He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

"Призрачные"  ассоциации
 в романе Бориса Акунина "Статский советник".


Хотя тема Призрака Оперы не столь популярна в России и, соответственно, в русскоязычной литературе (я говорю, конечно, о литературе так или иначе профессиональной, не затрагивая так называемый Фанфикшн) как в англоязычной, - чему, бесспорно, в немалой степени  поспособствовал и беспрецедентный успех мюзикла Эндрю Ллойд Уэббера в 1986 г., - но "призрачно" ассоциируемые персонажи, тем не менее, нет-нет, да и попадаются в отечественных романах.

Иногда ассоциации весьма отдаленные, не исключаю, что таковыми они кажутся лишь алчущему воображению поклонников данной темы, а если прямо задавать прямой вопрос автору подозреваемого произведения (как случалось в практике автора данной статьи), то он открещивается и отпирается, но всё же некоторые примеры, на мой взгляд, достаточно несомненны.  Итак:


В романе известного российского писателя Бориса Акунина (псевдоним г-на Григория Чхартишвили) "Статский советник", входящего в суперраскрученный литературный проект "Приключения Эраста Фандорина", через весь текст проходит один персонаж, который иначе как к "призракоподобному" персонажу не отнесешь.

Собственно, где и искать, как не у господина Акунина!
Ведь этот писатель, до того как он начал писать собственные романы, долгое время был высококлассным филологом/переводчиком. Как писатель он, прежде всего, виртуозный стилист. Его тексты насквозь  стилизаторски-литературны. Они буквально проникнуты литературными ассоциациями и параллелями, все его тексты построены на них и великолепно играют с ними, - что, зачастую, критики-мейнстримисты ставят писателю в недостаток, но для меня  именно это составляет большую долю привлекательности детективов Акунина.
(Позволю себе заметить, что детективная составляющая у г-на Акунина не слишком убедительно выстроена :( ).
Этот приём автора позволяет поиграть в увлекательную "угадайку", радостно опознавая литературные намёки: от Михаила Булгакова (как в самом зачине самого первого романа проекта - "Азазель"), до... далее смотри по всей русской и зарубежной литературе...
...и испытать чувство самоудовлетворения от того, что ты такой культурный и начитанный читатель ;)))) (это шутка/ирония)


Роман "Статский советник" (1891) -  "политический детектив".
Издательство "Захаров", Москва. 2000

Искомый Персонаж впервые появляется в Главе третьей, в которой демонстрируются издержки двойной субординации. Далее он проявляется последовательно в Главах Седьмой, Одиннадцатой и Тринадцатой.

Характеристика Персонажа:

- Эта некая таинственная особа, являющаяся "ценным сотрудником" - тайным агентом Секретного сыска, - живет  на конспиративной квартирке.
Гостей - в том числе и обаятельного душку Эраста Петровича Фандорина - таинственная дама принимает в темноте, при задернутых шторах и без никаких источников света. В дальнейшем Фандорин обнаруживает, что эта дама имеет точеную стройную фигуру и носит большой берет-амазонку с густой вуалью, скрывающей её лицо полностью.
Снять вуаль она категорически против в любых обстоятельствах ;)
Дама берет на себя роль роковой обольстительницы и femme fatale, интригует мужчин, и не только мужчин, а "её самолюбию чрезвычайно льстило, что она вертит судьбами грозных организаций и самой империи" (гл.13). Таинственная дама наслаждается ролью "мастермайнда" при секретных службах.
Её "подпольная кличка" - Диана (богиня Луны).
 

Цитаты:
- "Мой шум - шорох, шепот, шипенье. Моя стихия - тень, темнота, тишина...   ...Мы будем тихо разговаривать, а в промежутках слушать молчание". (Прим. ред.: прямо "Music of the Night" какая-то)
- "...Есть человеческое существо, в одиночку живущее и в одиночку умирающее. Ничто и никто этого одиночества разделить не может. И в чужую жизнь влиться тоже никому не дано. Но можно поиграть в чужую жизнь, попробовать её на вкус... Мне бы блистать на сцене лучших театров, вызывая слезы и смех публики, но... жизненные обстоятельства лишили меня возможности использовать свой талант по прямому назначению".

После того, как завеса тайны была с неё сдернута вместе с вуалью, дама кончает жизнь самоубийством, и г-н Фандорин видит её лицо.
- "Увидел такое, что  снова зажмурился - от неожиданности. А потом несолидно захлопал ресницами.
Женщину, лежавшую на полу, Фандорин видел впервые - такое лицо, раз увидев, не позабудешь. Одна его половина была вполне обыкновенной и даже не лишенной миловидности, зато с другой стороны черты были сплющены, полураздавлены, так что разрез глаза получился почти вертикальный, а скула наезжала на ухо.
Пожарский (Прим. ред.: главный злодей) рассмеялся, очень довольный произведенным эффектом.
- Хороша, чертовка? Родовая травма. Акушер неудачно щипцами прихватил. Теперь понятны мотивы поведения мадемуазель Дианы? Как ещё могла она относиться к мужчинам, которые при свете дня шарахались от неё в ужасе? Только с ненавистью. Вот почему ей нравилось жить в этом заколдованном замке, где царили мрак и тишина. Тут она не была несчастной уродиной, а писаной раскрасавицей, какую только может представить мужское воображение"...

И следует показательная эпитафия для российского варианта Призрачного Персонажа, да ещё в женской ипостаси:

- "Бр-р-р, - передернулся Глеб Георгиевич, глядя на страшную маску, и пожаловался. - Вам-то что, а я как подумаю, что вчера полдня ублажал этакое чудище, мороз по коже".


Не правда ли, хорошо ухвачен российский менталитет - бессмысленный и беспощадный? Это вам не "бедный, несчастный Эрик", это вам не сентиментальные западнические сказочки про Призрака Оперы, где все в конце плачут. Россия - отнюдь не родина Призраков Оперы.

Интересен и перенос "призрачности" на женский персонаж, что усугубляет трагичность ситуации "квазипризрака", и делает последнее резюме злодея ещё более выразительным: я думаю, что российская "фантомишдама" могла сказать Эрику: "Мне бы ваши проблемы, дорогой месье!.."
P.S.Грустно еще и оттого, насколько показательна вся данная ситуация - Эрик, несмотря на свое уродство, у многих женщин вызывает сентиментальное сочувствие и нежную жалость (благодаря чему можно сказать, что для него на самом деле еще далеко не все потеряно, может быть ему нужно было просто еще немного бороться и искать, найти и не сдаваться). А вот для уродливой, но умной и одаренной женщины никаких шансов в романтической сфере, увы, нет :(. И никакого фанфикшена...

12 ноября 2006 г.


Автор статьи: Мэри.

Источники информации:
Борис Акунин "Статский советник", изд. "Захаров", Москва. 2000


На верх
страницы

"Призрачные" герои
и ассоциации
в сюжетах

Творец Призрака

Его
Продолжатели

Обложки
различных изданий романа

Эрик
Ангел Музыки