Музыкальные записи
столетней давности вернули слушателям!
Phantoms of opera Nellie Melba and Enrico Caruso break 100-year
silence!
(Призраки оперы Нелли Мелба и Энрико Карузо
нарушили вековое молчание!)
Призрак Оперы возвращается!
***
Под такими
примерно заголовками средства масс/медиа опубликовали информацию,
касающуюся легендарной "капсулы времени", заложенной в подвалах
Парижской Гранд Опера сотню лет тому назад.
"В здании Парижской Оперы, т.н. Дворце Гарнье 9 декабря 2008 года были впервые
за сто лет проиграны записи звёзд музыкальной сцены столетней давности: эти
диски были захоронены в специальных "капсулах времени" в 1907 году. Спустя
век их извлекли из подвала дворца и оцифровали, так что теперь все 24
граммофонные пластинки можно прослушать на специальном сайте Национальной
библиотеки Франции", - сообщает The Times.
Закладка записей в "капсулу времени" под
Парижской Оперой.
Так они хранились. Это не комната, а скорее
встроенный шкаф.
"Вчера призрачные голоса
заполнили Парижскую Оперу в то время, когда любители музыки услышали,
наконец, записи, замурованные на век в подземелье знаменитого Призрака.
Легенда о "захороненных
голосах" в том виде, как она известна, берёт своё начало в канун
Рождества 1907г., когда состоялась странная торжественная
церемония.
Отборочная комиссия.
В подземных лабиринтах под
Дворцом Гарнье, известным также как Парижская Гранд Оперá, глава
правительства Франции Аристид Бриан презентовал собравшимся две свинцовые урны. Он
произнёс примерно следующее:
"Это покажет тем, кто будет жить через сто лет после нас, каковы были
наши достижения в области звуковых машин, а также голосов ведущих певцов
нашего времени".
Идея "живых голосов"
в "капсуле времени" принадлежала Альфреду Кларку, американскому
директору французского отделения Британской компании Gramophone, ставшей
знаменитой His Master's Voice, а позже EMI.
Согласно Гастону
Леру, написавшему в своём романе "Призрак Оперы", начатом им в 1909г.,
рабочие раскопали скелет Эрика - его уродливого "Ангела музыки",
- как раз
в тот момент, когда "хоронили" эти записи. Роман начинается и
заканчивается под сводами Оперы.
Скелет-то был
найден, а вот записи произведений Вагнера, Верди и других композиторов
были опечатаны до истечения предписанного времени. И вот наконец они
были перенесены в Национальную библиотеку и вскрыты в указанный срок, к
Рождеству 2007г.
Свинцовые урны.
|
Табличка на урне свидетельствует,
что это "Дар мр-а Альфреда Кларка". |
Записи хранились в
двух свинцовых урнах, одна из которых была повреждена. Специалисты
потратили целый год, извлекая сверх/хрупкое содержимое из
стекло/асбестовых упаковок, которыми оно было защищено сто лет тому
назад. Записи "с 78-миллиметровой дорожкой" были оптически
считаны и перезаписаны в цифровом формате хранения.
В числе записей, которые французские энтузиасты начала XX-го века сочли
достойными для передачи потомкам, оказались, например, песня "Как король шел
на войну" в исполнении Федора Ивановича Шаляпина, "Сапатеадо" Пабло
Сарасате, сыгранное знаменитым чешским скрипачом Яном Кубеликом, арию
"Niun
mi tema" из вердиевского "Отелло" в исполнении Франческо Таманьо, одного из
самых популярных и знаменитых теноров рубежа XIX-XX веков.
Одна из пластинок, извлеченных из "капсулы времени".
В необычном архиве, спрятанном во Дворце Гарнье, находились также пластинки
с записями голосов Энрико Карузо, австралийской сопрано Нелли Мелба, легендарной французской
певицы и актрисы Эммы Кальве и других знаменитостей конца "Прекрасной эпохи" (Belle
Epoque).
Энрико Карузо.
Коллекция была выложена в
Интернет, а избранные произведения были предоставлены для прослушивания
экспертам и публике под сводами салона в Опере, в то время как за
стенами Гранд Оперá рождественский снег мягко падал на ступени
знаменитой лестницы...
"Большинство записей -
коммерческие, и сохранились они хуже, чем в других фонотеках, но они
дают представление об уровне звукозаписи того времени", - сделали
вывод эксперты.
Не всех впечатлили старые мастера
оперной сцены. К примеру, François Le Roux (забавное
совпадение фамилии!), баритон Гранд Оперá
и учитель вокала, заметил, что "старая техника раздражает слух
современного профессионала". "Певцы злоупотребляли громкостью звука,
развлекаясь эффектным украшательством и быстрыми вибрато, которые сейчас
звучат странно, - сказал он. - Сопрано вообще пели "в нос". В
наше время большинство из них не пробились бы дальше четверть/финала
вокального конкурса ".
Экспертов старинных звукозаписей
удивили не только звуки, но и красочные, отлично
сохранившиеся лейблы дисков, начиная с так называемого “pre-dog”/периода
компании Gramophone.
Все записи из "капсул времени" будут переизданы и выпущены на лейбле EMI в
начале 2009 года. Тем временем Парижская Опера намеревается подхватить почин
Альфреда Кларка, собрать коллекцию
лучших отрывков из музыкальных произведений начала XXI-го века и поместить ее в новые "капсулы
времени".
December 10, 2008
Желающие могут посмотреть ролик и
прослушать отрывки из коллекции звукозаписей, кликнув здесь - по
ссылке - на сайте Национальной библиотеки Франции>>>
Резюме:
К великому сожалению, красивая и
романтическая легенда поклонников Эрика, Призрака Оперы, не
подтвердилась, хотя, скажем по секрету, ходили до последнего времени
слухи, что что-то там есть такое, призрачное, только нам не говорят. Но
сейчас заслуживающие доверия источники надежду опровергли окончательно и
бесповоротно :(((
В любом случае, это интересная и
заслуживающая внимания информация для всех любителей оперы, а также
любителей Гранд Оперá и её истории. Я рада, что
она обогатилась новыми поступлениями. Но всё ж, но всё ж...
А вдруг в
Парижской Гранд Оперá при вскрытии металлической
двери у Фонтанчика Слёз присутствовали ещё и прикатившие инкогнито мсье
Малдéр и мадам Скаллú?
I want to believe...
|