Дороги
Эрика.
Париж Эрика.
Парижане.
(Erik's Paris. Parisians)
И, конечно, город - это люди,
живущие в нём. То, как они выглядят, во что одеваются, чем занимаются, куда
наведываются, какие события с ними происходят - всё это создает неповторимый
облик города, его индивидуальность и шарм. Я не случайно помещаю в начале статьи старые фотографии реальных людей, живших в то время в Париже.
Мне кажется, что фотографии обычных рядовых людей, но тех, имена которых ты
знаешь, жизни которых тебе не чужие, придают колорит времени, реальному времени,
и позволяют воспринимать отвлеченную историческую эпоху более личностно.
Фото 1880 г.
|
Фото 1880 г.
Семья Gradassi-Luzi.
|
Фото 1874
г. Мальчика звали Эсторе.
|
Фото 1886 г.
Интересно особенно тем, что на нём запечатлены собравшиеся попить
чайку в садике певцы и музыканты из Оперы :)))
|
Одна из пра-пра... автора
сайта. Фотография сделана в Париже в середине 1880-х гг. |
Париж!!! Париж?
Париж...
Так могла петь соло
Кристина Дааэ.
"Соло". Адольф Шлабиц. Фрагмент. |
|
А так она могла спешить по
Итальянскому Бульвару,
направляясь в Оперу. Или наоборот, покидая её после урока вокала, который ей
давал Ангел Музыки...
По бульварам ходили омнибусы,
вон справа видно один.
Некоторые парижане посещали музеи и
картинные галереи, например Лувр. Другие и сами не чуждались изящных
искусств - брали уроки живописи, в то время это было популярно среди дам из
образованных слоёв общества. |
|
|
В Лувре. 1879. Э.Дега.
|
Гравюра. Дамы, посещающие классы в мастерской художника
Родольфо Жулиана.
|
Досуг проводили и по-другому...
Абсент. 1876.
Э. Дега.
Например в кафе
за рюмкой абсента.
|
Бар в Фоли
Бержер. 1881. Э.Мане.
Увеселительное заведение. Публика сидела за столиками и
смотрела представление.
|
|
В середине
XIX века праздношатающиеся горожане - тип,
описанный братьями Гонкур, Эдмоном Дюранти или Бодлером, - стали считаться
истинным образчиком и непременной принадлежностью парижской жизни.
Они не
просто особенным образом одевались и имели отличительные манеры. Они также и
всё повидали.
Базен описывает такого зеваку как истинного хозяина Парижа,
жителя большого города, уверенного в себе завсегдатая клубов и кафе. |
Песнь собаки.
1877. Э.Дега.
Изображена
певица Эмма Валадон, поющая в кафе "Амбассадор". В своем письме
Директорам Призрак Оперы, иронизируя, упоминал это кафе, говоря, что оперной
примадонне
"Карлотте не следовало
уходить из кафе "Амбассадор"". |
|
Начиная с 1830-х гг. в
новом Париже значительно возрастает количество оперных, театральных и
водевильных представлений. Вальтер Бенджамин отмечал, что истинным домом
горожанина становится улица; городской зевака
"в
гораздо большей степени чувствует себя дома между двумя рядами фасадов, чем
другие в четырех стенах собственного жилья; сходным образом террасы кафе
представляют собой стеклянные ниши, из которых можно оглядывать уличные
владения после работы".
Кафе
стали не просто местом, где узнавали новости, они показывали настроение
общества.
В кафешантанах, таких как "Амбассадор"
- одном из старейших заведений такого рода - давали музыкальные
представления. Летом - на открытой террасе, в саду, освещенном газовыми
фонарями. |
А вот так лихо отплясывали
канкан.
Площадь
Согласия. 1876. Э.Дега.
На картине
изображён барон Лепик, знаток искусств и заводчик собак, прогуливающийся с
дочерьми и собаками.
Так мог выглядеть и граф Филипп де Шаньи.
|
А так - виконт
Рауль де Шаньи. |
|
У обменной биржи. 1879. Э.
Дега.
Одни
зарабатывают. |
|
Мулен де ля Галетт. 1876. О.
Ренуар.
Другие танцуют. |
На обеих
картинах Жана Беро изображены светские приёмы. Так они выглядели в 1878 г.
На дамах турнюры со шлейфами, т.н."шлёпами", на мужчинах фраки. В
таких же нарядах светская публика посещала и Оперу. |
|
Автор этой статьи
должен признаться, что различные исторические периоды, видимо в силу его
профессии, воспринимаются им прежде всего с точки зрения соответствующих этому
времени стилей и различий в моде. Поэтому автор отдаёт дань истории костюма,
всегда бывшей одним из самых любимых институтских курсов автора. :)
Мода этого
периода (1870 - 1890 гг.) возникла во Франции.
Именно там она нашла своё
отражение на картинах импрессионистов и как это ни странно звучит, в
произведениях поэта
Стефана Малларме.
Малларме был уникальным и
исключительным теоретиком моды; в 1874 году он основал выпуск нового модного
журнала "Ла дерньер мод"
(La derniere mode),
сам его редактировал и сам же писал для него статьи.
Это был светский развлекательный журнал нового типа. Малларме, даром что
поэт, чувствовал тенденции новой моды и умел угадывать их развитие, наблюдая
за витринами модных салонов, на модных свадьбах и маскарадах.
Подписчицам нравилось, что о моде с ними говорит поэт.
Некоторые очаровательные
выдержки из этого журнала можно найти
Здесь>>> |
|
Из модного
журнала, 1880 г.
Мода этого
периода - это мода большого города. Женская одежда стала перенимать
комплектность у мужской: появился женский костюм, дорожное платье, плащ от
дождя и пыльник, получившие в дальнейшем большое распространение. Вошёл в
моду стройный гибкий силуэт с подчеркнуто женственными формами - тонкой
талией, крутыми бедрами, обтянутой грудью. Соблазнительная женственность
моды не замедлила принести свои плоды.
|
|
Из модного журнала, 1875 г.
По данным
статистики в период моды на турнюры число заключаемых браков достигло
наивысших показателей по сравнению с другими периодами. Мужчины не могли
противиться... Выходное
платье состоит из юбки с турнюром и короткого жакетика, отороченного мехом.
Частым дополнением к костюму является маленькая муфточка. Простое домашнее
платье расширено до турнюра и украшено лентами. Детская мода повторяет моду
взрослых.
|
Дамский костюм для прогулок.
1879 г.
|
В таких туалетах советовали наносить визиты в 1886 г.
|
Шляпка по моде 1880 г. |
Высокие зимние ботиночки на
шнуровке. 1883 г. |
Мода 1875.
|
Прогулка 1872.
|
1871 г.
|
Бальные платья. 1872 г.
|
|
Туфли имеют низкий и довольно
толстый каблук, выгнутый под подъём, т.н. французский. Зимой можно надеть
меховые гамаши. |
|
|
Часто комбинируются два
материала или нашиваются украшения. |
*****
Мужская одежда постепенно
приближается к современному варианту. Фрак, который в предшествующий период
ещё одевали для улицы, теперь увидеть невозможно. Для выхода в город носят
гепельц (Gehpelz), меховое пальто, и герок (Gehrock),
сюртук. После 1875 г. установился тот тип мужской одежды, каким мы его знаем
сейчас - брюки, жилеты и пиджак, часто всё из одного материала, из солидных
английских тканей. Из украшений на мужском лице популярны усы, борода и
бакенбарды.
|
|
1875 г. Цилиндры ещё
носят, но постепенно на смену им приходят котелки. Широкополые фетровые шляпы носят
только артистические натуры. Брюки носят также из полосатых или клетчатых тканей,
часто светлее пиджака.
|
|
|
|
|
Мужские головные уборы того
времени. |
|
Фрак, только черный, остается выходной и
вечерней одеждой, его носят с жилетом, темным или светлым, из дорогой ткани,
и с белой сорочкой.
Повседневно носят пиджак или сюртук. |
*****
Под платьем дамы обязательно носят
корсет на шнуровке. |
Из журнала мод 1880 г. Парижские
шляпки... о-о, слова излишни!
|
У модистки.
1882. Э.Дега.
|
Из журнала
мод, 1875 г.
Особенно бросается в глаза характерный S-образный силуэт. |
Рисунок из
журнала мод 1884 г.
У модистки.
1882. Э.Дега. |
Карикатура
того времени на турнюры.
Интересно, что
автор карикатуры -
Альфред Гревэн,
тот самый карикатурист, что стал автором восковых портретов и дал своё имя
Музею Гревэн. Сзади, на двери, видна надпись GREVIN.
Этакая самореклама.
Мода всегда даёт пищу для острот, и по поводу турнюров карикатуристы
изощрялись вовсю.
Несколько карикатур на моду того времени можно увидеть
Здесь>>> |
Из модного
журнала. Женские шляпы, 1880
г.
Рисунок из
журнала мод, 1878 - 80 гг.
Свадебные платья.
Такое, вероятно, Эрик видел на Кристине
в своих мечтах...
|
|
|
Маленькая
четырнадцатилетняя танцовщица.
1879-1881. Э. Дега.
Так могла выглядеть малышка Мэг Жири.
Как известно, эта местами раскрашенная бронзовая скульптура Дега одета в
тюлевую юбку, сатиновый бант и стоит на деревянном основании.
|
1874 г. Выходное платье с
турнюром, щедро украшенное кружевами и драпировками. Девочка одета по
взрослой моде. Все куда-то смотрят. На взморье.
|
|
Шляпки, шляпки...
как птицы на ветках.
Интересная подача моделей головных уборов
в модных журналах
того времени. |
|
"Виктория", 1871 г.
Послеобеденные платья с турнюром: левое дополнено полонезом - с помощью
шнурков присборенной сверху туникой - и богато обшито по низу юбки лентами,
правое отделано кружевами. Шляпки украшены лентами, которые падают на плечи.
На скачках. |
Что касается спорта, то
парижане увлекались не только скачками.
Кое-что относительно спортивных увлечений парижан можно узнать на страничке Здесь>>>
*****
12 марта 2006 г.
Материал дополнен 25 марта 2006 г.
Автор:
Mary
Источники информации:
Иллюстрированная энциклопедия моды. 1966. Артия. Прага.
Эрика Тиль. История костюма. 1980. Берлин.
HATS. 1998. Pepin Press
Design Book. Amsterdam.
В статье воспроизводятся репродукции с картин Э. Дега, О. Ренуара, Э. Манэ.
Некоторые
фотографии взяты из семейного архива автора сайта Mary.
Убедительная просьба не воспроизводить их без разрешения автора и ссылки на
данный сайт.
Some photos are taken from family archives of author of the
site - Mary. Please don't copy and place them on the web without permission or
links to this site.
|