания за Кристину, и расстройство, что вот с девушкой, в которую он влюблен, что-то явно неладное, она все бредит какими-то Призраками-Ангелами-тьмой-сказками, и  в то же время на лице его - желание справиться с ситуацией, помочь ей вплоть до выражения  на лице "ну ничего, милая, что же делать, мы все преодолеем".

При этом Рауль-Фрейзер прижимается лицом к Кристининым волосам, слегка укачивает ее в своих объятиях. По сути, Кристина в трактовке Боггесс - это весьма экзальтированная особа, местами преувеличенно эмоциональная, где-то на грани аффектированности (если не истерики - слава Богу, до последнего все же не дошло), достаточно вспомнить ее избыточную "большеглазость" как выражение основной части эмоций, обильные приседания, стремительный переход от испуга к страстным и многочисленным поцелуям того же Рауля и многое другое.

Но Рауль Фрейзера, видя и прекрасно понимая все это, вместо того, чтобы махнуть  рукой и не связываться с проблемной девушкой, у которой такие заморочки в голове, не бросает ее, а действует по-мужски - старается решить проблему, привести девушку в чувство и успокоить ее.  Этот привод в чувства прекрасно продемонстрирован в сцене Twisted Every Way - после очередного всплеска Кристининых испугов, он очень бережно-заботливо и мягко-убеждающе напоминает ей, что Призрак - это всего лишь человек, "мол, дорогая, вспомни, мы же это уже обсуждали, ты сама сказала, он просто человек, все хорошо, не надо так нервничать". Прямо как на сеансе у психотерапевта. 

Эти два момента - All I Ask of You и Twisted Every Way - дают законченный психологический портрет Рауля как  решительного, но в то же время тонко чувствующего человека,   не боящегося взвалить на свои плечи разноплановые и отнюдь не легенькие трудности - ведь проблемы у него не только с экзальтированной девицей Кристиной, но и этот непонятный Призрак вносит сумятицу в Опере,  патроном которой, между прочим, все тот же Рауль является, директора и артисты все словно взбесились - и он из них всех самый здравомыслящий и ему это все разруливать, причем одновременно.

В финальной сцене Фрейзер-Рауль только заработал дополнительные баллы - за выражение ужаса и боли при виде того, как Призрак душит любимую им Кристину, парня буквально скрутило. Наверное, один из самых трогательных моментов данного Рауля.

Вообще надо сказать, что у него получилось так, что для подобной Кристины подобный Рауль - превосходный вариант, поскольку только такого рода человек не даст ей скатиться в полный истеризм и утратить напрочь связь с реальностью. Интересная трактовка.

Увы, к сожалению DVD никак не помог тембру голоса Фрейзера, а он ощутимо портит впечатление от его персонажа, но вот в игровом плане его Рауль заметно выиграл.


Многочисленные кэпы из MOTN дают представление о качестве съемки
и о игре Каримлу в данной сцене - и то, и другое хороши.

Призрак в исполнении Рамина Каримлу также местами выиграл, но именно местами, к тому же появления его персонажа на сцене кое-где либо выбросили, либо урезали (словом - не по вине самого Каримлу).

Лучше стало видно выражения глаз Призрака, заслуживающие внимания - например, в сцене, когда Призрак после срывания маски в логове ползет к Кристине, или в финальной сцене.

В том числе эффектнее, потому что отчетливее, смотрится его жест, когда Призрак нервно перебирает пальцами в воздухе,  его рука при этом опущена вдоль туловища.

При просмотре из зала данный жест особого впечатления не производил, он терялся - ну делал он там чего-то рукой и ладно. А на крупных планах он "звучит", к тому же он прекрасно ложится в ту трактовку образа, которую представил Каримлу.

Лучше видно, как Призрак скорбно и нервно шевелит губами в финальной сцене Акта I, когда счастливая Кристина удалилась за Раулем. Смотрится это выразительно и  выигрышнее на DVD, чем из зала.

Можно более подробно и детально оценить "Музыку Ночи" в исполнении Каримлу - также потому, что лучше видны жесты, глаза и т.д. Его "Музыка Ночи" сыграна в классических традициях трактовки и исполнения данной сцены, причем сыграна хорошо и качественно, в меру сдержанно, в меру чувственно, нигде палку не перегнул (кроме этого слабого момента с завалом Кристины в обморок на пустом месте - но это не к Каримлу претензии, он как раз хорошо поймал ее и уложил в лодку, забавно переложив собственную шляпу, чтобы девушка не помяла, мол "а вот шляпы, голубонька, попрошу не касаться" - живенько вышло. Такие моменты лучше всего именно на DVD смотрятся, а не в гигантском зале).

Опять-таки на DVD стало видно больше нюансов игры у Призрака, что можно точно записать в плюс - хотя, в отличие от Рауля, DVD столь существенно не повлиял на презентацию его игры.

Кристина Дааэ в исполнении Сьерры  Боггесс от DVD как раз почти ничего и не выиграла -  стало значительно больше видно как часто и далеко не всегда впопад она делает "большие глаза" и застывшее выражение лица в режиме "я в трансе", чего, желательно, должно было быть много меньше.

Характерные выражения лица Боггесс-Кристины,
 которые частенько можно увидеть на DVD и которые не на пользу персонажу.

С другой стороны очень много где видно, какая она симпатичная и как улыбка ее украшает, лучшее состояние ее Кристины - это как раз тогда, когда Кристина радуется или мечтает (до того момента, как впадает в ступор), в такие моменты Боггесс наиболее выигрышна,  и к счастью таких кадров предостаточно - но это и без DVD было видно из зала, а помимо этого в Кристинах хочется видеть и многоплановый игровой момент. Но увы, DVD это не выявил.

У Боггесс маленький запас игровых приемов, а большинство ее мимических упражнений лицом  сводится к 2-3 выражениям.

Характерные выражения лица Боггесс-Кристины,
 которые частенько можно увидеть на DVD и которые  удачны.

К тому  же на DVD выявился еще один аспект - несмотря на то, что артистам делали специальный грим для этих представлений, адаптировать его с учетом съёмки на близкую камеру  местами не вышло (или же так и не удалось выставить свет одновременно и для сцены, и для крупных планов камеры) - и потому благодаря большому количеству крупных планов это стало  заметно в отношении некоторых персонажей.

Пострадала как раз Кристина Дааэ - на некоторых кадрах "благодаря" гриму и освещению она выглядит либо старше, с подчеркнутыми морщинками на лице, либо как-то малиново-синюшно, словно у нее волчанка или синяк разливается. Неужели нельзя было подретушировать кадр при подготовке видео для DVD?


"Малышка" Мэг. Мда.

В случае с Мэг Жири также оказалось, что съемка крупным планом - ее злейший враг. Из зала малышка Мэг смотрелась нормально и приглядно, но на видео вблизи она стала выглядеть далеко не юной женщиной, с помятым лицом, местами несколько  кряжистой, да еще с некрасивыми  ногами. Не слишком удачно вышло, прямо скажем.

Самое примечательное, что у многих персонажей следы и границы грима видны в разных ракурсах и при разном освещении, видно, как грим течет, капли пота и следы от них тоже видны - но ни у кого, в том числе и у Призрака, на котором грима больше всех, нет такого заметного неприятного эффекта, выявляющегося на  крупных планах, как у Кристины и Мэг.

Впрочем, в случае с Кристиной это частично объясняется тем, что у нее гораздо больше, чем у остальных, крупных планов. Этого еще коснемся ниже.


Карлотта осознала, что с Кристиной дело плохо.

Другие персонажи не выиграли, но и не проиграли от DVD -  ну, если не считать снижения концентрации внимания на Пьянджи в одном из его самых ярких моментов.

А так  зрители могут активно любоваться всеми персонажами со столь интимно близкого расстояния. Особенно порадовало то, что на DVD так четко показан момент, когда Кристина в Twisted  Everyway на грани истерики, напугана, говорит о Призраке, и Карлотта (Уэнди Фергюсон) одновременно с ужасом и участием произносит, что девушка безумна - видно, что Карлотте по-настоящему жалко девушку, и она даже начинает ее понимать. Где-то. Это один из самых сильных моментов Фергюсон.

DVD позволит также насладиться комичными и забавными директорами и переживающей за юных влюбленных и за все происходящее Мадам Жири.

Костюмы.

О да, костюмы Марии Бьорнсон! О да! Во всем своем великолепии, можно рассмотреть многочисленные детали и тонкости, с хорошей цветопередачей, под разными углами. Мечты сбываются! Это пиршество для эстета, театрала и ценителя моды!

Балет. Еще одно пиршество, на этот раз для любителей балета и хореографии - расширенные балетные сцены и Сергей Полунин с ведущей партией! Этим все сказано!

2. Сместили акценты. Понятное дело, что когда идет профессиональная съемка и будет много close-ups какие-то сцены "сузятся" или не будут показаны в полной мере.

В данном случае можно наблюдать как раз такую тенденцию - кажется, что в какой-то момент при монтаже видео кто-то слишком увлекся крупными планами. В результате зритель видит выражение лиц артистов (что хорошо), но что при этом еще на сцене происходит, кто что еще делает зритель потеряет из виду (увы).

Надо сказать, что при подготовке DVD баланс между дальней и средней панорамами и крупными планами явно и честно старались соблюсти, причем достаточно успешно - но в результате такое впечатление, что при монтаже видео сделали более концертным, нежели действо выглядело вживую на сцене.

Подход к монтажу видео сродни монтажу юбилейного 25-летнего видео "Отверженных" - но там доминирование крупных планов над остальными понятен, там все у микрофонных стоек располагаются, поют в микрофон и мало перемещаются по сцене, словом, чистый концерт.

Здесь же была театрализованная версия-Гала-концерт - к нему уже не подходит этот голый концертный монтаж. А вышло, что в Royal Albert Hall ты видел более сложный гибрид театрализованности с концертом, а на DVD зритель увидит существенно более концертный вариант.


Оркестр поверх Призрака и Кристины.

 Прибавьте еще сюда тот факт, что на DVD довольно-таки активно и по-разному показывают оркестр, накладывают кадры с ним поверх сцен из представления (например, Призрак ведет Кристину в свое логово, а поверх них - оркестр). И конечно же имеет место быть господин дирижер, которого, понятное дело, было трудно спрятать.

Слишком много Кристины. У Кристины больше остальных персонажей сценического времени.

На DVD у нее больше экранного времени - казалось бы, все логично. Загвоздка в том, что на DVD у нее слишком много экранного времени - потому что благодаря монтажу порой ее показывают чаще, чем другого персонажа, участвующего с ней в этот момент в данной сцене, причем тогда, когда этого совсем и не требуется.

Лучше всего это видно, например, в сцене Point of No Return, когда вместо того, чтобы показывать реакцию Призрака на речи Кристины-Аминты, нам все время показывают Кристину, Кристину и еще раз Кристину. Затем, когда Кристина подошла поближе нам таки показывают Призрака - как раз в тот момент, когда он сидит и абсолютно ничего не делает, так, слегка задумчиво голову в ее сторону повернул разок - и это что, самые лучшие кадры, которые  смогли туда вставить из всех? И вот когда Кристина встала за Призраком и им надо коллективно руками встречаться в воздухе, вот тогда нам, конечно же, пришлось показывать обоих, никуда не денешься.

Нет, Каримлу не сыграл ничего экстраординарного в этой сцене, но он и не лежал в коме на скамейке, так с какой стати Призраку-Каримлу подрезали (опять) время на экране?

Призраку до этого уже подрезали кое-какие моменты или попросту выбросили сцены с его участием - а уж после такого,  да еще когда смотришь все подряд (и к тому же видел, как это все выглядело на сцене), если честно, то становится просто-таки обидно за Каримлу и за Призрака.

А если принять во внимание, что Рамин Каримлу как Призрак далеко не самый мощный, подобные игры с монтажом его в определенной мере подкашивают, понижая "градус" и делая его представление слабее, нежели оно было вживую, а самого Призрака - менее значительным как персонаж.

Мюзикл вообще-то называется "Призрак Оперы".  Но благодаря этому причудливому монтажу мы чуть ли не получаем в итоге мюзикл "Кристина Дааэ, Рауль, ну и еще этот человек в маске, который к ним подлатался, да-да, он тоже где-то тут  присутствует".

Когда автор данной рецензии в своей же рецензии на  увиденные вживую представления от 1 и 2 октября вопрошал, как же на DVD все раскадрируют и расклоузапят, он ожидал ну чего угодно, но вот только не такого монтажа, который прежде всего скажется на Призраке. Да, вот уж раскадрировали, так раскадрировали.

Любопытные ракурсы.


Ноги Кристины и Красная Смерть.

На DVD мы увидим много любопытных ракурсов съемок - например, из-за кулис, куда убегает плачущая Карлотта после сорванного исполнения Think of Me. Или Красную Смерть, которую снимают чуть ли не на уровне ног Кристины из-под ее юбки.


Вид сцены с забором.

Удивило, зачем надо было вклеивать кадры, снятые сверху из-за барьеров и колонн балюстрады в кадре - когда на видео-бутлеге в кадр попадают перекладины, колонны или еще что-то, это понятно, почему этого избежать было нельзя. Но абсолютно непонятно, зачем на профессиональном видео  сознательно вмонтировать такое.


Декорации - в жизни, декорации - на DVD

При просмотре постановки в зале Royal Albert Hall можно было только неустанно мысленно нахваливать то, как адаптировали сценографию под огромный зал и большую сцену - речь идет о видео проекциях, которые отлично смотрелись из зала, с разных ракурсов и в масштабе. Прекрасные проекции крыши с Аполлоном, лестница  Оперá Популер, декорации Ганнибала, Il Muto и т.д., и т.п. - словом есть, что вспомнить.


Все нормально.

Но на DVD все оказалось по-другому. Издалека декорации смотрятся также замечательно, а вот при приближении и уж тем более на крупных планах эффект обратный - потому что вблизи декорации цифруются и распадаются на мелкие составляющие, на светодиодные точки, грубо светящиеся за спинами у артистов, и ты видишь не декорацию, ты видишь дробный цифровой экран, который с разных ракурсов отсвечивает, рябит и т.д.


А здесь видно "цифру".


А здесь рябит и засвечивается синим.

В зале даже в партере ты сидел на достаточном расстоянии, чтобы  этого не видеть и чтобы декорации представляли из себя стройное единое целое, а не здоровенный рекламный монитор. Но на видео благодаря детальным съемкам все это резко всплыло. Естественно, на восприятие это сильно влияет и портит картинку - персонажи мечутся и поют перед гигантскими табло, пространство в результате сразу становится плоским, одномерным.


У Кристины просто мания величия какая-то.

Решение сцены у зеркала - когда в зеркале отражается гигантская Кристина и там же гигантское лицо Призрака - прекрасно работало, когда ты смотрел это из зала. Но на DVD... на DVD пропорции сместились и все это выглядит уже смешно - маленькая Кристина на первом плане, в зеркале - огромная дылда-Кристина и огроменная физия Призрака. Действительно Кинг-Конгом повеяло.


Большой (очень) Брат следит за тобой, Кристина!

Вот и выходит, что в реальной жизни декорации прекрасно работали, а на DVD (если только не с дальнего или хотя бы среднего расстояния) - уже нет.


Эти волшебные звуки

Его Величество Звук - для качественной записи мюзикла это практически "наше все". Учитывая превосходную акустику, какая была в зале во время концерта, автор с интересом вслушивался (при просмотре  DVD).

Звучание передали очень хорошо, хотя все же такой глубины, такого погружения в музыкальную палитру звуков, какие были в зале, на DVD не услышишь. Но это и понятно. Тем более, что были выявлены еще несколько особенностей, которые, прямо скажем, разочаровали.

Понятно, что для DVD звук будут обрабатывать и подчищать отдельные шумы, некие ошибки в исполнении и т.п. - но в таких вопросах хотелось бы, чтоб знали меру.

Например, в праздничной части действа на исполнении Энтони Варлоу - замечательного, чудесного Энтони Варлоу! - как-то так обработали звук, что он стал звучать площе, не столь полно и насыщенно, как то было в реале. Этот момент стал большим огорчением - учитывая, что "вживую" это было нечто потрясающее.

Исполнение Оуэн-Джонса и Уилкинсона особо не пострадали. А вот г-на Йобака очень-очень заметно подтянули по звуку - чтобы он погромче пел и даже, кажется, скорректировали некие его обертоны, которые "вживую" в зале звучали совсем из рук вон плохо, а на DVD -  получше. Впрочем, даже на DVD его слабость как исполнителя замаскировать не удалось (все равно, что слона за "лежачим полицейским" прятать).

По ходу мюзикла Каримлу и Боггесс в отдельных местах подчистили огрехи в исполнении, отшлифовали. В этом ничего страшного нет. Правда, при этом иногда приходилось ловить себя на мысли, что от этих манипуляций конкретно Рамину кое-где поубавили  вокального богатства,  из-за чего его голос местами звучал более обыкновенно, менее сочно  и красиво, чем "вживую". Это не есть good. Живое пение Рамина Каримлу заслуживает лучшей передачи.

Другим не слишком приятным аспектом звуковой записи стало уменьшение, а то и вовсе полное изъятие реакций зала на происходящее на сцене (к счастью, не тотально и не повсеместно). Где-то аплодисменты зала притушили, и звучат они на DVD тише, нежели они звучали в жизни (зато конкретно на Wishing You Were Somehow Here Again аплодисменты в адрес Боггесс адекватно сохранили).

А кое-где, где аплодисменты были в жизни, их вообще вырезали напрочь, как будто публика не хлопала совсем. Также поступили со смехом  в отношении различных моментов с комической нагрузкой, в частности - шуток директоров.

Например, публика смеялась, а смех убрали, и получилось, что директора и остальные делают забавные выражения лиц, обмениваются красноречивыми взглядами, нужными по роли, а смеха-то и нет никакого, и публике как будто все равно или ей не нравится. Да, наверное авторы DVD хотели сократить лишние шумы, сконцентрировать больше внимания на выступлении артистов, но из-за этого публика в зале получилось куда более замороженной, чем была в жизни, и атмосфера стала куда менее душевной и теплой, и чувство единения зала и театрального действа провалилось. Жаль, действительно жаль. Слава Богу,  торжественной части это не коснулось, и бурные овации сохранили, не испортив атмосферу праздника.

"Ты бросишь ли меня? Скажи, скажи, что нет..."(*)

В рецензии на живое представление - конкретно на перформанс 2 октября - вставал вопрос: а как финальную сцену изобразят на DVD, что там смикшируют, что получится? 

На DVD получилось в общем-то следующее: Кристина вся сильно расстроенная прощается с Призраком, сильно переживает; Призрак тоже переживает неимоверно.

Кристина медленно покидает призрачное логово, полуобернувшись через плечо поет "All I Ask of You", принимает протянутую ей Раулеву руку, допевает AIAOY Раулю и уходит с Раулем. Итог: Кристине - Рауль, Призраку - фата от Кристины. Все грустно и печально, как полагается в финальной сцене данного мюзикла.

В обработке сцены на DVD повороты Боггесс туда-сюда несколько поубавили относительно того, как это было "вживую" (т.е. подали все "стерильней" в плане накала эмоций). В результате сложилось впечатление, что более всего привязкой к неудачному сиквелу "Love Never Dies" можно  счесть факт исполнения ролей Призрака и Кристины конкретно Рамином Каримлу и Сьеррой Боггесс. Из-за этого в огорчении ее Кристины можно вроде бы раскопать некий подтекст, согласно коему она подсознательно уже планирует небезопасный секс с Призраком под небом без луны и вытекающие из этого деяния последствия.

Однако в действительности расстроенность чувств ее Кристины вполне вписывается в огорчения многих Кристин в данной сцене, где они и рыдают, и Призрака за руку держат и сжимают, кто-то даже задерживается чуть дольше в логове и т.д. Ее полуобернувшееся All I Ask of You  на DVD выглядит исполненным наполовину себе самой, частично Раулю, где-то в зал, но вот что прямо-таки исключительно в адрес Призрака - нет, сказать нельзя.

Призрак, к слову, во всей этой сцене вообще классический-классический и ничего, решительно, не делает такого, чтобы можно было его заподозрить, наоборот, он  легким кивком головы отпускает Кристину и подтверждает, что да, иди, мол. Словом, оставила Кристина своего учителя ради Рауля.

Имеющуюся затянутость всего данного куска можно либо отнести на счет просевшей режиссуры, либо на то, что если была сознательная попытка привязки финала к сиквелу, то попытка недополучилась (не продумали) и все это как-то зависло (тем более, если учесть, что подобное наблюдалось именно 2 октября, а 1 октября вообще все было ровно).  Сэр Уэббер, как известно, любит связывать невинный оригинал и "долгожданный лично им" сиквел. Но по DVD незаметно, чтобы в результате здесь это как-то особенно пытались педалировать. Реально - криминала нет. А за намерения постановщиков и одного композитора - не отвечаем.


Общий итог: По многим параметрам хороший DVD, тем более, что это первая полноценная и полноформатная запись  данного мюзикла с мюзикловыми артистами.

Но да, надо принимать во внимание, что получился DVD  театрализованной версии Гала-концерта, причем концертности на DVD больше, чем  было реально на сцене.

Есть много непонятных решений, из-за которых даже то, что можно было увидеть в жизни, пропало из DVD - и это грустно. Можно, правда, радоваться, что теперь "хоть что-то есть".

Пересматривать DVD приятно, особенно вкупе с впечатлениями от живого просмотра. Однако ждем видео сценической версии мюзикла - полноценной и настоящей.

Ждем.


31 декабря 2011г. Дополнено и отредактировано 15 сентября 2012 г.
Автор статьи: Anastasia

(*) Строчка из стихотворения Томаса Уайета "Ты бросишь ли меня?"/Thomas Wyatt, poem "The lover's appeal". Опубликовано в 1557 г.

Источники информации:
Официальная видео запись на DVD "The Phantom of the Opera at the Royal Albert Hall" in celebration of 25 years


На верх
страницы

25 лет мюзиклу "Призрак Оперы" на Уэст-Энде

Мюзикл Уэббера


 

The Phantom Of The Opera - 25th Anniversary Box Set