He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

"Maschera di Cera" (Восковая маска)
aka "Gaston  Leroux's the Wax Mask". 1997 г.



  Производство: Dario Argento presents, Италия, 1997г.
Жанр: Триллер/Ужасы. Цветной. 
Продолжительность: 97 минут.
Продюсер: Dario Argento, Giuseppe Colombo;
Сценарий: Dario Argento, Lucio Fulci, Daniele Stroppa;
Режиссер: Sergio Stivaletti;
Художник-постановщик: Antonello Geleng;
Оператор: Sergio Salvati.

В ролях: Robert Hossein, Romina Mondello,  Riccardo Serventi Longhi и др..

Эта лента является римейком фильма "House of Wax". 1953 г..

 

Этот фильм - римейк более раннего фильма, снятого в 1953 году студией Warner Brothers, США. Но этот фильм снимался по сценарию, значительно переработанному, и на оригинал фильм совсем не походит. В то же время в нём присутствуют ключевые сцены фильма 1953г., но парадоксальным манером.
В данном фильме смешались намёки и ассоциации и на тему рассказов Гастона Леру, и на "призрачную" тему, и на фильмы "ПО", и ещё на другие темы по линии "хоррор". Например, Чудовища Франкенштейна, Терминатора и Пятницы, 13.

Фильм безусловно украшает харизматичная игра француза Робера Оссейна - в главной роли - секс-символ "Анжелики, Маркизы Ангелов", хромой граф-алхимик Жоффрей де Пейрак ;)))

В то же время рука Ардженто чувствуется иногда до смешного узнаваемо, так как этот мастер ужасов склонен к штампам и постоянному самоцитированию (на соответствующих страничках у нас отрецензированы его фильмы "Призрак Оперы" 1998г. и "Опера" 1987г. Если интересно - сравните, особенно "Оперу").

Фильм снят в типичном для Ардженто жанре "джалло" - giallo  (по-итальянски "жёлтый", названный так итальянскими киноведами по цвету обложек детективов из дешёвой массовой серии, выходившей в Италии в 1950-х гг.) - который характеризуется гремучей смесью "классического" детектива с некоторой мистичностью и готичностью сюжета, плюс эротика.  Для "джалло" характерны затяжные сцены убийств, брызги крови в диафрагму, необычный для  кино/детектива и триллера  подбор музыки -  Ардженто славен "настоящей классикой", - эксперименты с камерой и постановкой света;



Краткий синопсис:

 Действие начинается в Париже, 31 декабря 1900г..  Маленькая девочка Соня становится свидетельницей жестокого убийства своих родителей. Всё залито кровью, сердца жертв вырезаны и валяется отломленная(!) рука отца. Это итальянская семья, но она долго жила в Париже.

Проходит 12 лет.  Рим, Италия. Молодые люди в борделе рассуждают о природе страха и заключают пари: один из них проведет ночь в новом музее восковых фигур. Но в музее творятся странные дела, парня находят утром мертвым, вроде он умер с перепугу, но на шее у него странное пятно. Это прямая отсылка к рассказу Гастона Леру "Музей восковых фигур".

Выросшая в красивую девушку Соня нанимается в музей восковых фигур в качестве костюмера. Музеем владеет некто Борис Волкофф - художник, странный ученый и изобретатель, алхимик, который воссоздает точные копии сцен знаменитых преступлений. Соня кого-то явно ему напоминает. Помощники Волкоффа - те ещё типы: один педерастический ревнивый маньяк, другой с шрамами на правой щеке и разноцветными глазами, как у Призрака из мюзикла ALW.


 


 



 


 


 

 


Таинственный Некто в черном плаще и широкополой шляпе убивает мальчишку-бедняка, вонзая в его шею шприц, потом пытается убить девочку, но она остаётся жива, врач определяет, что ей ввели неизвестный препарат, повергающий жертву в подобие анабиоза. Прочтя об этом в газете, Соня вспоминает кошмар детства и человека с металлической рукой, убившего её родителей. Она рассказывает об этом молодому журналисту Андреа, которого серия странных смертей в этом районе привела в музей, и который тут же влюбился в Соню.


 


 

 


 

 

Мы видим, наконец, как протекает производственный процесс. Злодей включает в экспозицию бедную проститутку - на роль жертвы Джека Потрошителя. Сначала он в маске Джейсона откачивает кровь, потом вкачивает какую-то синюю бяку и приклеивает искусственный глазик. Всё это сильно напоминает лабораторию д-ра Франкенштейна.


 


 

 

 


 


 

 

Волкофф идёт к Соне домой и видит её и Андреа в объятиях друг друга. Сразу у него происходит флешбек, объясняющий нам, в чём петрушка. Он, оказывается, застукал свою жену, как две капли воды похожую на Соню, с любовником. Он расстроился, она нахамила, любовник спихнул его в чан с горячим воском. Из чана выбралось ужасное обгорелое существо. (Интересно, что здесь присутствует падение маньяка в воск, как в двух первых версиях истории, но оно случилось ДО и послужило завязкой истории, а не финалом).  На столике стоит фото матери Сони и одновременно - жены Волкоффа, и всё становится ясно - Соня  дочь жены! Волкофф уносит фотку и колет её на досуге иголкой.


 

 

Волкофф убивает инспектора полиции из Парижа, идущего по его следам аж 12 лет, надев на себя маску его лица. Эрик бы обзавидовался.  Андреа, проявляя фотки, понимает по негативам, что манекены - это трупы под воском, и Соня в музее тоже  видит синюю бяку, текущую из экспоната, и моргающий под приклеенным глазик. Но Волкофф хватает её и собирается тоже увековечить. Он ей объясняет, что его считали неудачником и презирали, потому что он творил Красоту и Добро. А мир хотел жестокости и крови, так он и стал таким, и дал миру всё это.

Андреа поспевает вовремя, борется и срывает маску. Опять забавно. Сцена Unmasking нестандартная: маску срывает (горячим паром) не девушка, а её возлюбленный.  Потом ревнивый помощник поджигает босса, музей горит тоже.  


 


 


 

 

Тут следует улетная сцена. Волкофф вроде бы сгорел, но вдруг из пепла поднимается, как Терминатор, металлический скелет с живыми мозгами. Его вроде бы побеждает ревнивый помощник, срубает череп, красный лазерный глаз угасает, все спасаются из горящего здания, но...

Помощник идёт в подвал, снимает маску помощника с металлического черепа обгоревшими металлическими руками и открывает сундучок. Там у него руки, глаза и прочее насущное. Большой реверанс в сторону "ПО" 1989г. (реж. Дуайт Эйч. Литтл) с Робертом Инглундом в главной роли.

Поскольку остаётся сделать вывод, что в музее все сотрудники во главе с самим Волкоффым - механические автоматы с живыми мозгами, то вот и ЕЩЁ ОДИН БОЛЬШУЩИЙ ПРИВЕТ ОТ ЭРИКА, ПРИЗРАКА ОПЕРЫ из романа Г.Леру, делавшего куклы-автоматы для турецкого султана, которые вполне как надо имитировали султана. :)))

Финальный кадр - музей горит, от уличной толпы зевак поворачивается человек. Это - Борис Волкофф. Он улыбается неподражаемой улыбкой Робера Оссейна...
...И уходит...


 


 

 
 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


Это интересно:

- Серджо Стиволетти, выступивший режиссёром данного фильма,  в фильме Дарио Ардженто "Опера", 1987г., а также фильме Дарио  Ардженто "Призрак Оперы", 1998г. является творцом  спец.эффектов;

- Дарио Ардженто любит сниматься в своих фильмах и фильмах своей студии в качестве "рук убийцы в чёрных перчатках";

- Название фильма по-итальянски - MASCHERA DI CERA - является отсылкой к названию знаменитого фильма в жанре "джалло" (итальянский "жёлтый" хоррор, см. выше)  снятого зачинателем и мэтром этого жанра, известным итальянским режиссёром Марио Бава - MASCHERA DEL DEMONIO, 1960г. (ака "Чёрное воскресенье" в американском прокате). Этот фильм стал классикой жанра. Дарио Ардженто является  последователем Бава;

- В свете этой отсылки у зрителя возникает дополнительное соображение по поводу трактовки сюжета фильма MASCHERA DI CERA. В классическом фильме Бавы сюжетной коллизией является возвращение на белый свет  мёртвой дамы, которую удерживала в стране мёртвых металлическая маска, наложенная ей на лицо. Вернувшись в бизнес, демоническая дама - вампир начинает мстить направо и налево.
Таким образом, эту отсылку  можно рассматривать как  подтверждение того, что главный герой MASCHERA DI CERA - Борис Волкофф - также вернулся с того света и уже не является живым человеком, он некое демоническое существо.


9 декабря 2005 г. Дополнено 11 июня 2007 г.

Автор статьи: Мари

Источники информации:
DVD Фильм "Wax mask". 1997 г.;

John L. Flynn "Phantoms of the Opera: The Face Behind the Mask". 2006;
Дж.Гордон Мелтон "Энциклопедия Вампиров", 1998г., изд-во "Феникс".


На страницу
"Ассоциации и намёки"на тему"

Фильм "Тайна Музея восковых фигур" 1933г. Кадры из фильма.

Фильм "Музей восковых фигур"1953г. Кадры из фильма.