"Barnum".
Премьера состоялась 11 июня 1981
г. в театре "Палладиум", Уэст-Энд, Лондон.
Обложка аудиозаписи
мюзикла. |
|
Оригинальный
каст:
Пи. Ти. Барнум: Майкл Кроуфорд / Michael Crawford
Черити Барнум: Дебора Грант / Deborah Grant
Джойси Хиф:
Дженни МакГасти / Jennie McGustie
Дженни Линд:
Сара Пейн / Sarah Payne
Инспектор манежа: Кристофер Бек / Christopher Beck
Том Большой Палец:
Уильям Си. Уиттер / William C. Witter
|
Обложка видео записи мюзикла. |
|
Второй каст (участвовал в
видеозаписи):
Пи. Ти. Барнум: Майкл Кроуфорд / Michael Crawford
Черити Барнум: Эйлин Битти / Eileen Battye
Джойси Хиф: Шерон Бенсон / Sharon Benson
Дженни Линд: Кристина Колльер / Christina Collier
Инспектор манежа: Майкл Хэф / Michael Heath
Том Большой Палец: Пол Миллер /
Paul Miller
Режиссёр телеверсии для BBC:
Терри Хьюз / Terry Hughes
|
Музыка: Си Колман / Cy Coleman
Стихи: Майкл Стюарт / Michael Stewart
Либретто: Марк Брамбл / Mark Bramble
Режиссура и постановка оригинальной
Бродвейской версии: Джо Лейтон / Joe Layton
Режиссура и постановка Лондонской версии: Питер Коэ /
Peter Coe
Продюсер: Харол Филдинг / Harold Fielding
Сценический дизайн: Дэвид Митчелл / David Mitchell
Костюмы: Феони В. Олдридж / Theoni V. Aldredge
Цирковая подготовка: Терри и Данута Парсонос / Terry &
Danuta Parsons
Переработка оригинальной хореографии: Бадди Шваб /
Baddy Schwab
Музыкальный директор: Майкл Рид / Michael Reed
Финеас Тейлор Барнум
- это имя, которое означает шоубизнес, шумную рекламу и самые долгоидущие
развлечения по всему миру. Человек, даровавший своё имя этим понятиям, родился в
Бетел, штат Коннектикут (Bethel, Conecticut) в 1810 г. Сюжет мюзикла "Барнум"
очерчивает карьеру этого американца на протяжении несколько десятков лет,
с 1835 по 1881 год, вплоть до того момента, как он и Джеймс Э. Бэйли
объединились и организовали цирковую антрепризу, названную
ВЕЛИЧАЙШЕЕ ШОУ НА ЗЕМЛЕ.
Список музыкальных
номеров мюзикла:
1."There's a Sucker Born Every Minute" - Барнум
/ Barnum
2."Humble Beginnings Chase" - (Оркестр)
3."Thank God I'm Old" - Джойси Хиф / Joice Heth
4."The Colors of My Life" - Черити и Барнум / Chairy and Barnum
5."One Brick at a Time" - Черити и хор / Chairy and chorus
6."Museum Song" - Барнум / Barnum
7."Female of the Species Chase" - (Оркестр)
8."I Like Your Style" - Черити и Барнум / Chairy and Barnum
9."Bigger Isn't Better" - Том Большой Палец / Tom Thumb
10."Love Makes Such Fools of Us All" - Дженни Линд / Jenny Lind
11."Midway Chase" - (Оркестр)
12."Out There" - Барнум / Barnum
13."Come Follow the Band" - Барнум, Инспектор манежа и хор / Barnum, Ringmaster,
and chorus
14."In Black and White" - Черити, Барнум, Певцы блюза и хор / Chairy, Barnum, Blues
Singer and chorus
15."The Colors of My Life" (reprise)- Черити и Барнум / Chairy and Barnum
16."The Prince of Humbug" - Барнум / Barnum
17."Join the Circus" - Барнум&Бэйли и хор / Barnum &
Bailey and chorus
18."There's a Sucker Born Every Minute" (реприза) - Барнум и труппа / Barnum and
company
Сюжет мюзикла
* АКТ I. *
Финеас Тейлор Барнум появляется на сцене и
представляет себя публике как защитника "благородного искусства надувательства"
("There's a Sucker Born Every Minute").
Следуя этой своей философии и стремясь
любой ценой ухватить фортуну за хвост, чтобы поддержать свою молодую жену Черити,
Барнум покупает аттракцион-интермедию - чернокожую женщину по имени Джойси Хиф,
имеющую репутацию "старейшей женщины в мире". Он придумывает, как привлечь
внимание публики посредством рекламы: если Джойси так стара - ей 107 лет, как
говорят - она, конечно, могла встречать Джорджа Вашингтона. "И не только
встречать, - продолжает раскручивать идею Барнум. - Она должна была быть
его няней, почему бы и нет..." ("Thank God I'm Old").
Бизнес процветает, но Черити, более
практическая женщина, нежели витающий в прожектах Барнум, к тому же занимающаяся
вопросами женской эмансипации, хочет, чтобы его карьера была более
спокойной, а работа постоянной. Очевидно, что у них разные идеи относительно их будущего образа жизни
("The Colors of My Life").
К счастью, умная и любящая Черити
поддерживает намерение Барнума построить Музей диковинок, но советует ему
подойти к рассмотрению проекта с осторожностью ("One Brick
at a Time").
Музей построен, Барнум и Черити собираются
на церемонию его торжественного открытия, но приходит сообщение, что в музее
произошёл пожар и ничего не удалось спасти. Но Барнум, которого поддерживает
верная Черити, не сломлен ("Museum Song").
Идут годы. Барнум теперь немного старше,
немного более успешен, однако всё такова же разница в их отношении к жизненным
целям, но в то же время всё так же сильна их взаимная привязанность, имеющая
глубокие корни взаимной поддержки и симпатии ("I Like Your
Style").
Барнум находит новый аттракцион - "Мал да
удал!" Это некто Чарльз Шервуд Стрэттон (Charles Sherwood Stratton), которому
Барнум даёт имя "Генерал Том Большой Палец". Едва ли двух футов ростом (примерно
60 см) и пятнадцати фунтов весом (около 7 кг) - и прирожденный артист! Том
Большой Палец - хит сезона, не только в Америке, но и в Европе, особенно в
Англии ("Bigger Isn't Better").
Окрыленный этим успехом, Барнум
подписывает даже ещё более замечательный аттракцион - со своим первым
"первоклассным артистом". Это Дженни Линд, прелестная певица-сопрано из Швеции,
которая завоёвывает американскую публику и, в то же время, сразу обнаруживает
намерение завоевать и самого Барнума персонально ("Love Makes
Such Fools of Us All").
Барнум колеблется, Дженни старается, и он
не может устоять. Он покидает Черити, чтобы сопровождать Дженни в гастрольном
туре и внести в свою "мужскую жизнь" чуть больше красок ("Out
There").
* АКТ II. *
Первое появление Дженни Линд в Вашингтоне
разрекламировано с истинно Барнумовской рекламной шумихой и размахом в духе
Большого Патриотического Парада ("Come Follow the Band").
Но Барнум осознаёт, что его сердце всё
также принадлежит Черити. Он разрывает контракт с Дженни Линд и возвращается к
Черити, в её дом в Бриджпорте, в Коннектикуте, и делает то, что она давно желала
от него - находит себе постоянную работу на часовой фабрике. Она хорошо
оплачивается, но она неинтересна, лишена красок ("In Black
and White").
Черити наталкивает его на мысль
попробовать найти себя в местной политической жизни, но он чувствует, что сможет
выиграть только используя в своей избирательной кампании некоторые цветистые
трюки времен своего прошлого в роли шоумена ("The Colors
of My Life").
Он выигрывает выборы и становится мэром,
но Черити серьезно больна. Она умирает в самый час триумфа Барнума. Его
политическая карьера краткосрочна, и Барнум осознаёт, что политика и
респектабельный образ жизни не для него. Он должен стать таким, каким он всегда
был ("The Prince of Humbug").
На сцене появляется Джеймс Энтони Бэйли и
в ошеломляюще напористой манере, которой даже сам Барнум мог бы позавидовать,
настаивает на том, чтобы Барнум присоединился к нему в проекте по созданию
самого величайшего и лучшего цирка в Америке. Только в Америке? Нет, во всем
мире! ("Join the Circus").
Мистер Финеас Тейлор Барнум соглашается (The
Final Event /"There's a Sucker Born Every Minute").
***
Театр, в котором шёл мюзикл.
|
Цирковое представление начиналось ещё у входа в театр,
|
на улице.
|
В главной роли Майкл Кроуфорд! |
"There's a Sucker Born Every Minute"... |
Представляет себя Барнум |
Миссис Черити Барнум.
|
Барнум прыгает |
в ложу к жене |
с разбега как Иван Царевич
|
к Василисе Прекрасной и
|
следует супружеский поцелуй |
Барнум сочиняет биографию старейшей женщины на Земле и
объясняет ей, что она была няней Джорджа Вашингтона
|
Почтенная дама не сразу вспоминает об этом факте, но
когда вспоминает, её уже не удержать...
"Thank God I'm Old"
|
Реквизит на сцене меняют |
на глазах у публики
|
цирковые артисты
|
и инспектор манежа
|
"The Colors of My Life"
|
Барнум с женой в Обществе борьбы
|
за женскую эмансипацию
|
"One Brick
at a Time" |
Начинается
строительство
|
Музея диковинок |
мы строили, строили
|
и наконец построили!!!
|
"Museum Song"
|
"Female of the Species Chase"
|
|
"I Like Your
Style"
|
|
"Bigger Isn't Better"
|
Маленький Том Палец
|
приезжает в Англию
|
английская публика в восторге
|
все такие высокие
|
особенно слон Джамбо в Зоо
|
Барнум придумывает, как рекламировать Дженни Линд...
|
и находит эффектный слоган - она будет
Шведский соловей!
|
Дженни Линд прибывает |
Барнум приветствует её... |
приветствует... и... |
Барнум неожиданно обнаруживает,
|
что Линд не говорит по-английски,
|
а что говорит, то непонятно
|
"Love Makes
Such Fools of Us All"
|
Дженни поёт, а потом начинает соблазнять Барнума |
традиционный любовный треугольник налицо |
Жена удаляется, Барнум колеблется,
|
а потом вспоминает, что он, в конце концов, мужчина... |
и балансирует на проволоке по направлению к Дженни Линд
- "Out
There" |
Барнум дошёл...
|
Он уезжает в турне
|
с Дженни Линд.
|
"Come Follow the Band"
|
Рекламная кампания Шведского соловья
|
проходит шумно
|
и пиаристо,
|
закладывая основы
|
современному шоубизнесу. |
Гип, гип, ура!!! |
Но у Барнума
|
как-то не складывается |
с соловьем по имени Дженни.
|
Он объясняет ей, что сердце его
|
принадлежит Черити,
|
и покидает Дженни, возвращаясь к жене.
|
И шоу продолжается, господа почтенные ...
"In Black
and White" |
"In Black
and White"
|
"In Black
and White"
|
Работа респектабельная и
наде-е-ежная-а-а... |
но скучная, лишенная красочности. |
А вот избирательная кампания - тот же шоубизнес...
|
"The Colors
of My Life" |
Я мэр, дорогая... Но Черити
|
серьезно больна. Она угасает,
|
отступает в темноту
|
и покидает Барнума навсегда...
|
Появляется Джеймс Энтони Бэйли.
|
"Join the Circus"
|
И уговаривает Барнума |
присоединиться |
к новому лучшему
|
цирку на всей Земле!!!
|
The
Final Event |
Барнум согласен! |
Согласны все! |
Финальные поклоны прямо в зале, но...
Барнум выходит на сцену
|
и поёт
"There's a Sucker Born Every Minute" |
краткий итог своей жизни |
Майкл Кроуфорд подчеркивал в своей книге и
многочисленных интервью, что каст, с которым он играл в "Барнуме", был самым
дружным из тех, с кем ему доводилось работать, и в театре царила прямо-таки
атмосфера семьи. Так же и сама роль Барнума - одна из самых любимых его ролей.
В феврале 1983 года мюзиклу был дан
перерыв в театре "Палладиум", в котором пошла другая постановка. К этому моменту
мюзикл был показан 663 раза, перекрыв рекорд Дэнни Кайе для "Палладиума" как
самое долгоиграющее шоу.
В 1982 г. началось взаимодействие Майкла
Кроуфорда с двумя знаменитыми спортсменами - молодыми Британскими чемпионами в
парном фигурном катании Джейн Торнвилл и Кристофером Дином (Jayne
Torvill & Christopher Dean). Они только что выиграли Чемпионат мира и
хотели подготовить к следующему что-нибудь на цирковую тему. Майкл предложил им
использовать музыку из "Барнума", которую для них мог аранжировать Майкл Рид. В
те времена английские фигуристы никогда не готовили специальную музыку под свои
выступления, а просто записывали куски из разных произведений. Они загорелись
идеей поставить нечто вроде "Барнум он Айс", и в 1983 г. Майкл, прилетевший в
Хельсинки на Чемпионат мира, приветствовал их триумф. Блестяще откатав программу
"по мотивам Барнума" этот талантливый дуэт получил от судей чуть не все
"шестерки".
Летом 1983 г. Майкл Кроуфорд и Бадди Шваб,
приехавший из Нью-Йорка ассистент Джо Лейтона,
ставивший хореографические номера в мюзикле в Америке и в Лондоне, получили предложение поставить
мюзикл "Барнум" в Италии. Майкл впервые в своей карьере получал
возможность выступить в качестве режиссера, и с энтузиазмом взялся за дело.
В сентябре 1983 г. Майкл и Бадди Шваб прилетели в Рим для подбора каста и
проведения аудирования будущих исполнителей в итальянской версии мюзикла.
Главную роль планировали для некоего певца - "хорошо известной итальянской
поп-звезды, имевшего большое сходство с Клиффом Ричардом".
К сожалению, местные реалии театрального дела и специфика организации кастинга в
Италии оказались неразрешимой проблемой для Майкла, и он вынужден был с
сожалением отказаться от режиссирования постановки, перепоручив её невозмутимому
Швабу. Надо заметить, что мюзикл был поставлен в Италии и имел там большой
успех.
В августе 1984 г. начались репетиции
мюзикла со вторым кастом в Манчестере, в Оперном театре, этим мюзиклом
возрождавшимся к прежней жизни (перед тем театр 5 лет служил
залом для игры в бинго). Мюзикл стал первым шоу в провинции,
собравшим сумму в один миллион фунтов стерлингов на предварительной продаже
билетов. В день первой репетиции мюзикла в Манчестере умерла
замечательная бабушка Майкла - Нэн, - которой было 99 лет. Для Майкла она стала
после смерти матери самым близким человеком и другом, и он тяжело переживал её
уход.
Затем мюзикл вернулся в Лондон, на
Уэст-Энд, где открылся вновь в Victoria Palace Theatre 14 марта 1985 г. Пару
месяцев спустя мюзикл посетила премьер-министр Маргарет Тэтчер, встретившаяся с
артистами. 9 сентября состоялось тысячное представление Майкла Кроуфорда в роли
Барнума. Последнее представление мюзикла состоялось 26 апреля 1986 г.
Некоторые факты:
* На премьере мюзикла в
театре "Палладиум" Майкл Кроуфорд получил восьмиминутную стоячую овацию.
* За роль Барнума Майкл Кроуфорд был награжден премией
Olivier Award - в номинации Лучший Актер
Года в мюзикле 1981 г.
* Для приобретения
цирковых навыков для роли Барнума Майкл проходил стажировку в Нью-Йоркской школе
Циркового искусства (Big Apple Circus
School), где в течение шести недель под руководством
великолепного тренера Саши (выходца их Чехословакии,
которого Майкл описал как несколько "дикого"; больше всего
Майкла поразило, что тот "грыз сырую куриную ногу") учился ходить по
проволоке, летать на трапеции, ходить на ходулях, делать сальто в воздухе,
вращаться на канате, держась одной рукой, жонглировать, а, главное, учился
умению правильно падать. Как пишет Майкл в своей книге, он был "самым старым
учеником в этой школе". Интересно, что многие навыки, которые он приобрел,
так и не нашли применения в постановке мюзикла в виду своей опасности.
Напряженный тренинг под Сашиным руководством Майкл красочно сравнивал с
"трудовыми лагерями в старой Восточной Европе, где Саша выступал в роли
сторожевого пса".
Майкл и Саша на тренировке.
|
Майкл тренируется на трапеции.
|
На большой высоте, однако.
|
Вид довольно испуганный. |
А это уже на проволоке. |
И на одном колесе. |
Крути педали, Майкл. |
* Возвращаясь к роли в
1984 г., Майкл тренировался в Хиллингтонской школе Гимнастики в Миддлсексе и
достиг таких высоких стандартов, что Британская Любительская Ассоциация
Гимнастов выдала ему квалификационный сертификат.
* Кристина Колльер,
исполнившая роль Дженни Линд, пела и играла Кристину в мюзикле Кена Хилла
"Призрак Оперы" в постановке 1984 года.
* Для английской сцены
либретто мюзикла было немного изменено, в нём больше, чем в американской постановке,
внимания и места уделялось взаимоотношениям между Барнумом и его женой, характер
Черити также был развит и углублен (на этом настаивал Майкл Кроуфорд).
* Американский композитор
Си Колман наиболее известен своими работами для Бродвейских
Sweet Charity, City of Angels
и I Love My Wife, а также своими
песнями, написанными для таких звёзд как Фрэнк Синатра и Ширли МакЛейн.
* Лирицист Майкл Стюарт
приобрёл известность работой над либретто для таких значительных мюзиклов как
Bye Bye, Birdie, Hello Dolly!
и "Сорок вторая стрит".
* Соавтор либретто
Марк Брамбл также участвовал в написании либретто для "Сорок второй стрит".
21 марта 2006 г.
Автор: Mary,
Перевод: Mary
Источники информации:
Michael Crawford Parcel Arrived Safely: Tied With
String. London, 1991; Anthony Hayward Michael Crawford unmasked. London, 1991;
Видео запись мюзикла "Barnum".
1986 г.
*Все кэпы сделаны лично автором статьи,
убедительная просьба уважать авторские права и не
копировать и не воспроизводить их без разрешения авторов данного сайта и ссылки
на сайт*
|