"Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest" (Пираты
Карибского моря: Сундук Мертвеца).
2006 г.
Итак, в один из моментов злоключений главных героев один из этих самых героев -
Уилл Тернер (Орландо Блум) попадает на прóклятый корабль "Летучий
Голландец" в лапы к Дэйви Джонсу(Билл Найи) и всей его команде. Его,
Уилла, оставляют как залог в счет неоплаченного долга его друга-пирата
Джека-Воробья (Джонни Депп). Если долг не уплатят, то Уилл станет вечно
служить на борту "Голландца", зависнув между жизнью и смертью. Но это
присказка... сказка впереди.
Этот самый Дэйви Джонс (что
на морском лексиконе значит то же самое, что и "морской дьявол",
а сундук Дэйви Джонса - это морское дно, куда попадают все
погибшие моряки)
был когда-то нормальным человеком и удалым мореходом. Его
погубила... естественно страстная любовь к женщине, которая им играла как
хотела. Бедный Джонс вырвал свое влюбленное сердце и спрятал его, как Кощей, в
сундук, а сундук зарыл на одном из необитаемых островков где-то в Карибском
море. Сердце в сундуке продолжает стучать, но тот, кто его найдет, сможет просить
у Джонса все, что захочет (власть над миром там и прочие
мелочи). И даже лучше -получить власть над самим Джонсом и
командовать им и его кораблем, тем самым получив контроль над всеми морями. За этим сундуком с сердцем весь фильм и идет погоня.
Но это
еще не все.
У Дэйви Джонса в каюте - большущий орган.
Он играет на нем с упоением своими щупальцами (ах да, сам
Джонс и его команда стали в своей "послежизни" гибридами людей и морской фауны,
у Джонса лицо вообще похоже на кальмара - вот вам и уродство). На органе - фигурка
золотого Ангела,
прямо над клавишами, а еще в те минуты, когда Джонс не играет на органе, он
слушает маленькую музыкальную шкатулку в форме сердца.
Надо заметить, играет
Джонс практически непрерывно, и звуки его органа сопровождают путь "Летучего
Голландца" по бурному морю. Что и говорить, он не просто играет. Он еще и
спит за своим органом сидя, а когда герой Уилл Тернер случайно разбудил его,
уронив одно из джонсовых щупалец на клавиатуру органа, Джонс начал было
просыпаться, но вот заиграла музыкальная шкатулка нежную и печальную мелодию, и
Дэйви Джонс снова засыпает, умиротворенный этой музыкой. (Кстати,
Тернер приподнимает щупальца пером, взятым из стоящей на органе чернильницы - уж
не музыку ли записывает этот морской дьявол-призрак? Иначе зачем ему эта
чернильница на музыкальном инструменте?).
Вся суровость куда-то сразу пропадает,
когда Джонсу говорят о чьей-либо
любви. Т.е. давят на больное место....
Данная
трогательно-романтичная тема звучит в фильме не единожды. Прежде зритель слышит
ее, когда Джек-Воробей, убалтывая Дэйви Джонса для того, чтобы тот отпустил Уилла
Тернера, начинает напирать на то, что его друг влюблен в красавицу, помолвлен,
жениться хочет, и тут-то и слышится эта самая мелодия, а глаза у Дэйви Джонса
становятся трагическими-претрагическими, и он даже колеблется. Правда
недолго.... (злодей все-таки). С музыкой вообще творятся занятные вещи - именно
у Джонса присутствуют две ярко выраженные музыкальные темы - органная
(трагически-фатальная) и лирическая (тема несчастной любви). У других персонажей
таких выразительных тем нет, да они и не несут такой важной смысловой нагрузки.
Интересен также и факт, что когда герои добираются до сундука с сердцем Дэйви
Джонса, то они сначала находят большой сундук, в котором лежат старые письма и
поэмы, на самом деле адресованные Джонсом своей возлюбленной, и даже засохший
букет желтых роз. Под слоем всего этого оказался сундук поменьше, где и
находилось живое сердце Дэйви Джонса.
Помимо сердца Джонс спрятал и
сохранил, заметьте, свои письма и поэмы женщине, которая так зло с ним
поступила. Не говоря уже о розах. |
Вот кстати и они на первом плане.
|
Другим трогательным моментом
проявления чувств со стороны обычно жестокого Джонса - он на протяжении всего
фильма демонстрирует ее по отношению к собственной команде, не говоря уже о
пленниках, таково его кредо: "Жизнь так жестока, почему жизнь за гробом
должна быть иной?", его слова - является момент, когда, глядя на обломки
корабля, на которым плыл сбежавший из плена Джонса Уилл Тернер, он особо долго и
грустно смотрит на плавающее в воде подвенечное платье Элизабет (девушка также
за некоторое время до этого плыла на этом корабле на Тортугу, чтобы найти Джека,
выяснить, где Уилл и спасти его, однако платье-то она сняла и плыла на корабле
"зайцем" в мужской одежде как член команды), при этом играет печальная и нежная
мелодия музыкальной шкатулки.
Подвенечное
платье Элизабет.
Джонс с тоской смотрит на него.
|
Это его минуты слабости, которые он
предпочитает не показывать своим подчиненным. |
В фильме можно найти (на этот раз при желании) еще один легкий
парафраз на тему... В конце фильма лодка с главными героями скользит по
сумрачным водам вудуистских болот, а из воды сотни свечей - но держат их на этот
раз живые женщины и мужчины, а не канделябры.
Каюта Дэйви Джонса - орган прямо по
курсу. И много свечей.
Атмосферно играющий Дэйви Джонс.
вокруг призрачный туман...от повышенной влажности. |
Самобытный органист - играет
щупальцами. |
Музыкальная шкатулка-сердце-краб. Играет
нежную мелодию, которая Джонсу напоминает "Ее".
Орган украшает крохотная фигурка
прикованного цепями ангела
- значит, у Джонса тонкая натура.
|
Вот так Джонс спит за органом. Какие
видит сны?
|
Внутренности музыкальной шкатулки.
|
Та самая чернильница с пером на краю
органа.
|
"Дайте автограф, пожалуйста".
|
Вода, свечи,
лодки... и общее настроение. |
Если бы это еще были
канделябры... |
Подводя итог, можно
выделить главное... А главное - это даже не орган, свечи в его каюте-пещере,
дым, ангел и несчастная любовь (такое, можно найти еще в нескольких фильмах).
Главное, что вышеперечисленные приемы мгновенно вызывают у зрителя (особенно
западного), как 25-й кадр, определенный настрой. Вся эта атрибутика служит для
того, чтобы зритель мгновенно понял: персонаж, окруженный всем этим, должен
вызывать сочувствие, несмотря на какие-то там свои киношные злодеяния. Так вся
фактура Призрака Оперы вошла в масс культуру и стала прочным символом и
архетипом непростого, несчастного персонажа, который хоть и творит зло, но
достоин жалости и понимания... потому как из-за любви. "Монстр с Душой"... И
этот мощный современный блокбастер тому прекрасный пример.
Продакшн фото для раскрутки. Блаженно
играющий Джонс, а перед ним- Ангел, сонм ангелов. О душе своей думает? |
Образец концепт-арта к фильму. Морской
дьявол сидит на троне. В фильм это, увы, не вошло. |
***
Особая благодарность
Tanya за то, что обратила наше внимание на
этот фильм с призрачной точки зрения:).
22 июля 2006 г.
"Pirates of the Caribbean: At World's End " (Пираты
Карибского моря: На Краю Света).
2007 г.
В
третьей части фильма мы снова видим знакомые намеки на знакомую тему - причем
эти намеки твердо и окончательно подчеркивают одну из главных линий в
пиратской киноэпопее: тему трагической любви и непонимания (как
это было и у Призрака Оперы)
у Дэйви Джонса и его возлюбленной, которой оказалась ни много ни мало сама
морская богиня Калипсо (та самая, что в греческой мифологии очаровала и
задержала у себя когда-то на острове Одиссея на 7 лет).
Дэйви Джонс страстно
в нее влюбился, а она наделила его сверхъестественными возможностями, дабы он
подбирал души погибших в море и помогал им отправиться в мир иной (прямо как
Харон). Он должен был это делать 10 лет, а раз в 10 лет на один день
"он мог
вернуться на берег и с той побыть, что всей душой его любит и ждет", - так
говорила сама Калипсо, заточенная в человеческом теле ведьмы вуду Тиа Дальмы (Наоми
Харрис),
героям фильма. Но тогда, когда Джонс выполнил условия и вернулся, Калипсо его не ждала,
очевидно изменив ему. Тогда-то он впал в отчаяние, потом рассвирепел, научил Совет Пиратского
братства, как пленить ее и заключить в теле женщины, и условился, чтобы ее никогда больше не
выпускали. Калипсо об этом не знала. А из-за того, что Джонс перестал заботиться
о душах погибших, он превратился в морское чудовище. И сердце свое вырезал,
чтобы вырвать с ним вместе любовь.
Но даже несмотря на это, несмотря на показную жестокость и уверения всех в своей
бессердечности (даже саму Тиа Дальму/Калипсо),
он все равно жестоко страдает от любви.
Первый кадр с Джонсом в фильме - создатели фильма ясно напоминают нам
суть этого персонажа,
и какие чувства он должен у нас вызывать.
Первый кадр с Джонсом в фильме - он сидит за органом,
но не яростно играет на нем, как во втором фильме, а лишь печально и обреченно наигрывает всё ту же мелодию и
с грустью слушает музыкальный медальон-шкатулку. Он не просто слушает, но еще и
плачет: и это - то существо, которое вырезало себе сердце!
Обычно, намекая на тему
ПО, используют игру на органе,
но здесь пошли дальше и вставили еще и музыкальную шкатулку
(как в мюзикле Э.Л. Уэббера).
Мотив
предательства (который был и
в истории Призрака Оперы) звучит прямо
в словах Джонса: "Она
притворялась, что любит меня. Она предала, а не я".
Естественно, у Джонса с Калипсо был полноценный роман, а не простые визиты в
стиле Кристины, которая очень подло уверяла Призрака, что
перестала боятся его лица и хорошо к нему относится.
Джонс даже требует убийства Калипсо - до
того, как ее освободят (Эрик
вот тоже хотел взорвать Оперу вместе с Кристиной...).
Но его встреча с ней (все еще в образе Тиа Дальмы) в трюме "Черной Жемчужины"
явно говорит о другом.
Тиа Дальма/Калипсо сидит одна и слушает печально
мелодию своего музыкального медальона - такого же как у Джонса. А когда
закрывает его, то все равно слышит эту мелодию. Это уже играет медальон в
руках-щупальцах Дэйви Джонса. Она говорит ему, что скоро станет
свободной, отдаст ему свое сердце, и
тогда они всегда будут вместе. Вот только сердита она, что он изменил себе и
своему предназначению и не заботился о душах, да сердце, что ей всегда должно
принадлежать, вырезал из груди и спрятал.
Она прикасается к нему, и он на
время снова принимает образ человека, каким когда-то был. В этом
виде он и гладит ее по щеке, а она отвечает ему тем же. Все очень
трогательно...:).
|
|
Но
потом Джонс снова принял свой "морской" вид и, было, попытался своей клешней придушить ее, но остановил себя, а спросил
только, что готовит она тем, кто пленил ее. Им она обещает жестокую
расправу Совету братства - бесспорно Джонс понимает, что это и его коснется, ведь Калипсо рано
или поздно узнает, кто был автором ее пленения. Тем не менее он все равно
говорит: "Мое сердце
всегда будет принадлежать тебе".
Что же,
Калипсо действительно освобождают, но вредный Уилл Тернер
подсуетился и наябедничал ей,
что это Джонс предал ее когда-то. Лицо Калипсо исказилось от горя и боли... а
потом она выросла размером с мачту, аки Гулливер, и рассыпалась на тысячи
мелких крабов. Затем устроила шторм с грозой и огромный водоворот, под
стать Мальстрему, но не стала увлекать на дно ни пиратские корабли, ни корабли их
врагов, не встав ни на чью сторону.
В ее воронке эффектно сражались лишь "Черная Жемчужина" и "Летучий
Голландец" - своим водоворотом богиня как бы уровняла их
шансы. Джонс убил Уилла Тернера (опасно вмешиваться в ссору двух
влюбленных), произнеся вполне "призрачную" фразу:
"А, любовь - ужасный недостаток.
Но от него можно легко избавиться..."
(Примечание: в оригинале, на английском Дэйви Джонс говорит:
Ah love, a dreaded bond... yet
so easily severed Что в
переводе дословно значит: А,
любовь - страшные путы. Но их легко разорвать).
Тема
"пут" в фильме вообще прослежена очень грамотно и четко: Ангел, украшающий орган
в каюте Джонса, тоже прикован цепями к рулевому колесу и как бы рвется улететь
(в то время как на заднем плане мы видим сонм ангелов, свободно парящих в
воздухе). Тиа Дальма (она же Калипсо) не просто освобождается от человеческого
тела ("от уз плоти"), но и от канатов, которыми буквально закуклила ее команда
"Черной Жемчужины".
Короче, линия Дэйви Джонса повествует о мятущейся
страдающей Душе,
и это воплощено всеми возможными средствами.
В том числе и
музыкой, о которой уже говорилось при анализе второго фильма. Могу добавить, что
практически во всех фильмах про Призрака Оперы и в большинстве мюзиклов на тему
Призрака Оперы основная музыкальная тема Призрака либо вообще отсутствует, либо
мало выразительна. А в этом пиратском фильме у "около/призрачного" персонажа
главная тема просто-таки бьет все рекорды по выразительности и достигает уровня
экспрессии чуть ли не темы в мюзикле Уэббера!
Между
прочим, музыкальная тема Летучего Голландца и построена-то по законам темы
Призрака у Уэббера: органная увертюра и музыка музыкальной шкатулки (нежная и
грустная).
В конце концов Джонсово сердце проткнули коллективно Джек Воробей посредством
руки Уилла Тернера (который как следствие
этого вместо Джонса стал новым капитаном "Летучего Голландца").
Когда начинался шторм и
пошел дождь,
Джонс понял, кто это делает, прошептал имя Калипсо и подставил лицо дождю.
|
Джонсу пронзили сердце.
Но последние слова все равно были о НЕЙ...
Прямо, It 's over now, the Music of the...
|
Джонс обратил свои
глаза к небу и, прошептав:
"Калипсо...", упал в самое сердце водоворота. После этого
"Жемчужина" быстро оттуда выбралась, а "Голландец" утонул (хотя ему это было пофигу, ведь и он, и команда и
так были сверхъестественными и под водой все время
плавали, к тому же у них теперь был новый капитан). Шторм же прекратился и воронка исчезла.
Больше Калипсо в дела
героев никак не вмешивалась - очевидно, ей был нужен только Джонс,
которого она действительно любила и поняла это только став и пробыв столь долго
человеком. Надо также учесть, что в морскую пучину Джонс падал под
музыкальную тему "Калипсо" - тоже печальную мелодию с наличием женского голоса (эта
тема звучала, когда Калипсо освобождалась от уз плоти и закручивала шторм).
Его же основная музыкальная тема звучит на протяжении всего фильма несколько раз (в
органной и лирической аранжировках).
Джонс украсил не только
музыкальные шкатулки
изображением лица Калипсо,
но и на корме своего корабля вырезал ее облик.
Итог: во второй части пиратской саги были явные
"призрачные" намеки, которые задали отношение к персонажу; в третьей части - это
уже окончательное формирование личности и логическое завершение этой сюжетной
линии. И опять-таки, история Джонса окончилась так же несчастно-трагично,
как история Призрака Оперы. И эта трагическая история любви, со многими
элементами атрибутики истории Призрака, вызывает гораздо больше жалости и
сочувствия, нежели роман Уилла Тернера и Элизабет Суонн в этом фильме - типично
правильных , и поэтому несложных героев-любовников (типа Рауль и Кристина
;)).
P.S.: К слову сказать, фильм хотя и зрелищный и
интересный, все же четко следует духу аттракциона, который его породил, и на
котором автор данной статьи в свое время как-то прокатилась в Диснейлэнде.
Единственное, что поднимает этот фильм выше уровня простого
аттракциона и придает ему особую изюминку, так это: блистательный, смачный образ Джека
Воробья в прекрасном исполнении талантливого Джонни Деппа, и вот эта история трагической любви
удалого моряка, ставшего Морским Дьяволом, но оставшегося верным своей любви, и
морской богини, которую за переменчивый и бурный нрав заточили в человеческое
тело, и которая поняла все же, что такое любовь и страдания, да только уже
слишком поздно.
Это интересно:
Актер Билл Найи, сыгравший трагическую роль Дэйви Джонса - Летучего Голландца,
ранее уже сталкивался с "призрачной" темой.
В фильме "Призрак Оперы" , 1989г., (реж.
Дуайт Эйч. Литтл) с Робертом Инглундом в главной роли Найи выразительно сыграл
роль
Мартина Бартона - театрального менеджера.
Диана Квик, сыгравшая роль итальянской дивы Madame Bianchi
(Карлотты) в фильме "Призрак Оперы" 1983г., (реж. Роберт Марковиц) с
Максимилианом Шеллом в главной роли - известная английская актриса - является
женой актера Билла Найи. Вся их артистическая семья неплохо отметилась в
"призрачной" теме ;)))
2 июня 2007 г.
Автор статьи: Anastasia
|