He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

***
На страницу
"Другие фильмы
и фильмы "на тему"

***

"Opera", aka "Terror at the Opera". 1987 г.

"...Мороз по коже подирает
Встают у лысых волоса,
И всё как будто умоляет
Не пой, о Дева-красота..."
К.Прутков.


 

Производство: ADC Srl CECCHI GORI GROUP, TIGER CINEMATOGRAFICA Srl., совместно с RAI Radio Televisione Italiano, Италия.
Продолжительность:
107 минут (в США - 88 минут, сокращенная версия).
Режиссер и продюсер: Дарио Ардженто (Dario Argento);
Исполнительный продюсер: Фердинандо Капуто
(Ferdinando Caputo);
Сценарий: Дарио Ардженто  и Франко Феринни (Franco Ferinni);
Оператор: Ронни Тэйлор (Ronnie Taylor);
Аниматроника: Серджо Стиволетти (Sergio Stivoletti);
Художник-постановщик: Давид Бассан (Davide Bassan);
Художник-постановщик оперных сцен: Gianmaurizio Fercioni (
Regio Theatre, Parma);
Костюмы: Francesca Lia Morandini
Основано на оригинальной идее Дарио Ардженто.

В ролях:
Бетти: Кристина Марсилья (
Cristina Marsillach),
Марко: Иан Чарльсон (
Ian Charleson),
Инспектор Алан Сантини:
Урбано Барберини (Urbano Barberini),
Мира: Дария Николоди (Daria Nicolodi);
Джулия: Коралина Катальди-Тассони (Coralina Cataldi-Tassoni).

Сначала для участия в фильме была заявлена звёздная Ванесса Редгрейв, но перед самым началом съёмок она отказалась. Поэтому, видимо, примадонну в фильме только слышно, сама она в фильме остаётся либо за кадром, либо снята  сидящей в кресле с высокой спинкой - со спины.


Краткий синопсис:

Действие фильма разворачивается в современном итальянском Оперном театре, в котором собираются ставить оперу Джузеппе Верди "Макбет". В отношении этого шекспировского творения существует в театральном мире суеверие: при постановке его всегда случаются какие-нибудь несчастья! После начала репетиций все убеждаются, что суеверие имеет под собой реальную почву: что-то в театре идёт не так.

Театральная примадонна попадает под колёса автомобиля, это случается после её ссоры во время репетиции с режиссёром Марко (Иан Чарльсон),  и теперь она вынуждена лелеять загипсованную ногу, сидя дома.

Подающая надежды молодая певица Бетти (Кристина Марсилья) - дублерша примадонны - получает главную роль Леди Макбет.  К сведению присутствующих - мать Бетти также была певицей. Триумф Бетти на премьере оперы привлекает загадочного поклонника, "призрака".

Некто занимает ложу над сценой, мы видим руку в черной кожаной перчатке и бинокль на перилах. Призрачный голос шепчет: "Наконец ты вернулась". (Относительно этих чёрных перчаток - это "привет от режиссёра Ардженто" - смотрите в конце статьи ;)).

Первые 13 минут фильма проходят благолепно: шикарные виды оперного театра, люстра под потолком, дирижёр за пультом. Зато потом не знаешь куда глаза девать... На 14-й минуте "призрак" в ложе  убивает капельдинера и сбрасывает софит в зал. Забавно, что при этом администрация успокаивает публику словами мсье Фирмина из мюзикла ALW: "Do not panic! It was an accident... simply an accident".

 


Бетти. Звонок 2.


Бетти, режиссёр Марко и Мира

 


 

 


 


Постановка оперы "Макбет".

 


Режиссёр за пультом.
Вид, конечно, довольно маниакальный.

 

 


В руке у Леди Макбет пистолет, который потом выстрелит,
и на плече ворона, которая потом вставит маньяку.


Инспектор полиции Алан Сантини пришёл за автографом.Розу красную принёс...

Чередой следуют многочисленные жестокие убийства, молодую певицу преследует одержимый психопатический убийца, словно задавшийся целью кроваво проиллюстрировать сюжет "Макбета", причём бедная Бетти должна видеть все эти злодейства. Вся эта грустная экзистенция перемежается сценами не то видений, не то снов маньяка и Бетти. Маньяк  видит то же, что все маньяки, а Бетти видит сцену убийства собственной матери неким хмырём в черной маске террориста и светлой куртке. Она не может точно понять, просто ли это кошмар или воспоминания детства.

Маньяк хватает бедную девушку везде, где попало (например, как только её бой-френд отходит от койки), привязывает её к колонне, заклеивает ей рот скотчем и приклеивает под глазами иглы на липучке. В таком виде она обречена наблюдать, как маньяк режет юношу.


Из него вышел бы неплохой Рауль...
 


Видения маньяка даются в синем свете.
А ещё эти руки... режиссёру не для скуки...
(см. в конце статьи)

 

 

 


 

 


 

 

 

Тут следует отметить, что в фильме немеряно воронья: начиная с названия и титров фильма. Вороны участвуют в постановке оперы и в перерывах между выступлениями сидят в большом вольере в реквизитной.  Между делом маньяк в черной маске и светлой куртке(!) проникает в реквизитную театра и порет и режет платье, в котором Бетти пела партию Леди Макбет (опять эти руки в чёрных... ах, да, об этом потом). Вороны выбираются из клетки и устраивают сцену из Хичкоковских "Птиц". Маньяк режет нескольких ворон и скрывается, а вороны - птицы злопамятные!

Потрясает воображение режиссерская находка Ардженто - время от времени следуют кадры, показывающие, как маньяк шевелит мозгами. В реальном значении слова! Мозги подергиваются, морщатся... (Прим. автора: Думаю, тогда-то кинозрители и засмеялись в первый раз).

Хотя на самом деле этот кадр -  буквальная реализация концептуального замысла Марио Бава - режиссера-гуру фильмов "хоррор" - на которого Ардженто буквально молился, так что ученик просто реализовал завет Учителя. Так что в конечном счете - "зачет".


 


 

 

 

Далее всё развивается в соответствии с приёмами жанра Хоррор. Если мы видим большие портновские ножницы в костюмерной театра, то можем быть уверены, что скоро их в кого-нибудь вонзят и распорют шов на горле.

Если приятельница героини смотрит в дверной глазок, чтобы убедиться, что это не маньяк, то мы безошибочно угадываем, что он выстрелит через глазок ей в глаз.


 

 


 

 

Вполне предсказуемо мужественный инспектор полиции расследует дело о терроре в Опере и прибывает как раз вовремя, чтобы спасти героиню и вывести на чистую воду свирепствующего садиста, который, понятное дело, может быть режиссёром. Как же иначе, он чересчур увлекается модернистским прочтением классики и выпускает на сцену во время спектакля кучу ворон! Клетка распахивается и вороны начинают кружить над зрительным залом, словно кого-то ищут...

Падение люстры на публику у старины Г. Леру режиссёр Д. Ардженто в этом фильме  заменил нападением стаи ворон на ту же публику. (Прим. автора: Сдаётся мне, что в этот момент смех в кинозале усиливается).

Вороны на бреющем полёте кружат над публикой, и одна, самая злопамятная и натасканная режиссёром-садистом-модернистом на истинного маньяка, пикирует и выклёвывает глазик у... кого бы вы думали? Правильно, у инспектора полиции Алана Сантини! Вот кто маньяк и психопат! А то бы кто сомневался...

Незабываемый кадр, когда ворона жуёт в клюве невинно-лазоревый глаз маньяка - это что-то...

 

 

 

Маньяк начинает пальбу и вообще себя обнаруживает, опять похищает Бетти и привязывает её к стулу - ну чисто Эрик, Призрак Оперы. Мало того, он ещё и целует ей ручки, бормоча что-то вроде: "Я причинил тебе боль, какой я бяка", и затягивает веревку покрепче.

Инспектор-маньяк признаётся Бетти в том, что задушил её мать, потому что она не отвечала на его чувства, поливает пол горючим и вздымает горящую спичку, прося девушку стрелять с завязанными глазами (вот извращенец, а?) Бетти стреляет, спичка падает, всё горит, в том числе псих/ Марко ломает дверь и спасает Бетти...

Думаете, хэппи энд? Фиг вам! В мирных живописных Альпах приходит в себя Бетти в сопровождении режиссера Марко, на досуге снимающего мух на видео. Вдруг  по телеку в "Новостях" он слышит, что, как оказалось, инспектор-маньяк Алан Сантини подменил себя своей куклой (привет от Эрика!), и пока её тушили,  он делал ноги...

"Спасайся! Беги!!!" - кричит режиссёр Бетти, гуляющей на альпийских пастбищах. Маньяк бежит за ней, режиссёр тоже и с ним дерется, маньяк его убивает во-о-от таким ножом, Бетти ему пудрит мозги и ведёт в голубую даль, потом бьёт булыжником по балде, а там уже выскакивают полицейские.

Они скручивают маньяка-инспектора, и Бетти уведомляет его, что она вовсе "не похожа на свою мать!" Бетти, гуляючи, заметила рыщущих собак-ищеек и полицейский вертолёт, потому-то туда и шла. Что, съел? Бетти любит жизнь и всё вокруг: и цветы, и травку, и листочки, и ящериц, и бабочек, и облака... Крупным планом -  зеленая ящерка, придавленная веткой и оторопело глядящая в камеру. Бетти освобождает её с напутствием: "Свободна!"

Конец - всему делу капец.

 

 


 

 


 

 


 


"ОТДЫХАЙТЕ НА АЛЬПИЙСКИХ КУРОРТАХ
С НАШЕЙ ТУРФИРМОЙ!"

 

 


Фильм провалился в прокате в Италии, где он, стартовав 19 декабря 1987 г., шёл менее трёх недель, затем студия Orion представила слегка измененную и сокращенную англоязычную версию фильма на Каннский кинофестиваль 1988г.

Фильм шёл на фестивале под названием "Террор в Опере" и во время показа вызвал настоящий смех в зале.

Бюджет фильма составлял 8 миллионов долларов, и фильм считается одной из наихудших  Арджентовских работ на сегодняшний день.

Фильм перегружен сценами насилия, садизма, мазохизма, вуайеризма, фетишизма и психопатического терроризма, при том, что загадочности в сюжете не достаточно, чтобы заморочить зрителя, довольно быстро становится ясно, кто главный преступник, и недоумения персонажей по этому поводу воспринимаются как свидетельство их крайней безмозглости, так что сочувствовать им невозможно. Хочется, чтобы всех уж поскорее уконтрапупили, чтоб не мучались. :(

Действительно, в качестве подозреваемого зрителю подсовывают режиссера Марко, потому что он всё время оказывается неподалеку от места совершения преступления, но внимательный зритель в первые же минуты фильма видит, что он не может быть тем "призраком" в черных перчатках, поскольку сидит за режиссерским пультом и конечно его отсутствие поставило бы спектакль на грань срыва и было бы всеми замечено.

Кроме того, фраза о том, что "Ты наконец вернулась" и быстро последовавшая за тем фраза, которую Бетти говорит не кому-нибудь, а именно инспектору Сантини, что её мать была певицей, связывает нынешние преступления с прошлым. Такие намёки в самом начале фильма характерны в основном для слабых фильмов, и к сожалению мы убеждаемся, что так оно и есть.

Когда заведующая костюмерным цехом, оглоушив было маньяка утюгом, срывает с него маску, она непомерно поражена, узнав его лицо, которое мы и Бетти не видим. Если бы это был режиссёр, то она удивилась бы куда меньше. На самом деле, в театре все всегда подозревают, что режиссёры - где-то маньяки.

Несмотря на натуралистическую кровавую жестокость сцен и ремесленную мастеровитость режиссера, набившего руку на жанре, фильм скучно смотреть.

Что касается "оригинальной идеи", на которой основан сценарий фильма, то даже ежу понятно, что эта идея навеяна романом Гастона Леру и ещё больше фильмами по этому роману. Конечно, если ёж читал и смотрел ;))

Режиссёр  выбрал даже не из романа Леру,  а из фильмов "ПО" 1925, 1943, 1983гг. то, что ему ближе - мотив психической нестабильности и маниакальности Призрака, и  просто усугубил, добавил кровищи и безумия.


* В фильме звучит музыка из следующих произведений:
- Опера "Макбет" (MACBETH) Дж. Верди: партии исполняют - Elisabetta Norberg Schulz (сопрано), Paola Leolini (сопрано), Andrea Piccini (тенор) и Michele Pertusi (баритон). ;
- Опера "Травиата" (LA TRAVIATA) Дж. Верди: арии "Amami Alfredo" и "Sempre libera"- в исполнении Марии Каллас (Maria Callas);
- Опера "Норма" (NORMA) В. Беллини: ария "Casta Diva" - в исполнении Марии Каллас (Maria Callas);
- Опера "Мадам Баттерфляй" (MADAME BUTTERFLY) Дж. Пуччини: ария "Un Bel Dí Vedremo" - в исполнении Миреллы Френи (Mirella Freny);
Музыка исп. "Симфоническим оркестром им. Артуро Тосканини".


Это интересно:

* Фильм снят в типичном для Ардженто жанре "джалло" - giallo  (по-итальянски "жёлтый", названный так итальянскими киноведами по цвету обложек детективов из дешёвой массовой серии, выходившей в Италии в 1950-х гг.) - который характеризуется гремучей смесью "классического" детектива с некоторой мистичностью и готичностью сюжета, плюс эротика.  Для "джалло" характерны затяжные сцены убийств, брызги крови в диафрагму, необычный для  кино/детектива и триллера  подбор музыки -  Ардженто славен "настоящей классикой", - эксперименты с камерой и постановкой света;

* Ардженто снимается во всех своих фильмах, изображая руки убийцы, затянутые в чёрные перчатки - девиз режиссёра "эти руки не для скуки!" (в данном фильме их много, так что старик оттянулся по полной ;));

* Режиссёр Дарио Ардженто любит снимать членов своей семьи - артистка Дария Николоди (Daria Nicolodi) - его жена;

* Через 12 лет, в 1998г., режиссёр делает вторую попытку снять ужастик про Оперу. Видно, мысль ему запала серьезно. Уже не надеясь на свою собственную оригинальную идею, он без ужимок обращается к классике, без затей берёт  роман Г. Леру и снимает "Призрака Оперы" как он его понимает. :(((

* Роль Кристин Дааэ в фильме "ПО" 1998г. играет подросшая дочь режиссёра Асия Ардженто;

* Актриса Коралина Катальди-Тассони (Coralina Cataldi-Tassoni), сыгравшая яркую красотку Джулию (зав. костюмерным цехом), в фильме "ПО" 1998г. сыграет роль горничной-костюмерши Кристин Дааэ (уже далеко не такой красотки).

* В фильме "Опера"  густо присутствуют любимые фишки Ардженто, которые вошли потом и в "ПО" 1998г.:

* И там, и тут режиссёр суёт как выразительное средство и движитель сюжета братьев наших меньших: тут вороны, там крысы.

* Дрессировщик крыс: Maurizio Garrone (Маурицио Гарроне) - он же будет дрессировать живность в "Призраке Оперы";

* Девушки в обоих фильмах практикуют удары по голове булыжником как веский аргумент.

* В звуковом оформлении вовсю используется классическая музыка.
 


Автор статьи: Мари

Источник информации:
DVD Фильм "Opera", 1987г;

John L. Flynn "Phantoms of the Opera: The Face Behind the Mask". 2006;
Рубрика "Видеодром", МФ.

27 марта 2005 г. Последнее дополнение 7 мая 2007 г.


На страницу
"Другие фильмы
и фильмы "на тему"

"Призрак Оперы" 1998 г.
реж. Д. Ардженто.


© 2002 - 2019 Fandrom.Ru | Все права защищены | Ресурс рекомендован для всех возрастных категорий