"Призрачные" ассоциации
в романе Бориса Акунина "Статский советник".
Хотя тема Призрака Оперы не столь
популярна в России и, соответственно, в русскоязычной литературе (я
говорю, конечно, о литературе так или иначе профессиональной, не затрагивая так
называемый Фанфикшн) как в англоязычной, - чему,
бесспорно, в немалой степени поспособствовал и беспрецедентный успех
мюзикла Эндрю Ллойд Уэббера в 1986 г., - но "призрачно" ассоциируемые
персонажи, тем не менее, нет-нет, да и попадаются в отечественных романах.
Иногда ассоциации весьма отдаленные, не
исключаю, что таковыми они кажутся лишь алчущему воображению поклонников данной
темы, а если прямо задавать прямой вопрос автору подозреваемого произведения
(как случалось в практике автора данной статьи), то
он открещивается и отпирается, но всё же некоторые примеры, на мой взгляд,
достаточно несомненны. Итак:
В романе известного
российского писателя Бориса Акунина (псевдоним г-на Григория Чхартишвили) "Статский советник", входящего в суперраскрученный
литературный проект "Приключения Эраста Фандорина", через весь текст проходит
один персонаж, который иначе как к "призракоподобному" персонажу не отнесешь.
Собственно, где и искать, как не у
господина Акунина!
Ведь этот писатель, до того как он начал писать собственные романы, долгое время
был высококлассным филологом/переводчиком. Как писатель он, прежде всего,
виртуозный стилист. Его тексты насквозь стилизаторски-литературны. Они
буквально проникнуты литературными ассоциациями и параллелями, все его тексты
построены на них и великолепно играют с ними, - что, зачастую,
критики-мейнстримисты ставят писателю в недостаток, но для меня именно это
составляет большую долю привлекательности детективов Акунина. (Позволю
себе заметить, что детективная составляющая у г-на Акунина не слишком
убедительно выстроена :( ).
Этот приём автора позволяет поиграть в увлекательную "угадайку", радостно
опознавая литературные намёки: от Михаила Булгакова (как в самом зачине самого первого
романа проекта - "Азазель"), до... далее смотри по всей русской и зарубежной
литературе...
...и испытать чувство самоудовлетворения от того, что ты такой культурный и
начитанный читатель ;)))) (это шутка/ирония)
Роман "Статский советник" (1891) -
"политический детектив".
Издательство "Захаров", Москва. 2000
Искомый Персонаж впервые появляется в
Главе третьей, в которой демонстрируются издержки двойной субординации.
Далее он проявляется последовательно в Главах Седьмой, Одиннадцатой и
Тринадцатой.
Характеристика Персонажа:
- Эта некая таинственная особа, являющаяся
"ценным сотрудником" - тайным агентом Секретного сыска, - живет на
конспиративной квартирке.
Гостей - в том числе и обаятельного душку Эраста Петровича Фандорина -
таинственная дама принимает в темноте, при задернутых шторах и без никаких
источников света. В дальнейшем Фандорин обнаруживает, что эта дама имеет точеную
стройную фигуру и носит большой берет-амазонку с густой вуалью, скрывающей её
лицо полностью.
Снять вуаль она категорически против в любых обстоятельствах ;)
Дама берет на себя роль роковой обольстительницы и femme
fatale, интригует мужчин, и не только мужчин, а
"её самолюбию чрезвычайно льстило, что она вертит судьбами грозных организаций и
самой империи" (гл.13). Таинственная дама наслаждается ролью "мастермайнда"
при секретных службах.
Её "подпольная кличка" - Диана (богиня Луны).
Цитаты:
- "Мой шум - шорох, шепот, шипенье. Моя стихия - тень, темнота, тишина...
...Мы будем тихо разговаривать, а в промежутках слушать молчание". (Прим.
ред.: прямо "Music of the Night" какая-то)
- "...Есть человеческое существо, в одиночку живущее и в одиночку умирающее.
Ничто и никто этого одиночества разделить не может. И в чужую жизнь влиться тоже
никому не дано. Но можно поиграть в чужую жизнь, попробовать её на вкус... Мне
бы блистать на сцене лучших театров, вызывая слезы и смех публики, но...
жизненные обстоятельства лишили меня возможности использовать свой талант по
прямому назначению".
После того, как завеса тайны была с неё
сдернута вместе с вуалью, дама кончает жизнь самоубийством, и г-н Фандорин видит
её лицо.
- "Увидел такое, что снова зажмурился - от неожиданности. А потом несолидно
захлопал ресницами.
Женщину, лежавшую на полу, Фандорин видел впервые - такое лицо, раз увидев, не
позабудешь. Одна его половина была вполне обыкновенной и даже не лишенной
миловидности, зато с другой стороны черты были сплющены, полураздавлены, так что
разрез глаза получился почти вертикальный, а скула наезжала на ухо.
Пожарский (Прим. ред.: главный злодей)
рассмеялся, очень довольный произведенным эффектом.
- Хороша, чертовка? Родовая травма. Акушер неудачно щипцами прихватил. Теперь
понятны мотивы поведения мадемуазель Дианы? Как ещё могла она относиться к
мужчинам, которые при свете дня шарахались от неё в ужасе? Только с ненавистью.
Вот почему ей нравилось жить в этом заколдованном замке, где царили мрак и
тишина. Тут она не была несчастной уродиной, а писаной раскрасавицей, какую
только может представить мужское воображение"...
И следует показательная эпитафия для
российского варианта Призрачного Персонажа, да ещё в женской ипостаси:
- "Бр-р-р, - передернулся Глеб
Георгиевич, глядя на страшную маску, и пожаловался. - Вам-то что, а я как
подумаю, что вчера полдня ублажал этакое чудище, мороз по коже".
Не правда ли, хорошо ухвачен российский
менталитет - бессмысленный и беспощадный? Это вам не "бедный, несчастный Эрик",
это вам не сентиментальные западнические сказочки про Призрака Оперы, где все в
конце плачут. Россия - отнюдь не родина Призраков Оперы.
Интересен и перенос
"призрачности" на женский персонаж, что усугубляет трагичность ситуации "квазипризрака",
и делает последнее резюме злодея ещё более выразительным: я думаю, что
российская "фантомишдама" могла сказать Эрику: "Мне бы ваши проблемы, дорогой
месье!.."
P.S.Грустно еще и оттого, насколько показательна вся
данная ситуация - Эрик, несмотря на свое уродство, у многих женщин вызывает
сентиментальное сочувствие и нежную жалость (благодаря чему можно сказать, что
для него на самом деле еще далеко не все потеряно, может быть ему нужно было
просто еще немного бороться и искать, найти и не сдаваться). А вот для
уродливой, но умной и одаренной женщины никаких шансов в романтической сфере,
увы, нет :(. И никакого фанфикшена...
12
ноября 2006 г.
Автор статьи: Мэри.
Источники информации:
Борис Акунин "Статский советник", изд. "Захаров", Москва. 2000
|