He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

Дороги Эрика.

Париж Эрика. Парижане.
(Erik's Paris. Parisians)


И, конечно, город - это  люди, живущие в нём. То, как они выглядят, во что одеваются, чем занимаются, куда наведываются, какие события с ними происходят - всё это создает неповторимый облик города, его индивидуальность и шарм. Я не случайно помещаю в начале статьи старые фотографии реальных людей, живших в то время в Париже. Мне кажется, что фотографии обычных рядовых людей, но тех, имена которых ты знаешь, жизни которых тебе не чужие, придают колорит времени, реальному времени, и позволяют воспринимать отвлеченную историческую эпоху более личностно. 

Фото 1880 г.
 

Фото 1880 г. Семья Gradassi-Luzi.
 

Фото 1874 г. Мальчика звали Эсторе.
 

Фото 1886 г. Интересно особенно тем, что на нём запечатлены собравшиеся  попить чайку в садике певцы и музыканты из Оперы :)))
 

Одна из пра-пра...  автора сайта. Фотография сделана в Париже в середине 1880-х гг.


Париж!!!  Париж?  Париж...

Так могла петь соло Кристина Дааэ.
"Соло". Адольф Шлабиц. Фрагмент.



 

А так она могла спешить по Итальянскому Бульвару, направляясь в Оперу. Или наоборот, покидая её после урока вокала, который ей давал Ангел Музыки...

По бульварам ходили омнибусы, вон справа видно один.

Некоторые парижане посещали музеи и картинные галереи, например Лувр. Другие и сами не чуждались изящных искусств - брали уроки живописи, в то время это было популярно среди дам из образованных слоёв общества.

 


 

 

В Лувре. 1879. Э.Дега.

 


Гравюра. Дамы, посещающие классы в мастерской художника Родольфо Жулиана.
 


Досуг проводили и по-другому...

Абсент. 1876. Э. Дега.
Например в кафе за рюмкой абсента.
 

Бар в Фоли Бержер. 1881. Э.Мане.
Увеселительное заведение. Публика сидела за столиками и смотрела представление.
 

  В середине XIX века праздношатающиеся горожане - тип, описанный братьями Гонкур, Эдмоном Дюранти или Бодлером, - стали считаться истинным образчиком и непременной принадлежностью парижской жизни.

Они не просто особенным образом одевались и имели отличительные манеры. Они также и всё повидали.

Базен описывает такого зеваку как истинного хозяина Парижа, жителя большого города, уверенного в себе завсегдатая клубов и кафе.

Песнь собаки. 1877. Э.Дега.

Изображена певица Эмма Валадон, поющая в кафе "Амбассадор". В своем письме Директорам Призрак Оперы, иронизируя, упоминал это кафе, говоря, что оперной примадонне "Карлотте не следовало уходить из кафе "Амбассадор"".

 

Начиная с 1830-х гг. в новом Париже значительно возрастает количество оперных, театральных и водевильных представлений.

Вальтер Бенджамин отмечал, что истинным домом горожанина становится улица; городской зевака "в гораздо большей степени чувствует себя дома между двумя рядами фасадов, чем другие в четырех стенах собственного жилья; сходным образом террасы кафе представляют собой стеклянные ниши, из которых можно оглядывать уличные владения после работы".

Кафе стали не просто местом, где узнавали новости, они показывали настроение общества.

В кафешантанах, таких как "Амбассадор"  - одном из старейших заведений такого рода - давали музыкальные представления. Летом - на открытой террасе, в саду, освещенном газовыми фонарями.

А вот так лихо отплясывали канкан.


Площадь Согласия. 1876. Э.Дега.

На картине изображён барон Лепик, знаток искусств и заводчик собак, прогуливающийся с дочерьми и собаками.
Так мог выглядеть и граф Филипп де Шаньи.
 

А так - виконт Рауль де Шаньи.

У обменной биржи. 1879. Э. Дега.

Одни зарабатывают.

Мулен де ля Галетт. 1876. О. Ренуар.

Другие танцуют.


На обеих картинах Жана Беро изображены светские приёмы. Так они выглядели в 1878 г. На дамах турнюры со шлейфами, т.н."шлёпами", на мужчинах фраки. В таких же нарядах светская публика посещала и Оперу.

Автор этой статьи должен признаться, что  различные исторические периоды, видимо в силу его профессии, воспринимаются им прежде всего с точки зрения соответствующих этому времени стилей и различий в моде. Поэтому автор отдаёт дань истории костюма, всегда бывшей одним из самых любимых  институтских курсов автора. :)

Мода этого периода (1870 - 1890 гг.) возникла во Франции.

Именно там она нашла своё отражение на картинах импрессионистов и как это ни странно звучит, в произведениях поэта Стефана Малларме.

Малларме был уникальным и исключительным теоретиком моды; в 1874 году он основал выпуск нового модного журнала "Ла дерньер мод" (La derniere mode), сам его редактировал и сам же писал для него статьи.
Это был светский развлекательный журнал нового типа. Малларме, даром что поэт, чувствовал тенденции новой моды и умел угадывать их развитие, наблюдая за витринами модных салонов, на модных свадьбах и маскарадах.
Подписчицам нравилось, что о моде с ними говорит поэт.

Некоторые очаровательные выдержки  из этого журнала можно найти Здесь>>>

 

Из модного журнала, 1880 г.

Мода этого периода - это мода большого города. Женская одежда стала перенимать комплектность у мужской: появился женский костюм, дорожное платье, плащ от дождя и пыльник, получившие в дальнейшем большое распространение. Вошёл в моду стройный гибкий силуэт с подчеркнуто женственными формами - тонкой талией, крутыми бедрами, обтянутой грудью. Соблазнительная женственность моды не замедлила принести свои плоды.
 


 

 


Из модного журнала, 1875 г.

 По данным статистики в период моды на турнюры число заключаемых браков достигло наивысших показателей по сравнению с другими периодами. Мужчины не могли противиться...

Выходное платье состоит из юбки с турнюром и короткого жакетика, отороченного мехом. Частым дополнением к костюму является маленькая муфточка. Простое домашнее платье расширено до турнюра и украшено лентами. Детская мода повторяет моду взрослых.
 


Дамский костюм для прогулок. 1879 г.

 


В таких туалетах советовали наносить визиты в 1886 г.
 


Шляпка по моде 1880 г.


Высокие зимние ботиночки на шнуровке. 1883 г.


Мода 1875.
 


Прогулка 1872.
 


 1871 г.
 


Бальные платья. 1872 г.
 


Туфли имеют низкий и довольно толстый каблук, выгнутый под подъём, т.н. французский. Зимой можно надеть меховые гамаши.


Часто комбинируются два материала или нашиваются украшения.

*****


Мужская одежда постепенно приближается к современному варианту. Фрак, который в предшествующий период ещё одевали для улицы, теперь увидеть невозможно. Для выхода в город носят гепельц (Gehpelz), меховое пальто, и герок (Gehrock), сюртук. После 1875 г. установился тот тип мужской одежды, каким мы его знаем сейчас - брюки, жилеты и пиджак, часто всё из одного материала, из солидных английских тканей. Из украшений на мужском лице популярны усы, борода и бакенбарды.
 

 


 1875 г. Цилиндры ещё носят, но постепенно на смену им приходят котелки. Широкополые фетровые шляпы носят только артистические натуры. Брюки носят также из полосатых или клетчатых тканей, часто светлее пиджака.
 

 

 



Мужские головные уборы того времени.

 


Фрак, только черный,  остается выходной и вечерней одеждой, его носят с жилетом, темным или светлым, из дорогой ткани, и с белой сорочкой. Повседневно носят пиджак или сюртук.

*****


Под платьем дамы обязательно носят корсет на шнуровке.


Из журнала мод 1880 г. Парижские шляпки... о-о, слова излишни!

У модистки. 1882. Э.Дега.
 

Из журнала мод, 1875 г.
Особенно бросается в глаза характерный S-образный силуэт.

Рисунок из журнала мод 1884 г.

У модистки. 1882. Э.Дега.

 

Карикатура того времени на турнюры.

Интересно, что автор карикатуры - Альфред Гревэн, тот самый карикатурист, что стал автором восковых портретов и дал своё имя Музею Гревэн. Сзади, на двери, видна надпись GREVIN. Этакая самореклама.
Мода всегда даёт пищу для острот, и по поводу турнюров карикатуристы изощрялись вовсю.
Несколько карикатур на моду того времени можно увидеть
Здесь>>>

Из модного журнала. Женские шляпы, 1880 г.

Рисунок из журнала мод, 1878 - 80 гг.
Свадебные платья.

Такое, вероятно, Эрик видел на Кристине
в своих мечтах...
 


 

 

Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица.
1879-1881. Э. Дега.
Так могла выглядеть малышка Мэг Жири.
Как известно, эта местами раскрашенная бронзовая скульптура Дега одета в тюлевую юбку, сатиновый бант и стоит на деревянном основании.


1874 г. Выходное платье с турнюром, щедро украшенное кружевами и драпировками. Девочка одета по взрослой моде. Все куда-то смотрят. На взморье.
 

 


Шляпки, шляпки...
как птицы на ветках.
Интересная подача моделей головных уборов
в модных журналах
того времени.

 


"Виктория", 1871 г. Послеобеденные платья с турнюром: левое дополнено полонезом - с помощью шнурков присборенной сверху туникой - и богато обшито по низу юбки лентами, правое отделано кружевами. Шляпки украшены лентами, которые падают на плечи. На скачках.

Что касается спорта, то  парижане увлекались  не только скачками.
Кое-что относительно спортивных увлечений парижан можно узнать на страничке Здесь>>>

*****

 

12 марта 2006 г. Материал дополнен 25 марта 2006 г.


Автор: Mary

Источники информации:
Иллюстрированная энциклопедия моды. 1966. Артия. Прага.
Эрика Тиль. История костюма. 1980. Берлин.
HATS. 1998. Pepin Press Design Book. Amsterdam.
В статье воспроизводятся репродукции с картин Э. Дега, О. Ренуара, Э. Манэ.

Некоторые фотографии взяты из семейного архива автора сайта Mary. Убедительная просьба не воспроизводить их без разрешения автора и ссылки на данный сайт.
Some photos are taken from family archives of author of the site - Mary. Please don't copy and place them on the web without permission or links to this site.


Дороги
Эрика

Эрик
Ангел Музыки

Творец
Призрака

Роман
Леру

Grand
Opera'

Grand Opera'
1882

Продолжатели