"Maschera di Cera" (Восковая маска)
aka "Gaston Leroux's the Wax Mask". 1997 г.
|
|
Производство:
Dario Argento presents, Италия, 1997г.
Жанр: Триллер/Ужасы. Цветной.
Продолжительность: 97 минут.
Продюсер: Dario Argento, Giuseppe Colombo;
Сценарий: Dario Argento, Lucio Fulci, Daniele
Stroppa;
Режиссер: Sergio Stivaletti;
Художник-постановщик: Antonello Geleng;
Оператор: Sergio
Salvati.
В ролях: Robert Hossein, Romina Mondello, Riccardo Serventi
Longhi и др..Эта лента является римейком
фильма
"House of Wax". 1953
г.. |
|
Этот
фильм - римейк более раннего фильма, снятого в 1953 году студией Warner Brothers,
США. Но этот фильм снимался по сценарию, значительно переработанному, и на
оригинал фильм совсем не походит. В то же время в нём присутствуют ключевые
сцены фильма 1953г., но парадоксальным манером.
В
данном фильме смешались намёки и ассоциации и на тему
рассказов Гастона Леру, и на "призрачную" тему,
и на фильмы "ПО", и ещё на другие темы по линии "хоррор". Например,
Чудовища Франкенштейна, Терминатора и Пятницы, 13-е.
Фильм
безусловно украшает
харизматичная игра француза Робера Оссейна -
в главной роли -
секс-символ "Анжелики, Маркизы Ангелов", хромой граф-алхимик Жоффрей де Пейрак
;)))
В то же время рука Ардженто
чувствуется иногда до смешного узнаваемо, так как этот мастер ужасов склонен к
штампам и постоянному самоцитированию
(на
соответствующих страничках у нас отрецензированы его фильмы "Призрак Оперы"
1998г. и "Опера" 1987г. Если интересно - сравните, особенно "Оперу").
Фильм снят в типичном для
Ардженто жанре "джалло" - giallo
(по-итальянски "жёлтый", названный так итальянскими киноведами
по цвету обложек детективов из дешёвой массовой серии, выходившей в Италии в
1950-х гг.) - который характеризуется гремучей смесью "классического"
детектива с некоторой мистичностью и готичностью сюжета, плюс эротика. Для "джалло"
характерны затяжные сцены убийств, брызги крови в диафрагму, необычный для
кино/детектива и триллера подбор музыки - Ардженто славен
"настоящей классикой", - эксперименты с камерой и постановкой света;
Краткий синопсис:
Действие
начинается в Париже, 31 декабря 1900г.. Маленькая
девочка Соня становится свидетельницей жестокого убийства своих родителей.
Всё залито кровью, сердца жертв вырезаны и валяется отломленная(!) рука отца.
Это итальянская семья, но она долго жила в Париже.
Проходит 12 лет.
Рим,
Италия. Молодые люди в борделе рассуждают о природе
страха и заключают пари: один из них проведет ночь в новом музее восковых фигур.
Но в музее творятся странные дела, парня находят утром мертвым, вроде он умер с
перепугу, но на шее у него странное пятно.
Это прямая отсылка к рассказу Гастона Леру "Музей восковых фигур".
Выросшая в красивую девушку Соня
нанимается в музей восковых фигур в качестве костюмера. Музеем владеет некто
Борис Волкофф - художник, странный ученый
и изобретатель, алхимик, который воссоздает точные копии сцен знаменитых
преступлений. Соня кого-то явно ему напоминает. Помощники
Волкоффа - те ещё типы: один педерастический ревнивый маньяк, другой
с шрамами на правой щеке и разноцветными
глазами, как у Призрака из мюзикла ALW.
Таинственный Некто в черном плаще и широкополой шляпе
убивает мальчишку-бедняка, вонзая в его шею шприц, потом пытается убить
девочку, но она остаётся жива, врач определяет, что ей ввели
неизвестный препарат, повергающий жертву в подобие анабиоза. Прочтя об этом в
газете, Соня вспоминает кошмар детства и человека с металлической рукой,
убившего её родителей. Она рассказывает об этом молодому журналисту Андреа,
которого серия
странных смертей в этом районе привела в музей, и который
тут же влюбился в Соню.
Мы видим, наконец, как протекает производственный процесс.
Злодей включает в экспозицию бедную проститутку - на роль жертвы Джека
Потрошителя. Сначала он
в маске Джейсона откачивает кровь, потом вкачивает
какую-то синюю бяку и приклеивает искусственный глазик.
Всё это сильно напоминает лабораторию д-ра
Франкенштейна.
Волкофф идёт к Соне
домой и видит её и Андреа в объятиях друг друга. Сразу у него происходит флешбек,
объясняющий нам, в чём петрушка. Он, оказывается, застукал свою жену, как две
капли воды похожую на Соню, с любовником. Он расстроился, она нахамила, любовник
спихнул его в чан с горячим воском. Из чана выбралось ужасное обгорелое
существо. (Интересно, что
здесь присутствует падение маньяка в воск, как в двух первых версиях истории, но
оно случилось ДО и послужило завязкой истории, а не финалом).
На
столике стоит фото матери Сони и одновременно - жены Волкоффа, и всё становится ясно -
Соня дочь жены! Волкофф
уносит фотку и колет её на досуге иголкой.
|
|
|
Волкофф убивает
инспектора полиции из Парижа, идущего по его следам аж 12 лет, надев на себя
маску его лица.
Эрик бы обзавидовался. Андреа, проявляя фотки, понимает
по негативам, что манекены - это трупы под
воском, и Соня в музее тоже
видит синюю бяку,
текущую из экспоната, и моргающий под приклеенным глазик. Но
Волкофф хватает её и собирается тоже увековечить. Он ей объясняет, что его
считали неудачником и презирали, потому что он творил Красоту и Добро. А мир хотел
жестокости и крови, так он и стал таким, и дал миру всё это.
Андреа поспевает
вовремя, борется и срывает маску. Опять забавно.
Сцена
Unmasking нестандартная: маску срывает
(горячим паром) не девушка, а её возлюбленный.
Потом ревнивый помощник поджигает босса, музей горит тоже.
Тут следует улетная сцена. Волкофф вроде бы сгорел, но вдруг
из пепла поднимается, как Терминатор,
металлический скелет с живыми
мозгами. Его вроде бы побеждает ревнивый помощник, срубает череп, красный лазерный глаз
угасает, все спасаются из горящего здания, но...
Помощник идёт в подвал, снимает маску помощника с металлического черепа
обгоревшими металлическими руками и
открывает сундучок. Там у него руки, глаза и прочее насущное.
Большой реверанс в сторону "ПО" 1989г. (реж.
Дуайт Эйч. Литтл) с Робертом
Инглундом в главной роли.
Поскольку остаётся сделать вывод, что в музее все сотрудники во главе с самим
Волкоффым - механические автоматы с живыми мозгами, то вот и ЕЩЁ ОДИН БОЛЬШУЩИЙ
ПРИВЕТ ОТ ЭРИКА, ПРИЗРАКА ОПЕРЫ из романа Г.Леру,
делавшего куклы-автоматы для турецкого султана, которые вполне
как надо имитировали султана. :)))
Финальный кадр - музей горит, от уличной толпы зевак поворачивается человек. Это - Борис Волкофф.
Он улыбается неподражаемой улыбкой Робера Оссейна...
...И уходит...
Это интересно:
-
Серджо Стиволетти, выступивший режиссёром данного фильма, в
фильме Дарио Ардженто "Опера", 1987г., а также фильме Дарио Ардженто
"Призрак Оперы", 1998г. является творцом спец.эффектов;
- Дарио Ардженто любит сниматься в
своих фильмах и фильмах своей студии
в качестве "рук убийцы в чёрных перчатках";
- Название
фильма по-итальянски - MASCHERA DI CERA
- является отсылкой к названию знаменитого фильма в жанре "джалло"
(итальянский "жёлтый" хоррор, см. выше)
снятого зачинателем и
мэтром этого жанра, известным итальянским режиссёром Марио Бава
-
MASCHERA DEL DEMONIO, 1960г. (ака
"Чёрное воскресенье" в американском прокате).
Этот фильм стал классикой жанра. Дарио Ардженто
является последователем Бава;
- В свете этой отсылки у
зрителя возникает дополнительное соображение по поводу трактовки сюжета фильма MASCHERA DI CERA.
В классическом фильме Бавы сюжетной коллизией является возвращение на белый свет
мёртвой дамы, которую удерживала в стране мёртвых металлическая маска,
наложенная ей на лицо. Вернувшись в бизнес, демоническая дама - вампир начинает
мстить направо и налево.
Таким образом, эту отсылку можно рассматривать как
подтверждение того, что главный герой MASCHERA DI
CERA - Борис Волкофф - также вернулся с того света и уже
не является живым человеком, он некое демоническое существо.
9 декабря 2005 г. Дополнено 11 июня 2007 г.
Автор статьи: Мари
Источники
информации:
DVD Фильм "Wax
mask". 1997 г.;
John L. Flynn "Phantoms of the Opera: The Face Behind the Mask". 2006;
Дж.Гордон Мелтон "Энциклопедия Вампиров", 1998г., изд-во "Феникс".
|