Призрак Оперы на экране.
Экранизации романа Леру.
"Призрак Оперы" 1983 г. с Максимилианом Шеллом.
 |
Вступительные титры
идут на фоне видов Будапешта и мрачных видов Оперного театра.
|
 |

Оскароносный
Максимилиан Шелл
в роли
Шандора Корвина.
Люстра в фильме навязчиво присутствует на заднем плане с первых же кадров.

Джереми Кемп
(Jeremy Kemp) в роли барона Хуньяди
(Hunyadi) - напыщенного венгерского аристократа,
кальки с лорда Д'Арси из
фильма 1962г.

Джейн Сеймур
сразу в двух ролях: Елены Корвин и Марии Джанелли. Елена блондинка, а Мария
- шатенка.

Пол Брук
(Paul Brook) в роли полицейского инспектора.

Майкл Йорк в
роли Майкла Хартнелла (Michael Hartnell),
менеджера англичанина. Люстра тут как тут. |
1983 г. Производство:
ABC Television, Великобритания,
в
сотрудничестве с Hungarofilm/MAFILM,
Будапешт, Венгрия
Цветной. Звуковой. Язык: английский.
Продолжительность фильма: 95 мин.
Режиссёр: Роберт Марковиц (Robert Markowitz),
Продюсер: Роберт Халми (Robert Halmy),
Исполнительный продюсер: Роберт Халми Мл. (Robert Halmy
Jr),
Сценарий: Шерман Йеллен (Sharman Yellen),
Оператор: Larry Pizer (Ларри Пайзер);
Художественный директор: Tivadar Bertalan (Тивадар
Берталан);
Грим: Stan Winston (Стэн Уинстон);
Музыка: Ralph Burns (Ральф Бёрнс).
Премьера отснятой для показа
в Америке по CBS телевизионной версии "Призрака Оперы"
состоялась на экранах
29 января 1983 года. Эта версия уже так далеко отошла от романа
Гастона Леру, что его имя даже не
упоминалось в титрах. Фильм является больше ремейком экранных версий 1943
и 1962 годов, чем новой адаптацией сюжета Леру.
Фильм целиком снимался
в Венгрии, в туннелях под старой пивоварней и в
Jozsef Katona Theatre в Кечкемете (Kecskemet), поскольку,
хотя по сюжету действие разворачивается в Будапештском Оперном театре, Будапештский Оперный театр оказался недоступен для
съемок.
В фильме снялись
Максимилиан Шелл (Maximilian
Schell), Джейн Сеймур
(Jane Seymour), Майкл Йорк
(Michael York) и Диана Квик
(Diana Quick). Действие фильма происходило в Будапеште перед Первой мировой войной и
в отличие от романа Леру, поднимавшего такие проблемы, как отверженность и
невостребованность личности, взаимоотношения гения и посредственности,
любовная одержимость и внутреннее перерождение,
следовало канве обыкновенной бытовой мелодрамы и вместо любви
сосредоточилось на одержимости местью и серьезных психических проблемах как
следствии посттравматического синдрома.
Имелся дирижёр по имени Шандор Корвин
(Shandor Korvin), нормальный, типовой, с вдохновенным взглядом, у которого была жена-певица Елена, впечатлительная и
нуждающаяся в поддержке. Корвин посвятил годы репетициям с ней, стараясь сделать
из неё оперную диву. Елена репетирует свой дебют в "Фаусте", когда могущественный
владелец Оперы - барон Хуньяди (пардон,
это имя такое)
- делает ей нескромное предложение и грозит в случае отказа
разрушить её карьеру. Когда она отказывается, барон нанимает клакеров и те, освистывая певицу, срывают её дебют, после чего появляется ещё и хулительная статья, написанная
так же оплаченным музыкальным критиком. Елена, не справившись с депрессией, бросается в реку и погибает. Расстроенный супруг первым делом отправляется к главе клакеров и
отрубает ему руку топором -
бедолага ему помянул, что всегда в
одно и то же время выпускает в окошечко кошечку.
Затем он посещает
критика-рецензента Крауса (Philip Stone) и убивает и его, но в процессе борьбы в загоревшейся
комнате опрокинувшаяся бутыль с кислотой, которая никак не дает покоя
воображению сценаристов, выливает своё содержимое ему на лицо.
Это уже третий фильм, где кислота
используется для травмирования Призрака. Дирижера уносит в
катакомбы под Будапештом бомжеватый и странноватый работник Оперы - крысолов, между
прочим, - и дирижер
становится Призраком в маске. Маску ему ворует в театре опекун-крысолов,
выполнивший ту же функцию, что и
Dwarf в фильме 1962 г. - и
так же без всяких объяснений причин подобной участливости. |
|

До сцены Unmasking
Призрак одет в черную широкополую шляпу, черный плащ-хламиду и белый
шелковый шарф Елены.

"Свет мой зеркальце, скажи..." - "Это не то,
что ты думаешь, и я не фетишист, но так нужно!"
|
Сначала маска из папье-маше имитирует лицо
скорбной мумии. Потом Призрак в сцене маскарада сменит её на другую, очень
жизнеподобную, похожую на лицо Смерти из фильма Бергмана "Седьмая печать".
Призрак лелеет план мести.
Проходят 4 года. В
театре возобновляется опера "Фауст" и появляется на прослушивании молодая певица Мария Джанелли (Maria
Gianelli),
американка итальянского происхождения, она как две капли воды похожа на
покойную Елену, что и не удивительно - её играет одна и та же актриса Джейн Сеймур.
Персонажи фильма вообще интернациональны, аналог Рауля здесь -
менеджер
англичанин по имени Майкл Хартнелл. Призрак
видит Марию и, пораженный её сходством с покойной женой, предлагает
заниматься с ней вокалом. Во время уроков он заставляет Марию
переодеваться в платье своей жены - так ему легче её учить.
Призрак продолжает лелеять план мести и дрессирует ворона.
Узнав о романе Марии с Майклом, он угрожает ему, проникнув за Майклом в общественную баню
(что потом позаимствует Дуайт Эйч. Литтл в своем фильме
1989 г. с Робертом Инглундом), и пытается задушить его
шарфом. Майкл выворачивается, но мерзавцу барону это не удается - Призрак
убивает его при помощи дрессированного ворона, который заклевывает негодяя
дóсмерти в запертом такси.
Эта сцена в фильме - смесь из мотивов Эдгара По и Хичкоковских "Птиц". |
|

Диана Квик
в
роли итальянской дивы Madame Bianchi.
Её роль близка к "Карлотте Леру", капризной и заносчивой.

Призрак на sweet music
троне. Он носит белый шарф своей покойной жены и черный свитер с лыжным
капюшоном. Стильно!

Люстра
forever! Но у этой Будапештской люстры вид
какой-то будуарный, плафончики-лилии во вкусе итальянского ширпотреба. |
Стереотипные приемы в духе
предыдущих фильмов, однако, быстро укореняются. Примадонну
Madame Bianchi - Призрак-дирижер пугает, добавляя ей какое-то
снадобье в прыскалку для горла (потом
этот трюк будет использован в фильме-экранизации мюзикла Уэббера 2004г. (реж.
Дж. Шумахер)), а потом подсаживает ей в шкатулку с
драгоценностями - реквизит в сцене из "Фауста" - живых крыс. (Этот прием
с крысами будет использован потом в фильме 1990 г. с
Чарльзом Дэнсом). Дива, будучи чистокровной
суеверной итальянкой, пугается, но не
до смерти. Кристину... пардон,
Марию Призрак тоже похищает, и далее вдруг следуют буквальные тексты из
романа: "Я хочу жить как все, с женой, и гулять с ней по воскресеньям" и пр.
Сцена, следующая за срыванием маски - тоже монолог из романа: "Напои свою
душу моим проклятым уродством...", "Ты хотела это видеть, теперь ты
навсегда останешься здесь..." и "Мне нужно только, чтобы меня
кто-то любил, чтобы быть добрым"...
Надо сказать, что грим, в процессе работы над которым Стэн Уинстон собирал
впечатления, посещая ожоговый центр, получился грубоватый, и напоминает
бракованную маску,
купленную на распродаже после Хэллоуина.
Между прочим, у Призрака в
его обители под Оперой на возвышении и кресло-трон стоит, и на органе он играет.
Призрак иначе, как Еленой, Марию не называет. Попутно выясняется, что его
покойная жена лежит тут же набальзамированная, но Призрак одевает её в
платье Марии и сбрасывает в воду, чтобы все решили, что она - Мария, - утонула,
и не искали.
Пока он прячет концы в воду,
в логово проникает Майкл и уносит Марию. Этот Майкл быстро догадался, кто
скрывается под видом Призрака, сопоставив рассказы уборщиц о погибшем
дирижере и его жене-певице, "которую можно было бы принять за сестру
Марии, так похожи". (Явная
перекличка с фильмом 1962г., где также докопался до разгадки тайны Призрака
такой же сценарный аналог Рауля). Люстру
Призрак тоже пилит - ножовкой, намереваясь сбросить её на инспектора
полиции, который мирно спит во время представления "Фауста", но вдруг видит,
что на его место садится Мария, и пытается люстру придержать. |
|

Костюм Призрака здесь - не Красная
Смерть, а Черный Венецианец. |
Короче, люстра падает, Призрак вместе с ней, и мы видим привычный финальный кадр - лежащая маска.
Это единственный фильм, в котором Призрака убивает люстра,
сброшенная им самим, и
единственный, в котором Кристина (тьфу, Мария) так и не поет партию Маргариты, а слушает её из зала, но зато снята постельная сцена с Раулем (в смысле Майклом),
- если, конечно, так можно назвать
разговоры на производственную тему, ведущиеся в койке, и дружеский
поцелуй в конце беседы.
Отмечу, что сцена маскарада в
этом фильме сделана исключительно удачно, это, пожалуй, самая красивая
маскарадная сцена из всех, которые я видела (не
считая, конечно, сценического мюзикла ALW).
Она хороша по необычному подходу к костюмам-маскам, но, главное, той атмосферой
карнавальной жути, которая заставляет вдруг ощутить головокружение и
зыбкость реальности. Удачно вставлены съёмки рапидом и призрачный
шепот, который слышит Мария. |
|
Телевизионная мелодрама
получила плохую оценку у критиков и не вызвала интереса у зрителей.
Как написал о ней John L.
Flynn, "этот фильм чуть было не забил последний гвоздь в крышку гроба "музыкальных
призраков". К счастью, мюзикл Эндрю Ллойд Уэббера и две другие адаптации вернули
интерес к проверенной временем истории". (Прим. автора: Флинн
имеет в виду фильмы 1989 и 1990 гг.)
В фильме нет Ложи № 5,
зато есть Призрак, глядящий на любовников с крыши Оперы из-за статуи
Купидончика с венком.
Призрак также пишет Диве письмо с угрозами, но в театре не
хулиганит.
Мария сжигает маску Призрака в камине, как Кристина Дааэ.
Режиссёр удачно использовал приём саспенса,
нагнетая атмосферу зловещей тайны и показывая Призрака как тень на стенах
театра, отражение в зеркалах, краешек маски или одну руку в белой перчатке.
Съёмки проводились в
Венгрии потому, что это позволило значительно сократить затраты на изготовление
декораций и костюмов, выполненных на высоком уровне венгерскими ремесленниками.
Это сэкономило постановочные доллары, и в фильме отсняты дорого стоившие эффекты
типа падения люстры.
Это интересно:
* Призрак, планируя месть, держит на коленях и чешет за ушком
кошку наказанного им клакера. Это намёк/прикол на фильмы о Джеймсе Бонде -
помните, Доктор Зло и его кошка - в одном из которых, а именно
Live and Let Die ("Живи и дай умереть") (1973)
снялась в роли девушки Джеймса Бонда Джейн Сеймур (роль
Solitaire - гадалки на картах Таро).
* Корвин (фамилия
дирижера) переводится как "ворон".
* Стэн Уинстон, делавший грим для
Призрака, впоследствии достиг гораздо лучших результатов в работе над
"Терминатором" (1984) и "Чужими" (1986).
* В 1989 году в том же
Jozsef Katona Theatre в Кечкемете (Kecskemet)
были проведены съёмки сцен
в Лондонском Оперном театре для фильма "Призрак Оперы" режиссёра Дуайта Эйч.
Литтла, с Робертом Инглундом в главной роли.
* Диана Квик - известная английская актриса
- является женой актера Билла Найи, сыгравшего роль Мартина Бартона -
театрального менеджера в фильме "Призрак Оперы" (1989) с Робертом Инглундом, и
роль Дэйви Джонса в фильме "Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца" (2006)
и "Пираты Карибского моря: На краю света" (2007),
которого можно причислить к phantomish
персонажам. Эта артистическая семья
хорошо отметилась в призрачной теме ;)))

Сразу видно, что Шандор жену любит и
поддерживает, как умеет.
|

Елена Корвин перед самоубийством.
|
|

Призрак в фильме в основном появляется в виде теней
|

в разных местах театра
|

и незначительных фрагментов загадочной фигуры.
|
Все кэпы сделаны
собственноручно автором подборки. Просьба не копировать и не воспроизводить кэпы
без разрешения авторов сайта и ссылок на сайт.
Если вам интересно
составить более полное представление о фильме, то на страничке "Призрак Оперы"
с Максимилианом Шеллом. Кадры из фильма" (по ссылке
внизу страницы) можно увидеть краткий видео синопсис из
кадров фильма.
Приятного просмотра.
23 марта 2005 г. Реконструкция
страниц произведена 20 февраля 2007 г.
Автор:
Mary
Источники информации:
Фильм The Phantom of the Opera, 1983;
John L. Flynn "Phantoms of the Opera: The Face Behind the Mask". 2006;
George Perry,
The Complete Phantom of the Opera;
David Parkinson, Cinema, Oxford University Press.
|