He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

Рецензия на книгу: Gaston Leroux's Phantom Stories.
"Призрачные"  рассказы Гастона Леру".


Сборник рассказов Гастона Леру.
Подборка и предисловие Питера Хейнинга.
Изд-во Apocryphile Press., Berkeley, CA. 2006


Несмотря на то, что обложка книги повторяет внешний вид обложки первого издания романа Г.Леру "Le Fantôme de l'Opėra", 1910г., изд-во Pierre Lafitte, Франция., и внутри читатель найдёт в виде иллюстрации, например, постер фильма "ПО" 1925г. с Лоном Чейни, эта книга в действительности является сборником "хоррор"-рассказов Леру, подобранных Питером Хейнингом - автором многих статей о Гастоне Леру и его творчестве.

Кроме приличного количества романов, Гастон Леру написал, также, небольшое количество примечательных коротких рассказов-"страшилок" на разные мрачные темы. Эти рассказы даже ещё менее известны, чем большинство его романов. В данной антологии Хейнинг собрал 9 (девять) наиболее интересных из них.

Большинство этих историй было написано в начале 1920-х, когда популярность автора "Призрака Оперы" была "на пике", и от него ожидали новых текстов в том же ключе. Леру получал много заказов на короткие рассказы и, как профессиональный журналист, никогда не отказывался от них. Фантазия его была неистощима.

Призракоман легко усмотрит в текстах рассказов "призрачные" штампы, такие, как излюбленные Леру сравнения, некоторые ситуации и описания персонажей.


В основном рассказы, вошедшие в сборник, объединяются формой повествования. Пять из них - это  приключенческие истории, рассказанные пятью капитанами - этакими "морскими волками", которые повстречались в одном кафе в Тулоне, для того чтобы постараться перещеголять друг друга своими историями из своего прошлого. Хейнинг выбрал по одной истории каждого капитана.

Первый рассказ, открывающий сборник - "Ужасная история" - рассказ о компании каннибалов-гурманов, причём все они - фрики с ампутированными конечностями, кроме прелестной хозяйки дома.
У рассказа интригующая завязка, где рассказчик сначала наблюдает за таинственным домом с таинственной женщиной, будто бы разговаривающей с призраками. Затем следует неожиданное развитие сюжета, объясняющее  всю таинственность понятной, но экстравагантной ситуацией, а затем следует кульминация в жанре "хоррор", в которой рассказчик теряет свою руку - ясное дело, её съедают гости. Однако завершает всё потрясающе ироничная фраза в духе "черного юмора", которая напоминает, что Леру - мастер на неожиданные ремарки и комментарии

Второй рассказ - "Тайна четырёх мужей" - детектив, нанизывающий загадки и подозрения, и дающий в конце их разгадку, основанную на психологическом подходе.

Третий рассказ - "Гостиница Ужаса" - с искусно построенным сюжетом, безмятежно переходящим от описания итальянских пейзажей к зловещим намёкам. Атмосфера опасности нагнетается профессионально, в рассказе подробно описывается некая подвальная "камера пыток", употребляется сравнение, хорошо знакомое внимательному читателю романа "ПО" - "кроткий, как ягненок". В финале история оставляет читателя в неуверенности - действительно ли было страшное преступление, или фактам можно найти иное объяснение. Теперь в современных кинодетективах, когда последний кадр переиначивает всю историю, этот приём с многократно перевернутым толкованием используется вовсю.

Четвертый рассказ - "Женщина в бархатном воротничке". История изощренной мести. О красивой даме, всегда носящей на шее бархатный воротничок, ходят слухи, что если она снимет воротничок, то её голова отвалится, так как она была гильотинирована своим мужем за измену. Самое удивительное, что так и происходит в финале рассказа. Но этому, конечно, найдётся реалистическое объяснение. В рассказе исчезнувший супруг дамы считается мертвым, поскольку на берегу моря нашли обезображенное тело, наполовину съеденное крабами, на котором была его одежда. Привет от Эрика, чей труп якобы нашли на берегу Каспийского моря в такой же неважной кондиции, но опознали по тому же самому и успокоились.

Пятый рассказ - "Преступление в Рождественскую ночь" - детектив с убийством, которое оказывается самоубийством и наоборот. Также психологический.


Остальные истории демонстрируют мастерство Леру в других трёх литературных жанрах, что его также интересовали. Это исторический жанр - как в "Огненных буквах"; смесь романтики и ужаса - в рассказе "Золотой топор", и мрачная драма, которая разворачивается в Париже, который он так знал и любил - в рассказе "Музей восковых фигур".

Рассказ "Огненными буквами" - мистическая история в исторических романтичных декорациях. Герой рассказа заключает a-la фаустианскую сделку с неким таинственным персонажем, говорящим с ним из зеркала. Выразительная деталь - беззвучно лающая собака героя.

Рассказ "Золотой топор" - действительно семейный ромэнс-хоррор. История рассказывается излюбленным Леру приёмом - как рассказ в рассказе. Воспоминания жены палача, которой он не признался в своей профессии, так как боялся потерять её. В результате она его подозревала как преступника-убийцу, застигая оттачивающим своё профессиональное мастерство. Финал печальный: муж-палач сгинул куда глаза глядят, потому что разочаровал свою любимую.

Рассказ "Музей восковых фигур" - хоррор-драма, построенная на саспенсе, в которой молодые люди заключают пари на то, что один из них проведёт ночь в Музее восковых фигур. Результатом явилось то, что державший пари был найден утром спятившим, а тот, с кем он спорил, найден мёртвым. С некоторыми вещами шутить не следует.

Рассказ "Настоящий Призрак Оперы" - на засладку. Собственно, это Предисловие к роману "Призрак Оперы". "Призрак Оперы существовал на самом деле..." и далее по тексту.



Итог: Кроме того, что в историях витает "призрачный" дух, и призракоман выуживает отдельные узнаваемые "призрачные" детали, рассказы сами по себе являют образец искусно выстроенных детективных сюжетов. (К тому же не забудем, что время их написания - ещё молодость детективного жанра). Та многословность, что иногда утомляет в романах Леру, в малой форме рассказа отсутствует, что явно идёт на пользу и писателю, а читателя радует.

Предисловие, написанное Питером Хейнингом и посвященное разбору творчества и жизни Гастона Леру, также интересно было почитать.

25 июня 2007 г.


Автор: Mary.

Источники информации:
Сборник рассказов Gaston Leroux's Phantom Stories. Apocryphile Press., Berkeley, CA. 2006


На верх
страницы

"Призрачные" герои
и ассоциации
в сюжетах

Творец Призрака

Его
Продолжатели

Обложки
различных изданий романа

Эрик
Ангел Музыки