|
|
|
Призрак Оперы на экране.
Экранизации романа Леру.
"Призрак Оперы"
1998 г. реж. Дарио Ардженто.
(Il
Fantasma dell' opera) |
Титры фильма идут на
фоне корзиночки с младенцем, плывущей по водам в городскую канализацию, и
сцен спасения дитя крысами вида "Пасюк обыкновенный".
|
|
Красные титры гласят:
"Так, по воле
случая, был заключён таинственный союз между брошенным ребенком и
обитателями мира тьмы"
|
Джулиан
Сэндс в роли Призрака Оперы (The
Phantom of the Opera).
Это единственный фильм, где Призрак не носит маску.
Она ему ни к чему, его лицо обычное, никаких повреждений. А нос такой
величины, что дай Бог каждому... Эрику!
Асия Ардженто в роли
Кристин Дааэ
(Christine Daaé).
Для роли Кристин дочь режиссёра
выглядит слишком потасканной: набрякшие мешки под глазами, общая
помятость... хотя ей здесь 24 года.
Пела за неё
в фильме
Raffaella Milanesi.
Анреа Ди
Стефано в роли
барона Рауля де Шаньи
(Baron Raoul De Chagny).
Волосы у него тоже длинные. |
1998 г. Производство:
Medusa Film/ReteItalia, Italy.
Цветной. Звуковой. Язык: Английский.
Продолжительность фильма: 100 мин.
Режиссёр: Дарио Ардженто (Dario Argento);
Продюсеры: Джузеппе Коломбо
(Giuseppe Colombo) и Арон Сайпос (Aron Sipos);
Сценарий: Джерард Брач (Gerard
Brach) и
Дарио Ардженто (Dario Argento);
Оператор: Ронни Тейлор (Ronnie
Taylor);
Постановочный дизайн: Массимо Антонелло Джеленг (Massimo
Antonello Geleng)
и Ксаба Сторк (Csaba Stork);
Костюмы: Агнес Джиармати (Agnes Gyarmathy);
Спец. эффекты: Серджо Стиволетти (Sergio
Stivoletti);
Композитор и дирижёр: Эннио Морриконе (Ennio Morricone).
Фильм имеет ограничения по возрасту:
только лица не моложе 18-ти.
Отснятый Дарио
Ардженто, известным итальянским режиссером многочисленных фильмов в жанре
хоррор, фильм "Призрак Оперы" вызывает тоскливое недоумение - зачем было так
издеваться над исходным материалом. Тем не менее в титрах фильма
недвусмысленно
заявлено, что "Фильм основан на романе Гастона Леру
"Призрак Оперы"".
Несчастный Призрак в этом фильме уже сам объясняет - и
это лучшая
Цитата фильма: "Я
не Призрак, я - крыса". На что бедолага, которому он это
декларирует, так же цитатно отвечает: "Простите,
ошибся... Я люблю животных..." Впрочем, его это не спасает,
Призрак его убивает, сбросив на пещерный сталагмит.
Взращенный в канализации крысами, этот урбанистический Маугли неизбежно
наводит на ассоциации с Человеком-Пингвином из второго фильма о Бэтмене
("Batman returns" (Бэтмен возвращается). 1992г., реж. Тим
Бертон). Освежить его в памяти можно
на страничке
"Намёки и ассоциации в фильмах">>>
Впрочем, в фильме Ардженто находится множество
ассоциаций как на тему Призрака Оперы, так и на всякие другие темы.
Фактурный английский актер Джулиан Сэндс (Julian
Sands) с
длинной не по-крысиному шевелюрой, играет как может, вот только играть там
нечего.
Роль Кристин в фильме сыграла дочь
режиссера Асия Ардженто (Asia
Aria Maria Vittoria Rossa Argento),
которую безутешный отец суёт во все свои слэш/порно/фильмы, роль
барона Рауля де Шаньи - Анреа Ди Стефано (Andrea Di
Stefano), роль
примадонны Карлотты Альтиери - Надия Ринальди (Nadia
Rinaldi).
Это ещё один -
и самый-самый - "кровавый" фильм про
Призрака.
За экранное время Призрак-Крысюк успевает убить аж 17
человек(!): 3-х театральных рабочих/диггеров (разрубил
напополам); молодого рабочего сцены (пронзил
сталагмитом!) и его возлюбленную - театральную прачку (откусил
девушке язык!); педофила помощника директора (загрыз
- ну,
этому так и надо); 10 зрителей зашиб сброшенной люстрой, и Крысолова (зарезал
напоследок). Карлик-помощник Крысолова с
отрубленной головой не в счёт - он жертва ДТП с крысокосильным комбайном.
|
|
Надия
Ринальди в роли
Карлотты Альтиери
(Carlotta
Altieri). На мой ИМХО - самая смачная Карлотта из
всех экранизаций. По-моему, Леру имел в виду именно такую.
Иштван
Бубик (Istvan Bubik)
в роли
Крысолова Игнаса
(Ignace).
Он даже сконструировал чудный крысокосильный комбайн в духе стим-панка и
коллекционировал крысиные хвосты.
Собственно, он и
нанёс Призраку смертельный удар в финале, но сам геройски погиб от его
руки.
Джанни
Франко (Gianny
Franco) в роли
журналиста Монтлу
(Montluc).
Лючия
Гуццарди (Lucia
Guzzardi) в роли
Мадам Жири
(Madame
Giry). |
Наряду с Призраком и Кристин главными действующими лицами фильма
стали крысы. В фильме они через
два кадра на третий.
Для тех, кто любит Эрика из романа Леру, большим испытанием
стало видеть некоторые детали взаимоотношений Призрака со своими приемными
родителями, подпадающие под статью УК "Зоофилия".
Вообще "филиям" в фильме отведено постоянное
место. Миляги-директора, традиционно развлекающие зрителя в других версиях,
в этой вовсю педофильствуют по отношению к маленьким ученицам балетной школы.
Режиссер очевидно хотел коснуться как
можно большего числа пороков, чтобы привлечь максимум этих сексуально
озабоченных придурков-зрителей, поэтому в фильме есть ещё и оргии в термах,
куда граф Жером де Шаньи ведет своего унылого брата барона
Рауля - развеяться, - и топ-лесс взаимоотношения между рабочим персоналом
Оперы, и - о радость! - наконец-то постельные сцены с Призраком и Кристиной.
Все эти порочные бесчинства и
откровения слеплены в запутанную, внутренне аморфную
и, несмотря на всю кровавость и разгульность, довольно скучную историю с заявкой на
"нечто".
Особенную досаду вызывает то, что в
фильме - словно в насмешку - более, чем в других экранизациях темы ПО,
задействованы прямые тексты и многие персонажи из романа Леру. Кроме главных героев и
мадам Карлотты есть и мадам Жири, рассказывающая призрачные страсти о
ложе № 5, и Жозеф Бюке, пугающий балеринок Призраком (хотя
здесь он остаётся жив-невредим), и старший брат де Шаньи (хотя
здесь его зовут Жером), и директор Полиньи, и Крысолов,
обретший имя Игнас. На роли последнего следует остановиться
поподробнее.
Практически в
фильме главным антагонистом Призрака становится не Рауль, которого, к слову,
по ходу фильма называют "ничтожеством", а именно Крысолов, он выходит на первый план
повествования и активно борется с Призраком-Крысюком, что совершенно логично
- кто же ещё, как не он, главный враг крыс, их карающая Немезис?
Кроме того, в фильме присутствуют
некий журналист мсье Монтлу, расследующий для своей газеты "Репюблик"
историю Призрака Оперы, и художник Эдгар Дега, рисующий балеринок в
Малом Фойе Оперы, и композитор Шарль Гуно, дирижирующий своими
операми. На оргиях в термах, где старательно разлагается аристократическое и буржуазное
общество Парижа, молодые поэты затевают потасовку в бассейне, не взирая на
голых одалисок и выясняя, кто более велик - Бодлер или Рембо.
Бравó, брависсимо! Куча реалий
времени!
А ещё Призрак может гипнотизировать на
расстоянии: он, например, просто беседует с Кристин посредством мысли, а
Крысолова гипнотически принуждает сунуть руку в мышеловку, и крысы
обгладывают тому палец!
Когда Призрак рядом, веет ледяным
холодом... Он пишет письма с угрозами красными чернилами, он надевает на
палец Кристин кольцо (с головой Медузы, однако, так
что это, возможно, просто для "продакт плейсмент": не то намёк на
студию-производитель фильма, не то на Дом Моделей Джанни Версаче
;)))
Черный плащ Призрака в этом фильме
развевается, люстра падает, зеркало поворачивается...
Всё это весьма
атмосферно и забавно, и фильм снят мастерски, с фирменными примочками
Ардженто типа острых углов съёмки камеры, выразительно поставленного света,
искусно нагнетаемого саспенса, звучит оперная классика, да и колористика ленты хороша.
Увы, всё это
мимо!
|
|
Золтан
Барабас (Zoltan
Barabas) в роли
директора Полиньи
(Poligny).
Альдо
Массассо (Aldo
Massasso) в роли
помощника директора Пордю
(Pourdieu).
Массимо
Сарчелли (Massimo
Sarchielli) в роли
Жозефа Бюке
(Buquet).
|
Короче, действие фильма начинается с
того, что корзина с младенцем, брошенная родителями-отморозками в воды
канализации, оказывается в подземных катакомбах, где её на сушу
вытаскивают за веревочку крысы. Как там дальше они его растили, история
умалчивает. (Прим. автора: А жаль, что процессу воспитания человеческого ребенка
мелкими грызунами
режиссер не уделил ни единого кадра - может, кино было бы более любопытным, хотя
бы с естественнонаучной точки зрения).
Далее действие
перескакивает в 1877 год. Парижская Опера построена, младенцу идёт
четвертый десяток (Сэндс сыграл в фильме в возрасте 40 лет)
и он, как мы быстро понимаем,
терроризирует здание. Таким образом, внимательный зритель смекает, что
Призрак родился где-то около 1840г. и сначала обитал в другом месте,
поскольку Оперу начали строить в 1861г., а потом перебазировался.
В этом году он убил троих рабочих и успокоился, а через некоторое время он
узрел Кристин и... понеслось - итак, действие фильма
разворачивается в 1877-78 году, господа.
Как крысы научили Призрака играть на
органе, остаётся за кадром, так же как и то, почему Призрак, выросший в
изоляции от людей, умеет цветисто говорить, а не попискивать, и умеет писать письма с
угрозами красивым почерком с вензелюшками, хотя Эрик из романа Леру, хоть
рос и жил среди людей, но писал "детским спотыкающимся почерком".
В отличие от старомодного романа Леру
основной движущей идеей стало не то, что Призрак учит Кристин петь, понимать
высокое искусство Музыки, пробуждает в ней огонь вдохновения, её Душу, и
выбор перед ней стоит между Талантом и Посредственностью, служением
Искусству и
Повседневностью, а вопрос, с кем Кристин лучше переспать - с Призраком или с
Раулем.
Именно этим нехитрым
физиологическим способом режиссёр предлагает решать проблему борьбы в
человеческой душе Света и Тьмы и исследует "тёмные закоулки в душе
человека, которые у всех нас есть, это ничего"... (барон
Рауль де Шаньи).
Ясен перец, Призрак и его мир
олицетворяют Тьму, а Рауль в этом фильме олицетворяет Свет. Кристин говорит
ему: "Ты мой свет!" (это
для совсем уже тупых, чтоб не ошиблись), и сам Рауль всё в том же
аристократическом притоне устраивает демарш с битьём кальянов и
экзорцистскими
выкриками с места: "Прочь от меня, Сатана, убирайся
из моей жизни! Все вы будете гореть в Аду!" и рыдает у ног
Старшего Брата... (короче, тщится изгнать
торгующих из храма...)
Вот что получается, когда
за тему Призрака Оперы берётся режиссёр католик-порнограф! Слишком уж
дёшево эксплуатируется католическое понятие Греха и Mea
Culpa.
|
|
На фоне этих страстей Кристин,
раздираемая противоречиями и борьбой Света и Тьмы в своей душе, в силу чего
она то бежит к Призраку, то долбит его булыжником по черепу, отдает было
предпочтение Призраку и занимается с ним невнятным сексом, но не всё так
однозначно.
Вторая цитата фильма:
"Я не чиста... В моей душе столько темного... Его желание - моё желание, мои мысли - его
поступки..." (Кристин).
Третья цитата
фильма: "Сразу после
рождения я был брошен в реку Времени, но меня вскормили и выходили существа,
которые стали мне друзьями, братьями. В этом причина двойственности моей
природы".(Призрак Оперы).
Балетный класс. |
Художник Эдгар Дега. |
Люстра. |
Призрак-Крыс в этом фильме Кристин
петь не учит, а всё больше
принюхивается к ней: к ней самой, к её вещам - шарфику, например, а
когда Кристин после секса с Призраком просыпается и видит, что он милуется с
крысами - может, по привычке, а может с женщиной оказалось не совсем то, что он
ожидал - девушку натурально рвёт и она бросается бежать из этого
Уголка Дурова-Призрака, а Призрак нюхает её забытый башмак. Охо-хо, бедный
несчастный Эрик...
Здесь уместно
восхититься той работой, что в фильме проделали дрессировщики.
Над фильмом работали трое под руководством Maurizio
Garrone (Маурицио Гарроне).
Подозреваю, что сцена, когда крыску запускают в штаны к Сэндсу, была сопряжена с
некоторой опасностью для обоих. Кроме того, в фильме отлично сыграли ещё
такие братья наши меньшие как ящерицы, летучие мыши, пауки, червяки.
Спасибо Вам, Маурицио!
Заметки
натуралиста: В полном логическом соответствии со
своей двойственной природой Призрак ещё и кусается и царапается (он
расцарапывает грудь Карлотты и кусает её за ухо), откусывает языки (бедной
девушке-прачке), тащит в норку всё, что ни попадя (например,
Кристин), и метит территорию (пардон,
это предположение
;)).
Кадр показывает зрителю, что зубы у Сэндса вроде
бы свои. |
Видимо, когти у Призрака выпускные, так как на этом кадре мы видим, что они
короткие. |
Но на теле Карлотты они оставили следы, какие бывают от длинных и
заостренных. |
Топ-китчевый кадр фильма:
Призрак грезит на крыше Оперы о Кристин, извивающейся в воздухе. Но гораздо ярче в его грезах
видение гигантской мышеловки, прихлопнувшей ряд представителей рода
человеческого. (Честно говоря, в этот концептуальный момент я
не могла удержаться от смеха).
В согласии с сюжетом Леру Призрак
присылает записку с угрозой, что если будет петь Карлотта, то берегись! Его
не послушались - здесь всё спихивают на маэстро Шарля Гуно, он, де,
виноват! - и Призрак сбрасывает люстру.
В этом эпизоде Призрак, в кирзовых сапожищах бухающий
кувалдой, похож на помесь Конана-варвара с
Пролетарием, Кующим Мечи на Орала.
Теперь роль освободилась для Кристин,
и она поет в опере "Ромео и Джульетта" Шарля Гуно, но не вовремя вылезший на
сцену вуайерист Крысолов, подглядевший интим Кристин и Призрака,
обличает её как блудницу (ещё одна отсылка к
Библии, поскольку Кристин по роли Джульетты одета в пурпурное платье -
"Блудница в пурпуре") этого Убийцы, там внизу. Смерть
чудовищам!
Призрак
похищает Кристин со сцены, перелетев из ложи на
канате как Призрак в фильме "Призрак Рая" 1974г. (реж. Брайан Де Пальма, с Уильямом
Финлеем в главной роли), барон Рауль кидается вдогонку, за
ними журналист Монтлу с блокнотом наперевес и полицейские.
В результате Рауль стреляет, ранит
Призрака в плечо, Кристин кидается к Призраку, Призрак велит Раулю увезти
Кристин на лодке, потому что гнев народный падёт на них (сцена
напоминает финал мюзикла Эндрю Ллойд Уэббера), лодка плывёт к
Свету, врываются полицейские, стреляют по тем и по этим, Призрак с ними
сражается, Крысолов наносит смертельный удар Призраку, тот ответный удар
Крысолову, Кристин верещит Призраку: "Любимый!!! Не оставляй меня!" и
"За что, за что!", Рауль гребёт, Призрак
кричит: "Кристин!!!"
Лицо Призрака озаряется Светом, лицо
Кристин озаряется Светом, кольцо соскальзывает с её пальца и всей Медузой
уходит под воду. Призрак тоже уходит под воду, и крысы очень недовольны.
Да будет Свет!!!
Всё-ё-ё-ё.
Это
интересно.
* Фильм снимался в Венгрии, в
Будапештском Театре оперы и балета, где не удалось провести съёмки
фильма "Призрак Оперы" 1983г. (реж. Р. Марковиц, с Максимилианом Шеллом в главной
роли). Сцены, относящиеся к подземному миру Призрака, снимались
в Пертосских пещерах близ г. Салерно в Италии.
Местечко мрачноватое и красивое.
* В этом фильме в числе персонажей есть мать Карлотты.
Такой персонаж был только в фильме 1925г. (реж.
Р. Джулиан, с Лоном Чейни в главной роли).
* Также в фильме есть персонаж
карлик-помощник Крысолова - это прямая отсылка к фильму "Призрак
Оперы" 1989г. (реж. Дуайт.Эйч.Литтл, с Робертом Инглундом в
главной роли), где Дьявол-Мефистофель, заключивший с Эриком сделку в обмен
на его душу, является в облике точно такого "гипофизно-гормонального"
карлика.
Впоследствии такой же карлик появится в фильме 2004г. (реж.
Дж. Шумахер, с Джерардом Батлером в главной роли), где он будет
играть роль члена труппы Operá Populer.
Кроме того, в фильме 1962г. (реж.
Т. Фишер, с Хербертом Ломом в главной роли) также есть персонаж
Dwarf.
* Персонаж Крысолов
присутствует ещё в фильмах 1925г., 1962г., 1983г., 1989г. и анимационном фильме 1987г., но функции у них всех разные.
* В фильме
звучит музыка из следующих музыкальных произведений:
1) Хабанера из оперы "Кармен" Ж. Бизе;
2) Мазурка Ф. Шопена № 5 в B Flat major, Op. 7, №
1;
3) Опера "Фауст" Ш. Гуно: Увертюра к Акту I;
отрывок из Акта III; хор из Акта
V;
4) Intermezzo и Медленный Вальс из балета "Сильвия" Л.
Делиба;
5) Опера "Ромео и Джульетта" Ш. Гуно: "Дуэт" из Акта
I и ария Джульетты;
6) "Ария с колокольчиками" из
оперы "Лакме" Л. Делиба
* Анахронизм:
Кстати, последняя ария - это
хронологический ляп! Писать оперу "Лакме" композитор начал только через 4
года, в 1881г., а премьера её состоялась в 1883г., так что Кристин её петь
никак не могла.
* Для Асии Ардженто это был третий
фильм её отца, в котором она сыграла.
* Не следует забывать, что
Ардженто
уже обращался ранее к теме злодейств в Оперном театре, сняв в 1987г. фильм
"Опера" - по собственному оригинальному сценарию, крайне
отдаленно ассоциированному с сюжетом Гастона Леру, который, впрочем, явно
навёл его на мысль.
Сюжет муссировал излюбленные Ардженто темы садомазохизма, вуайеризма, терроризма и
криминальной психопатии. На Каннском фестивале в 1988г. фильм был представлен под названием
"Террор в Опере" и буквально вызвал смех
в зале.
Подробнее узнать о нём можно на страничке
"Другие фильмы и фильмы "на тему".
"Опера"1987г.>>>
* Фильм
можно по основным параметрам отнести к типичному для Ардженто жанру "джалло" - giallo
(по-итальянски "жёлтый", названный так итальянскими киноведами по
цвету обложек детективов из дешёвой массовой серии, выходившей в Италии в 1950-х
гг.) - который
характеризуется гремучей смесью "классического" детектива с некоторой
мистичностью и готичностью сюжета, плюс эротика.
Для "джалло" характерны затяжные сцены убийств, брызги крови в
диафрагму, необычный
для кино/детектива и триллера подбор музыки - Ардженто
славен "настоящей классикой", - эксперименты с камерой и
постановкой света;
*
До недавнего времени
Ардженто снимался во всех своих фильмах, изображая руки убийцы, затянутые в
чёрные перчатки - девиз режиссёра "эти руки не для скуки!" ;));
Критика:
* Большинство фанатов хоррор/фильмов режиссера Дарио Ардженто обругали этот
фильм, обвинив Ардженто в том, что он "закосил под
Голливудский мусор". Данный фильм является наиболее мягким и
романтичным (если здесь уместны такие эпитеты) из всех его прочих, особенно по сравнению с такими его
творениями, как "Suspira",
"Creepers", "Deep
Red" и более свеженькая "Jennifer".
Если вам интересно
составить более полное представление о фильме, то на страничке "Призрак
Оперы" 1998 г. реж. Д. Ардженто. Кадры из фильма" (по ссылке
внизу страницы) можно увидеть дополнительные кадры из фильма.
Приятного просмотра.
Все кэпы сделаны
собственноручно автором подборки. Просьба не копировать и не воспроизводить кэпы
без разрешения авторов сайта и ссылок на сайт.
23 марта 2005 г. Реконструкция
страниц произведена 19 апреля 2007 г.
Автор: Mary
Источники информации:
Фильм The Phantom of the Opera, 1998;
John L. Flynn "Phantoms of the Opera: The Face Behind the Mask". 2006;
Рубрика "Видеодром", МФ.
|
|
|
|