"House
of Wax" (Музей восковых фигур). 1953 г.
"...и толстый, толстый слой
воска..."
Этот фильм
стал одним из первых стереоскопических Голливудских фильмов.
Для просмотра фильма в кинотеатре зрители надевали специальные очки с
красными и сине-зелёными стёклами.
Так создавалась объёмная иллюзия "выхода" предметов и людей с экрана прямо в
зрительный зал.
|
|
Производство:
Warner Brothers,
США
Жанр: Ужасы. Цветной.
Изображение: стереоскопические трёхмерные эффекты
Natural Vision 3-Dimension.
Продолжительность: 87 минут.
Режиссёр: Andre De Toth,
Продюсер: Bryan Foy,
Сценаристы: Charles Belden и
Crane Wilbur,
Сюжет: Crane Wilbur,
Операторы: Bert Glennon, J.Peverell Marley
Редактор: Rudy Fehr,
Арт-директор: Stanley Fleischer.
В ролях: Vincent Price, Frank Lovejoy, Phyllis Kirk, Carolyn
Jones, Paul Picerny, Roy Roberts, Angela Clarke, Paul Cavanaugh, Charles Bronson.
Сценарий основан на рассказе Charles S. Belden. |
|
Этот
фильм - римейк более раннего фильма, снятого в 1933 году той же студией.
Естественно, сценарий фильма написан по тому же рассказу Чарльза С. Белдена,
и фильм во многом повторяет версию 1933 года. Сохранились даже некоторые реплики
и шутки.
Не являясь адаптацией романа Леру, этот фильм позаимствовал ключевые моменты романа,
чтобы рассказать историю явно "призрачного" персонажа.
Фильм интересен и сам по
себе, как качественный, грамотно снятый образчик "ужастика" того периода, и
тем, что в нём были впервые использованы
стереоскопические Natural Vision 3-D технологии, а
также отличной игрой Винсента Прайса, актера, впоследствии
сыгравшего чуть ли не во всех экранизациях произведений Эдгара Аллана По.
Краткий синопсис:
Лондон.
Действие начинается в 1903 г. Скульптор
(Vincent Price) увлеченно создаёт
восковые фигуры. Он наделен большим творческим воображением и как все творческие
люди не без завихрений. Свои творения он считает своими "детьми" и так и говорит
о них. С ними тоже. По его утверждению, они ему отвечают.
Среди
классических персонажей, обязательных для всех музеев восковых фигур - таких как
Жанна д'Арк и Мария Антуанетта - последняя пользуется
особенной любовью скульптора. От неё он просто без ума. Однако его партнер
недоволен тем, что музей не приносит прибыли. Он настаивает на создании
CHAMBER OF HORRORS с фигурами Джека Потрошителя, казнями и
всякими кровавыми ужасами. Это приносит больше дохода.
Мастерскую
посещает известный историк, он обещает спонсировать музей, но только после
возвращения из экспедиции в Египет (мумии поехал копать).
Бизнесмен не хочет ждать, ему нужны финансы, чтобы вложить их в другое
предприятие, и он предлагает устроить пожар и получить страховку - 25 000
фунтов! Он тут же осуществляет задуманное, поджигая фигуры.
Скульптор в панике пробует тушить, деляга ему мешает, они борются, восковые
фигуры плавятся. Это снято
по-настоящему жутко - глаза выпадают, лица стекают... б-р-р!
Партнер оглоушивает скульптора, открывает газ и смывается, заперев двери.
Следует взрыв.
Конфликт творчества и денег как всегда завершился не в пользу первого.
1904 г.. Нью-Йорк.
Партнер
скульптора амурничает со своей любовницей, притворно сожалеет о
гибели своего друга-скульптора год назад. Его тело так и не нашли. Но страховка
у него в кармане. Девушка Кэти Грей одобряет это обстоятельство и намекает, что
хочет выйти за него замуж. Бизнесмен не в восторге, но времени обдумать её
предложение у него нет. Он возвращается домой, а там его подстерегает...
Некто с изуродованным лицом, в
черном плаще и широкополой шляпе и, главное, с удавкой в руках!!!
Он душит предателя, забирает деньги из сейфа, а тело вешает в лифтовой шахте.
Якобы суицид.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Далее мы видим Кэти
Грей и её подругу Сью Аллен, они снимают соседние комнаты. Кэти строит свою
жизнь, используя богатых мужчин, вот и сейчас она собирается на свидание с
приятным господином, всячески ухаживающим за ней. Впрочем, Кэти добрая девушка,
она даже отдаёт свои последние 50 центов Сью, чтобы та пообедала. Вечером Сью
заходит в комнату Кэти и находит её мертвой, а рядом видит жуткого
Некто с изуродованным лицом, в
черном плаще и широкополой шляпе!!!
Сью вылезает в окно, бежит по
ночным улицам, Некто преследует её. (Надо
сказать, эти кадры сделаны образцово - классика для жанра
"хоррор")Сью спасается в доме
друзей семьи, их сын - её друг детства. А ещё он способный молодой скульптор.
Из городского морга
Некто с изуродованным лицом, в
черном плаще и широкополой шляпе
похищает труп Кэти.
В Нью-Йорке открывается
Музей
восковых фигур. Приехавший туда по приглашению историк с удивлением встречает
там того самого скульптора, что погиб. Он выглядит таким же благообразным,
только ездит в кресле на колесах и руки его обгорели и изуродованы, так что он
теперь не может работать. За него ваяют помощники, в том числе один глухо/немой
по имени Игорь, похожий на Чудовище Франкенштейна
(молодой
Charles Bronson)
и ещё один, подозрительного вида алкоголик.
Скульптор говорит фразу:
"Я не знаю, как я выжил. Я даже не уверен,
что я действительно выжил. Тем не менее, я воссоздал все свои работы".
Среди экспонатов есть даже
повесившийся бизнесмен, и скульптор задорно дразнит публику, говоря, что это,
возможно, было убийство, кто знает! Есть и
Жанна д'Арк,
только Марии Антуанетты ПОКА нет.
Пришедшая в музей со своим
другом Сью Аллен узнаёт в
Жанне д'Арк
свою убитую
подругу Кэти! Точный портрет, даже проколото лишь одно ухо - как у Кэти! Если
лицо сделано по газетной фотографии, как ей объясняет подкативший скульптор, то
откуда такие подробности? А скульптор смотрит на неё и тоже узнаёт - свою Марию
Антуанетту!!!
Отныне "живой
мертвец" скульптор рассматривает
Сью как возможный "материал" для фигуры Марии Антуанетты. Его интерес
перерастает в одержимость, и вскоре его желание обязательно превратить её в
восковую фигуру застилает его разум совершенно. Историк
рекомендует друга Сью в качестве ассистента безумцу, и он, конечно, его берет.
Ведь Сью навещает того в музее.
Во
время построенного по законам саспенса кульминационного момента фильма
Сью срывает с лица скульптора восковую маску и
обнаруживает его кошмаровидные черты. Прайс в своём первом фильме в жанре хоррор
обнаруживает великолепную игру, казалось,
вдохновленную самим Призраком Лона
Чейни. Сцена
Unmasking запоминается точно так же.
Режиссёр использует и другие узнаваемые моменты, некоторые из
них
заимствованы из версии "Призрак Оперы" 1943 г. (реж.
Артур Любин) с Клодом Рейнсом, чтобы подогревать зрительский
интерес, в то время как безумный скульптор и двое молодых
влюбленных движутся к
финальной развязке, которая уничтожит Музей восковых фигур, в
котором, как выясняется, большинство экспонатов - залитые воском трупы,
похищенные из морга, или жертвы, убитые безумцем в соответствии с его
художественным вúдением
облика персонажа.
Когда безумный
скульптор связывает Сью и укладывает в гробовидную лоханку, чтобы залить горячим
воском, он говорит: "Вдвоём мы с вами познаем Вечность" - вполне "эриковские"
слова.
В финале изуродованный
скульптор падает в чан с расплавленным воском. Тоже похоже на Бултых- финал фильма "ПО"
1925г.
Это интересно:
* Этот фильм
интересно сравнить с его оригинальной, более ранней версией 1933г.. В римейке
убийств не в пример больше (в первом фильме безумец в основном
крадет трупы из морга), сцены насилия жестче, а атмосфера фильма гораздо
более выразительная. Кроме
того, за 20 лет выросли не только суммы страховки на недвижимость, но и
эмоциональная устойчивость зрителей к тому, что им показывают на экране. Римейку
пришлось добавлять страху и снять более "ужастиковый" вариант, чтобы пронять
почтенную публику.
* Ещё более
интересно сравнить его с третьим римейком - фильмом
"Wax Mask" ("Восковая маска"), 1997г.,
снятым по сценарию Дарио Ардженто в его излюбленном жанре "джалло" (жёлтый) и им же спродюсированным.
Режиссуру фильма он доверил С.Стивалетти, оператору многих своих
предыдущих фильмов.
Ссылки на эти фильмы - внизу страницы.
* Есть ещё и
четвёртый римейк фильма 1953г. Это
"House of wax"
(Дом восковых фигур), 2005г., реж. Жам Серра:
типичный молодёжный "слэшер" - простенький, не напрягающий, клишированный и в
меру страшный. Достаточно сказать, что в одной из ролей снялась Перис Хилтон.
Призрачных ассоциаций в нём уже никаких не сыщешь, а сюжет такой:
четверо молодых людей - две девушки и два парня (один из них
чернокожий) отправляются на футбольное соревнование колледжа. Их машина
ломается, местный житель подбрасывает их до ближайшего и единственного на всю
округу городка Эмброуз. Главная городская достопримечательность - Музей восковых
фигур Труди, экспонаты которого подозрительно похожи на настоящие человеческие
тела, покрытые воском. Дальше всё предсказуемо: из-за кулис сценария выпрыгивает
маньяк и начинает со страшной силой убивать молодёжь. Вопрос в том, кто уцелеет,
а кто пополнит собой экспозицию музея.
Автор статьи: Мари
Источник
информации:
DVD Фильм "House of Wax". 1953 г.;
John L. Flynn "Phantoms of the Opera: The Face Behind the Mask". 2006;
David Parkinson "Cinema", Oxford University Press, 1996,
Сайт IMDb.
11 июня 2007 г.
|