Тут следует
отметить, что в фильме немеряно воронья: начиная с названия и титров фильма.
Вороны участвуют в постановке оперы и в перерывах между выступлениями сидят в
большом вольере в реквизитной. Между делом маньяк в черной маске и светлой
куртке(!) проникает в реквизитную театра и порет и режет платье, в котором Бетти
пела партию Леди Макбет (опять эти руки в чёрных... ах, да, об
этом потом). Вороны выбираются из клетки и устраивают сцену из Хичкоковских
"Птиц". Маньяк режет нескольких ворон и скрывается, а вороны - птицы
злопамятные!
Потрясает
воображение режиссерская находка Ардженто - время от времени следуют кадры,
показывающие, как маньяк шевелит мозгами. В реальном значении слова! Мозги
подергиваются, морщатся... (Прим.
автора: Думаю, тогда-то кинозрители и засмеялись в первый раз).
Хотя
на самом деле этот кадр - буквальная реализация
концептуального замысла Марио Бава -
режиссера-гуру фильмов "хоррор" - на которого Ардженто буквально молился, так
что ученик просто реализовал завет Учителя. Так что в конечном счете - "зачет".
Далее всё развивается в соответствии с
приёмами жанра Хоррор. Если мы видим большие портновские ножницы в костюмерной
театра, то можем быть уверены, что скоро их в кого-нибудь вонзят и распорют шов
на горле.
Если приятельница героини смотрит в
дверной глазок, чтобы убедиться, что это не маньяк, то мы безошибочно угадываем, что он выстрелит через
глазок ей в глаз.
Вполне предсказуемо мужественный инспектор
полиции расследует дело о терроре в Опере и прибывает как раз вовремя, чтобы спасти героиню и вывести на чистую воду
свирепствующего садиста, который, понятное дело, может быть
режиссёром. Как же иначе, он чересчур увлекается модернистским прочтением
классики и выпускает на сцену во время спектакля кучу ворон! Клетка
распахивается и вороны начинают кружить над зрительным залом,
словно кого-то
ищут...
Падение люстры на публику у старины Г.
Леру режиссёр Д. Ардженто в этом фильме заменил нападением стаи ворон на
ту же публику. (Прим. автора: Сдаётся мне, что
в этот момент смех в кинозале усиливается).
Вороны на бреющем полёте кружат над
публикой, и одна, самая злопамятная и натасканная режиссёром-садистом-модернистом на истинного маньяка,
пикирует и
выклёвывает глазик у... кого бы вы думали? Правильно, у инспектора полиции Алана Сантини! Вот кто маньяк и психопат! А то
бы кто сомневался...
Незабываемый кадр, когда ворона
жуёт в клюве невинно-лазоревый глаз маньяка - это что-то...
Маньяк начинает пальбу и вообще себя
обнаруживает, опять похищает Бетти и привязывает её к стулу - ну
чисто Эрик, Призрак Оперы. Мало того, он ещё и целует ей ручки, бормоча
что-то вроде: "Я причинил тебе боль, какой я бяка", и затягивает веревку
покрепче.
Инспектор-маньяк признаётся Бетти в том, что задушил её мать, потому
что она не отвечала на его чувства, поливает пол горючим и вздымает горящую спичку, прося
девушку стрелять с завязанными глазами (вот извращенец,
а?) Бетти стреляет, спичка падает, всё горит, в том числе псих/ Марко ломает дверь и
спасает Бетти...
Думаете, хэппи энд? Фиг вам! В мирных
живописных Альпах приходит в себя Бетти в сопровождении режиссера Марко, на досуге
снимающего мух на видео. Вдруг по телеку в "Новостях" он слышит, что, как
оказалось, инспектор-маньяк Алан Сантини подменил себя своей куклой (привет
от Эрика!), и пока её тушили,
он делал ноги...
"Спасайся! Беги!!!" - кричит режиссёр Бетти,
гуляющей на альпийских пастбищах. Маньяк бежит за ней, режиссёр тоже и с ним дерется,
маньяк его убивает во-о-от таким ножом, Бетти ему пудрит мозги и ведёт в голубую
даль, потом бьёт булыжником по балде, а там уже выскакивают полицейские.
Они
скручивают маньяка-инспектора, и Бетти уведомляет его, что она вовсе "не
похожа на свою мать!" Бетти, гуляючи, заметила рыщущих собак-ищеек и полицейский вертолёт,
потому-то туда и шла. Что, съел? Бетти любит жизнь и всё вокруг: и цветы, и травку,
и листочки, и
ящериц, и бабочек, и облака... Крупным планом - зеленая ящерка,
придавленная веткой и оторопело глядящая в камеру.
Бетти освобождает её с напутствием: "Свободна!"
Конец - всему делу капец.
|
"ОТДЫХАЙТЕ НА АЛЬПИЙСКИХ КУРОРТАХ
С НАШЕЙ ТУРФИРМОЙ!" |
Фильм провалился в
прокате в Италии, где он, стартовав 19 декабря 1987 г., шёл менее трёх недель,
затем студия
Orion представила слегка измененную и сокращенную англоязычную
версию фильма на Каннский кинофестиваль 1988г.
Фильм шёл на фестивале под названием
"Террор в Опере" и во время показа вызвал
настоящий смех в зале.
Бюджет фильма составлял 8 миллионов
долларов, и фильм считается одной из наихудших Арджентовских работ на
сегодняшний день.
Фильм перегружен сценами насилия,
садизма, мазохизма, вуайеризма, фетишизма и психопатического терроризма, при том, что
загадочности в сюжете не достаточно, чтобы заморочить зрителя, довольно быстро
становится ясно, кто главный преступник, и недоумения персонажей по этому поводу
воспринимаются как свидетельство их крайней безмозглости, так что сочувствовать
им невозможно. Хочется, чтобы всех уж поскорее уконтрапупили, чтоб не мучались.
:(
Действительно, в качестве
подозреваемого зрителю подсовывают режиссера Марко, потому что он всё время
оказывается неподалеку от места совершения преступления, но внимательный зритель
в первые же минуты фильма видит, что он не может быть тем "призраком" в черных
перчатках, поскольку сидит за режиссерским пультом и конечно его отсутствие
поставило бы спектакль на грань срыва и было бы всеми замечено.
Кроме того, фраза о том, что "Ты наконец вернулась" и быстро
последовавшая за тем фраза, которую Бетти говорит не кому-нибудь, а именно
инспектору Сантини, что её мать была певицей, связывает нынешние преступления с
прошлым. Такие намёки в самом начале фильма характерны в основном для слабых
фильмов, и к сожалению мы убеждаемся, что так оно и есть.
Когда заведующая костюмерным цехом, оглоушив было маньяка утюгом, срывает с него
маску, она непомерно поражена, узнав его лицо, которое мы и Бетти не видим. Если
бы это был режиссёр, то она удивилась бы куда меньше. На самом деле, в театре
все всегда подозревают, что режиссёры - где-то маньяки.
Несмотря на натуралистическую
кровавую жестокость сцен и ремесленную мастеровитость режиссера, набившего руку
на жанре, фильм скучно смотреть.
Что касается "оригинальной
идеи", на которой основан сценарий фильма, то даже ежу понятно, что эта идея
навеяна романом Гастона Леру и ещё больше фильмами по этому роману.
Конечно, если ёж читал и смотрел ;))
Режиссёр выбрал даже
не из романа Леру, а из фильмов "ПО" 1925, 1943, 1983гг. то, что ему ближе
- мотив психической нестабильности и маниакальности Призрака, и просто
усугубил, добавил кровищи и безумия.
* В фильме звучит музыка
из следующих произведений:
- Опера "Макбет" (MACBETH) Дж. Верди: партии
исполняют - Elisabetta Norberg Schulz (сопрано),
Paola Leolini (сопрано), Andrea Piccini
(тенор) и Michele Pertusi (баритон). ;
- Опера "Травиата" (LA TRAVIATA) Дж. Верди: арии
"Amami Alfredo" и "Sempre libera"- в исполнении Марии Каллас
(Maria Callas);
- Опера "Норма" (NORMA) В. Беллини: ария "Casta
Diva" - в исполнении Марии Каллас (Maria Callas);
- Опера "Мадам Баттерфляй" (MADAME BUTTERFLY) Дж. Пуччини:
ария "Un Bel Dí Vedremo" - в исполнении
Миреллы Френи (Mirella Freny);
Музыка исп. "Симфоническим оркестром им.
Артуро Тосканини".
Это интересно:
* Фильм
снят в типичном для Ардженто жанре "джалло" - giallo
(по-итальянски "жёлтый", названный так итальянскими киноведами по
цвету обложек детективов из дешёвой массовой серии, выходившей в Италии в 1950-х
гг.) - который
характеризуется гремучей смесью "классического" детектива с некоторой
мистичностью и готичностью сюжета, плюс эротика.
Для "джалло" характерны затяжные сцены убийств, брызги крови в
диафрагму, необычный
для кино/детектива и триллера подбор музыки - Ардженто
славен "настоящей классикой", - эксперименты с камерой и
постановкой света;
*
Ардженто снимается во всех своих фильмах, изображая руки убийцы, затянутые в
чёрные перчатки - девиз режиссёра "эти руки не для скуки!" (в
данном фильме их много, так что старик оттянулся по полной ;));
* Режиссёр Дарио Ардженто
любит снимать членов своей семьи -
артистка Дария Николоди (Daria Nicolodi)
- его жена;
* Через 12 лет, в 1998г.,
режиссёр делает вторую попытку снять ужастик про Оперу. Видно, мысль ему запала
серьезно. Уже не надеясь на свою собственную оригинальную идею, он без
ужимок обращается к классике, без затей берёт роман Г. Леру и снимает
"Призрака Оперы" как он его понимает. :(((
*
Роль Кристин Дааэ в фильме "ПО" 1998г. играет подросшая дочь режиссёра
Асия Ардженто;
*
Актриса Коралина Катальди-Тассони (Coralina
Cataldi-Tassoni), сыгравшая яркую красотку Джулию (зав.
костюмерным цехом), в фильме "ПО" 1998г. сыграет роль горничной-костюмерши
Кристин Дааэ (уже далеко не такой
красотки).
* В фильме "Опера"
густо присутствуют любимые фишки Ардженто, которые вошли потом и в "ПО" 1998г.:
*
И там, и тут режиссёр суёт как выразительное средство и движитель сюжета братьев
наших меньших: тут вороны, там крысы.
* Дрессировщик крыс: Maurizio
Garrone (Маурицио Гарроне)
- он же будет дрессировать живность в "Призраке Оперы";
* Девушки в обоих фильмах практикуют удары по голове булыжником как веский
аргумент.
* В звуковом оформлении вовсю используется классическая музыка.
Автор статьи: Мари
Источник
информации:
DVD Фильм
"Opera", 1987г;
John L. Flynn "Phantoms of the Opera: The Face Behind the Mask". 2006;
Рубрика "Видеодром", МФ.
27 марта 2005
г. Последнее дополнение 7 мая 2007 г.