Дороги
Эрика.
Индия.
Пенджаб.
(Erik. India. Punjab)
В романе Гастона Леру не
сказано, как долго Эрик пробыл в индийской провинции Пенджаб. Упомянуто только,
что искусство владения удавкой - "Пунджабской удавкой" - он приобрел именно там.
Эрик умел бросать её необычайно точно.
Провинция Пенджаб граничит
с северо-восточным Афганистаном, и Эрик, вероятно, посещал её в тот период, когда
секретные поручения шаха персидского посылали его в Афганистан, с которым Персия
в то время находилась в состоянии перманентной вражды.
Гастон Леру не
случайно выбрал этот район Индии для того, чтобы его необыкновенный во всех
отношениях герой набрался экзотических зловещих навыков.
Пенджабу в истории Индии издавна отводилась особая роль: эта территория,
находящаяся на стыке Южной Азии и Среднего Востока, в силу своего географического
положения постоянно подвергалась бесчисленным вторжениям и нашествиям.
Чужеземцы могли проникнуть в Индию только через этот северо-западный "угол"
страны, северную часть равнины великого Инда, образованную его притоками.
Поэтому люди, что жили здесь, были особенными, умеющими браться за оружие при
первой необходимости. К середине XV века Пенджаб
представлял собой бурлящий котел идей и религиозных учений, и в это время здесь
возникло новое религиозное учение - сикхизм.
В сикхизме появилось немало различных сект и направлений, в том числе наиболее,
вероятно, интересная секта - ниханги - при встрече с членами которой все
уступают дорогу. Видимо, именно у них Эрик многому научился.
В Европе
XIX века, да и начала XX
века, всё таинственное приходило с загадочного Востока - впрочем, как и сейчас,
когда экзотическая восточная эзотерика безотказно поражает воображение адептов в
Америке и Европе, ведь "чем меньше знаешь, тем больше можешь вообразить", и в
этом смысле с сектами сикхов мало какие могут сравниться. Как они были загадочны
во времена Леру, так остались таковыми по сию пору. Там не любят посвящать
посторонних в свои обычаи. Но то, что
известно о секте ниханги - очень любопытно.
О ней ходило много зловещих слухов. В какой степени они соответствовали истине,
трудно утверждать наверняка, но вот достоверные факты:
Название Пенджаб происходит
от персидского (персидский язык в 15 и 16 веке был в Индии
государственным) "пандж аб" - "пять рек" или "пятиречье".
Так называется область, по которой протекают пять великих притоков Инда: Джелам,
Чинаб, Рави, Биас и Сатледж. С севера и северо-востока возвышаются Гималаи, с
востока труднопроходимые хребты на границе с Пакистаном, на западе - раскаленная
пустыня Тар.
Старая
гравюра. Пещерный храм. |
Старая
гравюра. Пещерный храм. Фасад. |
Старая
гравюра. Пещерный храм. Внутреннее помещение. |
Фотография
конца 19 века. Храм Кайласа.
А так
выглядели женщины, которых Эрик видел в Пенджабе. |
|
Главная
святыня сикхов Пенджаба - "Золотой храм" в Амритсаре.
|
Внутренние помещения "Золотого
храма".
|
|
|
В храме хранится
священная книга сикхов - "Ади Грантх". Изо дня в день, из века в век её с
торжественными почестями выносят каждое утро и помещают на специальном ложе,
где она и находится в течение дня, овеваемая опахалами. Вечером её не менее торжественно
закрывают и уносят "на отдых".
Эту книгу - она также
называется "Книга-Гуру" или "Книга-Господин", - сикхи не читают сами так,
как христиане и иудеи Священное Писание, а приходят слушать её чтение в
храмы.
Ко всем именам
сикхов добавляется имя "Сингх" - "лев".
Священное число у сикхов - 5.
|
Подготовка
к обряду посвящения. |
Члены секты
ниханги. Они носят яркие сине-желтые одежды. И оружие... много оружия. |
В священных
водах озера Саровара совершаются ритуальные омовения.. |
Итак, секта ниханги.
Именно её в 19-м веке упорно называли
"сектой душителей".
А вот что написано о ней в
современной, заметьте, Энциклопедии:
"К представителям секты ниханги
относятся с особым почтением и осторожностью, боясь возразить им или допустить
какую-нибудь оплошность: за это легко поплатиться жизнью.
Это самые воинственные
сикхи, не боящиеся смерти, не боящиеся убивать, увешанные с ног до головы
холодным оружием. На их высоких тюрбанах надеты чакры - металлические кольца с
краями, острыми как бритва. Если чакру раскрутить на двух пальцах и метко
бросить, то она легко может срезать голову.
Ниханги не имеют семьи
и дома, и не должны работать. Они путешествуют по Пенджабу подобно цыганам. Им
не нужны деньги, т.к. всё необходимое ниханги получают бесплатно от людей,
которые уважают их и боятся им отказать".
Ещё
"секте душителей" приписывалась связь с одним из самых зловещих культов в
индуизме, считалось, что именно члены этой секты обеспечивали поставку жертв для
жертвоприношений кровавой богине Кали.
Следует
учесть, что пантеон индуизма необычайно обширен и сложен. В 19-м веке в одну
массу, не слишком вникая в тонкости, сплавляли и сикхов и тантризм, причем всех
4-х основных типов, не глядя на то, что только приверженцы "тантры левой руки"
сохраняют в своей практике признаки древнего тантрического культа и используют в
своих обрядах жертвоприношения и сексуально-магические практики.
Тем не менее, упоминания о секте душителей часто связывались в Европе с "Черной
Богиней", с Кали.
Кали имеет двойственные отношения с миром. С одной стороны она разрушает демонов
и таким образом приносит порядок. Однако она также служит выражением сил,
которые угрожают порядку и стабильности своей жаждой и опьяненностью кровью и
последующим всеразрушающим бешенством. Кали - одно из хтонических вампирических
индуистских божеств.
В тантрическом индуизме она стала доминирующим божеством как исходная форма
вещей и источник всего сущего. Её звали Созидательницей, Защитницей и
Разрушительницей.
Интересно, что у цыган
также имеется свой культ или суеверие (как кому угодно), связанный с Черной
Богиней Кали. Это особенно любопытно, если вспомнить, что Эрик тесно общался с
цыганами и многому, естественно, у них научился.
Скорее всего, он уже и раньше так или иначе был осведомлен о цыганской Сэре -
Черной Богине, и знал связанные с ней предания и особенности культа.
Понятно тогда, что,
очутившись в Пенджабе, он заинтересовался истоками - самим культом Кали, хотя,
скорее всего, из чисто прагматических соображений.
В свете этого также
объяснимо, почему ему удалось каким-то образом ближе познакомиться с "сектой
душителей" - как мы знаем и сейчас ревниво оберегающих свою замкнутую структуру,
не допускающих непосвященных и просто без лишних сомнений устраняющих
любопытствующих - и что-то перенять у них. Это было возможно в одном
единственном случае - если Эрик выдал себя за одного из посвященных в
таинства. Возможно, за одного из последователей культа в среде персидских цыган.
Это лишь моё предположение, но оно даёт непротиворечивое объяснение.
В среде цыган, вышедших
из кочевых племен севера и северо-востока Индии и постепенно распространившихся
по Европе, богиня Кали сохранилась как Сэра - Черная Богиня.
Однако произошло
интересное смешение с французским христианским апокрифическим мифом.
Согласно этой истории, три Марии Нового Завета путешествовали по Франции, где их
встретила цыганка Сэра. Они окрестили Сэру и проповедовали Евангелие цыганскому
народу.
Ежегодно 24 - 25 мая в честь этих событий цыгане отмечают свой цыганский
праздник в маленькой французской деревушке Сент-Мари-де-ла-Мер, где, как они
верят, и произошли эти события.
Статуя Сэры была помещена в склепе церкви, где цыгане проводят свои ежегодные
бдения.
Упоминания о "душителях" встречаются в 1880
- 90-х годах 19-го века и в России.
Поклонение богине Кали в её
храме. Пенджаб.
4 января 2006 г.
Автор:
Mary
Источники информации:
Сайты туристических агентств Индии,
Большая Энциклопедия. Книгоиздательское товарищество
"Просвещение", С.-Петербург, 1896 г. и Библиографический Институт (Мейер) в
Лейпциге и Вене. 1896 г.,
Albert Racinet. "Histoire du Costume". 1888 г.,
Paris., переиздание 1995 г. Booking
International Paris.,
Культы древних богов. 1994 г. Visible Ink. Press, A Division
of International Thomson Publishing Inc.,
Энциклопедия Религии Мира. 1996 г. Т.6. ч. 1.
Некоторые
фотографии взяты из семейного архива автора сайта Mary.
Убедительная просьба не воспроизводить их без разрешения автора и ссылки на
данный сайт.
Some photos are taken from family archives of author of the
site - Mary. Please don't copy and place them on the web without permission or
links to this site.
|