He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

Призрак Оперы на экране.

Экранизации романа Леру.


"Призрак Оперы" 1962 г. с Хербертом Ломом.

Подвалы Лондонской Оперы погружены во мрак.
Звуки музыки, орган, таинственный музыкант. Обожженные кислотой руки на клавиатуре.

 

 
На фоне одноглазой белой  маски возникают титры фильма:



Херберт Лом в роли Призрака.
Маска у него напоминает чулок, натянутый на голову, она из загипсованного холста, закрывает всё лицо целиком, имея одно отверстие для глаза.
Волосы Призрака вольно растрепаны, и в целом его облик напоминает мрачноватую карикатуру
на Людвига Ван Бетховена. Впечатление усиливается тем, что Призрак держится подчеркнуто пафосно, театрально жестикулирует.


Хитер Сирс в роли Кристины Чарльз.
В вокальных партиях её дублировала певица
 Пэт Кларк (Pat Clark).


В фильме Рауля зовут Харри Хантер и он менеджер Оперы, роль его исполнил Эдвард де Соуза (Edward de Souza).


В роли плохого лорда Амброуза д'Арси - Майкл Гоуг (Michael Gough). После этого фильма Гоуг сыграл ещё примерно в 12 фильмах студии Хаммер, специализируясь на ролях заносчивых аристократов и сумасшедших ученых.
Среди его недавних ролей - роль обаятельного  дворецкого Альфреда в блокбастере о Бэтмане. :)


В роли  г-на Лэттимера (второго менеджера):
Торли Уолтерс (Thorley Walters) - он справа.

1962 г. Производство: Hammer Film Production, Великобритания
Съёмки проводились: Bray Studios, Down Place, Oakley Green, Berkshire, England,
Цветной. Звуковой. Язык: английский.
Продолжительность фильма: 85 мин.
Режиссёр: Теренс Фишер (
Terence Fisher),,
Продюсер: Энтони Хиндс (Anthony Hinds),
Сценарий: Джон Элдер (Jhon Elder - aka Anthony Hinds),
Оператор: Arthur Grant;
Художественные директора: Bernard Robinson, Don Mingaue;
Грим: Roy Ashton;
Музыка: Edward Astley.

Студия Hammer Film Production, основанная Уиллом Хаммером сразу после Второй мировой войны, с момента своего создания специализировалась на производстве фильмов в жанре научной фантастики, а также сделала ставку на фильмы в жанре "триллера", таких как "Проклятие Франкенштейна" (1957), "Ужас Дракулы" (1958), "Собака Баскервилей" (1959), "Мумия" (1959), "Два лица доктора Джекила" (1960) "Проклятие оборотня" (1961). Все они входят в серию классических фильмов ужасов Monsters classik collection. В 1962 году дошёл черед до Призрака Оперы, в фильме снялся Херберт Лом (Herbert Lom) в роли Призрака и Хитер Сирс (Heather Sears) в роли Кристины Чарльз.

Фильм вышел в прокат в Англии 25 июня 1962 г., а несколько недель спустя, 15 августа 1962 г. состоялась его премьера в США.

В фильме больше сходства с фильмом 1943 года, от фильма 1925 г. с Лоном Чейни он удалился очень далеко (хотя, начиная проект, Фишер и продюсер-сценарист Хинд договаривались, что будут ориентироваться на немую версию 1925 г. больше, чем на версию 1943г.). С романом Г. Леру фильм также имеет сходство весьма относительное.

Следуя порочной традиции, уже заложенной фильмом 1943 г. с Клодом Рейнсом, Призрак в фильме Фишера - совершенно обычный, всю жизнь проживший благополучно человек, и очень милый, благовидный профессор музыки по имени Питри (Petrie). Он обезображен в результате злодейских происков владельца Оперы с композиторскими амбициями - лорда д'Арси (Lord Ambrose D'Arscy), также кислотой и в пламени пожара в типографии, куда пришел уничтожить тираж партитуры новой оперы, написанной им и нагло присвоенной лордом. Таким образом, личность Призрака имеет совсем иное наполнение, нежели у Леру, скорее проблема не в его физической обезображенности, сколько в сломившей его психологической травме.

Владелец Оперы при этом такой мерзкий тип, что дальше некуда - сексуальный харрасмент по отношению к подчиненным, самодурство, подлость и прочее, заслуживающее порицания. Он воплощает одну из концепций фильма - подчеркивание темных глубин человеческой души, кроющейся за внешне благополучным обликом, как черное подземное озеро под блестящей Оперой.

Действие происходит теперь в Викторианской Англии девяностых годов позапрошлого века, в Лондоне, полном кэбов и газовых фонарей.

Атмосфера - одна из наибольших удач Фишера в этом фильме. Туманный Лондон, мокрые полицейские-"бобби" и красноносые кэбмены, диккенсовские уборщицы в Опере - викторианская Англия, немедленно возникающие ассоциации с Шерлоком Холмсом, мистерами Джекилом и Хайдом, героями Стокера и Джеком-Потрошителем. Фишер использовал приём саспенса, нагнетая напряжение за счёт углов съёмки, движения камеры и драматургии освещения.

В основном съёмки проводились на студии Bray Studios, а  под наименованием Лондонского Оперного театра был снят Уимблдон-театр в юго-западной части Лондона.
P.S.:
интересно, что это тот самый театр, в котором в июне 1975 года Actor's' Company представила театральную версию романа Леру, поставленную режиссером Дэвидом Гилесом. Роль Эрика в ней играл Эдвард Петербридж, Кристины - Шерон Дюк, Рауля - Кейв Дринкел. Подробнее об этой постановке можно узнать на странице "Призрак Оперы на сцене. Драматические постановки">>>


 


Dwarf (Ian Wilson) - макабрический слуга Призрака. Зачарованно слушает игру Призрака на органе. Музыку любит...


В фильме не обошлось без знаменитой люстры. Это не театральная люстра, а часть декорации оперы "Святая Иоанна".


Есть и Ложа № 5. Из неё Призрак смотрит оперу.


Из неё он в конце фильма выпрыгнет на сцену, чтобы спасти Кристину, и погибнет.


Вот такое лицо у Призрака под маской.

Когда упоминают этот фильм, в первую очередь вспоминают, что это тот самый фильм, где Призрак бьет Кристину по щекам. Формально это так, но это не проявление жестокости Призрака, а часть сурового процесса обучения. Призрак требует от Кристины полной отдачи в работе. Он хочет, чтобы исполнение Кристины шло от сердца и глубокого понимания сути музыки, с чем трудно поспорить.
Так что когда Призрак погибает, дело его живёт, поскольку он заронил в душу Кристины божественную искру.

Ситуация полностью лишена подосновы одержимой любовной страсти из текста Леру, Призрак в Кристину не влюблен, он лишь желает, чтобы его оперу исполнили в лучшем виде. Кристина и сама не слишком в обиде за разовую пощечину, хотя не в восторге от таких методов. Она вникает в его проблемы и сама соглашается на просьбу - и не просто просьбу, а мольбу - Призрака позволить ему учить её. Призрак даже преклоняет колени перед Харри, прося об этом.

У Призрака в этом фильме есть немой помощник или слуга, загадочный персонаж, названный в титрах просто The Dwarf (карлик), он хотя и маленького роста, но не карликового, именно он-то и есть злодей, убивающий, например, рабочего сцены (аналог Жозефа Буке) и крысолова в театре, пытающийся убить Харри Хантера и доставляющий Кристину в логово Призрака.
Призрак-Питри об этом не знает и приказов не отдает, а инфернальный слуга его очень уважает и оберегает. Собственно, именно этот Dwarf находит обгоревшего изуродованного профессора Питри в сточных водах под Оперой, спасает и выхаживает его.

Этот  Dwarf использует полую тростинку, когда ныряет в воду и нападает на Харри - как в романе Леру и фильме 1925 г.

В фильме нет оперы "Фауст", она заменена оперой "Святая Иоанна: Трагедия Жанны Д'Арк". Эта интересная музыкальная композиция с несколькими сложными ариями и хорами была специально написана композитором для фильма и больше нигде не звучала. Однако с музыкальной псевдо-оперой в фильме Фишера не переборщили, ей уделено не так много времени, как в фильме 1943 г.

В финале Призрак спасает Кристину, раскланивающуюся на сцене, отталкивая её из-под падающей люстры, и героически погибает. В этом фильме, так же, как и в мюзикле ALW, люстра падает не на публику, а на сцену, к ногам Кристины. Люстра падает потому, что Dwarf, прячась на колосниках, начинает убегать от рабочего, цепляется за веревку люстры, и волокна рвутся. Кристина, да и Харри тоже, жалеют Призрака.

В фильме два момента из романа, ставшие каноническими: срывание маски и падение люстры - оба как бы подменены некой своей имитацией. Маску срывает не Кристина, а лорд Амброуз д'Арси, а люстру обрушивает слуга Призрака. Кроме того, оба события перенесены в финал фильма, что по замыслу режиссёра должно было окончательно утвердить альтруистичность героя.

 Финальное слово "End" и заключительные титры идут на фоне лежащей белой маски.

.


Фильм ещё раз подтверждает мысль о том, что с творческими людьми следует обращаться бережно, потому как вот до чего можно быстро довести впечатлительного интеллигента.

Надо заметить, что злодеяния Призрака в Опере изображены в фильме очень мягко и смахивают на подростковое хулиганство. Призрак, стремящийся не допустить постановку своей оперы под именем лорда д'Арси, рвёт афишу, разрезает барабан и крадёт партитуру оперы у дирижёра. Действия очевидно наивные. Все акты подлинного насилия переданы его слуге, что ещё больше "уплощает" образ главного героя.

Как почти во всех экранизациях сюжета Леру в фильме имеется певица-примадонна. Здесь она не вредная, зовут её Мария, и она не интригует и не обижает Кристину. Призрак ей также не угрожает, однако его жутковатый помощник убивает рабочего сцены (возможно, Жозефа Буке) и выталкивает труп прямо на поющую на сцене диву. После такого примадонна в ужасе отказывается от участия в постановке.

На прослушивание приходит мисс Чарльз, она сразу нравится обоим менеджерам и лорду, но лорд ставит её ангажемент в прямую зависимость от того, что он "даст ей несколько частных уроков вокала".  От сексуальных домогательств мисс Чарльз спасает мистер Хантер, к счастью, хорошо изучивший повадки лорда. А сам он порядочный.


Харри старается успокоить Марию (Liane Aukin).


Миссис Такер (Renee Houston) - как бы матушка Валериус.

 

В фильме присутствует персонаж, примерно аналогичный матушке Валериус из романа Леру. Это хозяйка квартиры, у которой снимает комнату Кристина. Выясняется, что раньше эту комнату снимал профессор музыки Питри, дававший уроки вокала в Академии. Харри играет на рояле отрывки из музыкальных сочинений профессора и сразу понимает, что они незаурядны. От миссис Такер Харри  узнаёт подробности о гибели профессора во время пожара в типографии и предпринимает расследование. У него зарождаются подозрения, он обращается в полицию, узнаёт о поджигателе той самой типографии, бросившемся в подземный поток, теряющийся под зданием Оперы, и делает умозаключения.

Когда исчезает Кристина, он прямиком спешит к подвалам Оперы. Таким образом, в фильме этот аналог Рауля - энергичный и зрелый молодой человек. После того, как Призрак рассказывает ему свою печальную историю - в фильме она дана флэш/беком, и очень неудачно вторгается в ткань фильма, сбивая общий настрой - Харри так же, как и Кристина, проникается к нему сочувствием.
Кристина Чарльз здесь серьезная, преданная искусству и не ищущая легких путей девушка с хорошим голосом.


Логово Призрака под Оперой.
 


Очень атсмосферно.
 


 

 


 


 


Ты будешь петь!
 


Да, учитель Кристине попался строгий.
 


 

 


Но самоотверженный. Упавшая люстра, вид сверху.


 




Фильм, который маленькая английская студия намеревалась пустить в международный прокат и дублировать на основные европейские языки, имевший самый большой бюджет из всех, ранее снятых Хаммеровской студией, не имел успеха у зрителей, и планы были пересмотрены.

Публика, привыкшая к элементам шока, кровавым и пугающим сценам в предыдущих кинолентах Хаммеровской студии, была очень разочарована.

Критика также не восприняла фильм. После успеха предыдущих фильмов Фишера на Хаммер-студии, неудача с этим фильмом подпортила его карьеру. В течение двух последующих лет ему не предоставляли работу на студии. Выпуск home video и показ фильма по ночным каналам ТВ несколько реабилитировали фильм, но не достаточно.

В газете Time Magazine, например, писали о фильме: "Новый Призрак опасен примерно так же, как дорогой старенький дедушка, нарядившийся для Хэллоуина".

В The New York Times высказались ещё язвительнее: "Единственный шок в том, что англичане, которые могли прилично выиграть на таком классическом сюжете, попросту завалили всё, наобещав с три короба".

Newsweek предсказала, что в результате последнего Хаммеровского фильма может появиться мода на "хороших парней-монстров", и предложила назвать следующий фильм "Werewolf Come Home" ("Оборотень, вернись домой")



Это интересно:
Херберт Лом - настоящее имя Herbert Charles Angelo Kuchacevich ze Schluderpacheru.
Родился в Богемии, Австро-Венгрия (потом Чехословакия) в 1917 г. Иммигрировал в Англию в 1939 г.
 Лом сыграл во множестве фильмов, исполняя роли харизматических персонажей, например Наполеона в 2-х фильмах, Арабского торговца в "Спартаке" 1960,  капитана Немо в "Таинственном острове Жюля Верна", инспектора Дюпена в "Убийстве на улице Морг" по Э.А.По, психиатра в "Мёртвой зоне" 1983г. и др..

"Призрак Оперы" был единственным фильмом, в котором Лом снялся на студии Хаммер.
Последний фильм с его участием вышел в 2004 г.

Желаем ему долгих лет жизни :)

Это особенно интересно:
В нескольких фильмах  известного комического цикла о "Розовой пантере" Лом исполнил роль французского  Инспектора Сюртэ Шарля  Дрейфуса. 
В фильме "Розовая пантера наносит ответный удар" (The Pink Panther Strikes Again), 1976г., (реж. Блейк Эдвардс) был сделан забавный специальный намёк-прикол на его роль Призрака Оперы в Хаммеровском фильме 1962г.. ;)))
Подробнее узнать о сущности намёка и увидеть кадры можно Здесь>>>
 



Это интересно: В некоторых американских кинотеатрах перед фильмом "Призрак Оперы" 1962 г. для разогрева показывали коротенький 5-тиминутный  анимационный фильм "The Phantom of the Horse Opera". 1961 г. Walter Lantz Productions, США. Режиссёр: Paul J. Smith.
Главная роль в мультике была отведена сумасшедшему дятлу  Вуди Вудпекеру (Woody Woodpecker). Это была семейная мини-зарисовка, сочетающая элементы историй о Диком Западе и сюжет Гастона Леру, который умудрились пересказать с участием ковбоя, лошади и Призрака.
Подробнее о мультике можно узнать на страничке "Ассоциации и намёки "на тему" в фильмах">>>


Если вам интересно составить более полное представление о фильме, то на страничке "Призрак Оперы" Херберта Лома. Кадры из фильма" можно увидеть краткий видео синопсис из кадров фильма. Удачного просмотра.


23 марта 2005 г. Реконструкция страниц произведена 22 января 2007 г.


 Автор: Mary

Источники информации:
Фильм The Phantom of the Opera, 1962;
John L. Flynn "Phantoms of the Opera: The Face Behind the Mask". 2006
;
George Perry, The Complete Phantom of the Opera;
David Parkinson, Cinema, Oxford University Press.

 


На верх страницы

"Призрак Оперы" Херберта Лома.
Кадры из фильма.

Коллекция масок Призрака.