Дороги
Эрика.
Персия. Мазандеран.
(Erik. Persia. Mazanderan)
Думаю, я не ошибусь,
утверждая, что из всех путешествий Эрика, персидский период его жизни - наиболее
значительный и деятельный в плане его самореализации и воплощения в жизнь его
творческих проектов.
В Персии Эрик
спроектировал и построил дворец, полностью руководив его постройкой и внутренней
отделкой.
В Персии Эрик находился при дворе шах-ин-шаха и, по определению дароги, "делал
погоду", то есть реально влиял на политику, причём здесь он хотя и был во многом
"мастермайндом" - теневым советником, - но всё же выступал как реальная фигура
политической жизни и под своим именем.
Поэтому я считаю
необходимым уделить этому периоду его жизни большое внимание и постараться
показать как можно более широкую панораму жизни на Востоке и её разнообразных
реалий, чтобы наглядно представить себе всё, что окружало Эрика в то время.
Небольшой экскурс в
историю Персии.
В середине и в начале второй половины
XIX века - в тот период, когда Эрик мог там пребывать
- Персия имела меньше контактов с Западом чем, например, Турция, и была более
однородна в смысле этнического состава населения. На Западе она считалась менее
"развитой" страной.
Население: преобладающее большинство собственно персы - оседлые коренные жители,
немного турки, азербайджанцы, таджики, курды, арабы, белуджи и цыгане (очень
малочисленные).
Религия: ислам, господствующее направление исповедания - ислам шиитского толка.
В Персии говорят на языке "фарси".
Шах-ин-шаха,
призвавшего Эрика на свою службу, звали Наср-эд-Дин. Он взошёл на престол после
смерти своего отца в сентябре 1848 года в возрасте 16 лет и царствовал почти 50
лет - до 1896 года, когда был убит одним фанатиком, после чего шахом был
провозглашён его второй сын.
После того, как Персия заняла Герат, Англия объявила Персии войну и принудила её
по мирному договору 1857 г. обещать, что во всех столкновениях с Гератом и
Афганистаном Персия не будет объявлять войну без согласия Англии. Естественным
последствием этого стало обращение взоров шаха к Франции. После 1858 года в
Персию стали приглашать французских, как мы бы сейчас сказали, "специалистов".
Например, в тегеранском "шахском" колледже - единственном учебном заведении в
Персии, где в то время (и до конца 19-го века) можно было получить европейское
образование - приезжали преподавать офицеры и преподаватели из Франции.
С той поры в Персии высшие слои общества традиционно изучают французский язык.
В 1873 году шах предпринял путешествие в Европу (неслыханное событие по тем
временам).
Персия имела обширные торговые связи с Россией. Многие персидские торговцы по
нескольку лет жили в Нижнем Новгороде, где проводилась крупнейшая торговая
ярмарка - нижегородская "макарьевская".
Вся страна представляет
собой лишенное стоков нагорье, окруженное со всех сторон краевыми горами.
Столица - Тегеран. К северу от Тегерана его отгораживает от Каспийского
моря хребет Эльбурс,
за которым расположена провинция
Мазандеран. Эрик
периодически пересекал хребет Эльбурс туда и обратно, надзирая за строительством
своего дворца в Мазандеране. Подножия склонов хребта Эльбурс отличаются
плодородной почвой и пышной растительностью.
Хребет
Эльбурс. Горная дорога. Современная фотография.
|
Хребет
Эльбурс. Современная фотография. |
Окрестности
Мазандерана. Современная фотография. |
|
Окрестности
Мазандерана.
Современная фотография. |
Панорама
Мазандерана. Современная фотография.
А так это
выглядело в конце 19-го века. Старая фотография из семейного архива автора
сайта. |
|
Конский
базар. Старая фотография из семейного архива автора сайта. |
Мечеть
Имам-Задэ-Шах Гуссейна. Персия. Фотография конца XIX
века.
Внутри
мечети. |
Фотография
1895 г. Мавзолей Гур-Эмир внутри.
Самарканд. |
Мавзолей
Гур-Эмир. Начало XIV в.
Самарканд. Современное фото. |
Медресе
Шир-Дор. Фотография конца XIX
века.
Самарканд. |
Мечеть и
усыпальница имама ал-Хусейна в Кербеле. Ирак. |
Намаз. Снимок
1870 г.
Так строились мечети и
дворцы. Мастера украшали стены орнаментом. |
|
Так и кажется, что
сейчас из темного портала выйдет Эрик, проверяющий ход строительных работ...
Основным строительным
материалом Средней Азии был сырцовый кирпич. Архитекторы закрывали кирпичную
поверхность зданий мрамором, стукко и прежде всего изразцовой облицовкой,
состоявшей из прямоугольных поливных изразцов, плотно прилегающих друг к
другу. Их великолепный узор становился ещё богаче и эффектней благодаря
тому, что каждый изразец представлял собой стандартную единицу декора,
который мог занимать огромное пространство, ограничиваемое лишь пределами
здания.
Характер декора
диктуется Кораном, запрещавшим воспроизведение антропоморфных и зооморфных
мотивов.
|
Я
думаю, что Эрик сам проектировал также и рисунок изразцов для отделки.
Кроме наружной облицовки народы Азии по
древней традиции отделывали сверкающими керамическими изразцами не только
наружные стены, но и помещения внутри. В этих случаях использовались крупные
поливные изразцы.
Облицовочные
изразцы делались всех размеров и использовались даже для украшения мебели.
Характер декора был очень разнообразен. Принцип этой орнаментики - в четких
линиях и выразительном колорите, без признаков рельефности или резьбы. |
|
|
Напоминает
подземелье Оперы, не правда ли? Колонны, вырастающие из воды, отражения и
миражи... |
Это
водохранилище - запасы воды хранились таким образом в подвальных помещениях
персидской крепости. Современные фотографии из семейного архива
автора. |
Мазандеран. Витраж.
Современная фотография. |
Знаменитые
персидские ковры с широким цветочным бордюром. Конечно, Эрик на таких
сиживал. И во дворце, и у дароги, да и у себя дома, наверное. |
Так
называемые "персидские" ткани, издавна любимые на Западе, вызвали в
XVIII веке сенсационный спрос в Европе. В
XIX они также сохраняли популярность. Эта ткань
демонстрирует интересное смыкание персидского декора и влияния
индийских мотивов. Цветочный орнамент включает изображение птиц и животных. |
Но Эрик жил среди людей. На улицах,
базарах, в караван-сараях, которые встречались на каждом шагу, во дворце шаха
его окружали люди. Вот как они выглядели:
Вот что написано о
персах в Энциклопедии конца XIX века:
"Собственно персы обыкновенно
среднего роста, отличные ходоки, голова и лицо у них кавказского типа, нос с
горбиной, рот чувственный; густые и черные волосы они стригут на макушке и на
затылке, бороду отпускают.
В национальной одежде мужчин характерен головной убор - конусовидная шапка до
полуметра высотой из черного войлока или овечьей шкуры.
За свой живой характер персы получили кличку азиатских французов; они
общительны, ловки, много веса придают внешнему лоску и более восприимчивы к
высшему образованию, чем турки.
В то же время они коварны, скупы, мстительны".
Персидская девушка. |
Женщины, приготовившиеся к
трапезе. Нет ни столов, ни кувертов - тарелки расставлены на салфетках на
ковре. |
Персидская девушка. |
"Положение женщин в Персии весьма
различное. В низших слоях они живут более открыто, появляясь на улицах даже без
покрывала; женщины высших слоёв живут более замкнуто, в строгой изолированности
от мужчин, занимаясь ведением хозяйства и воспитанием детей". (Из
Энциклопедии).
(На двух верхних рисунках изображены женщины, находящиеся в
услужении в богатых домах: они варят кофе, готовят кальян, услаждают своими
танцами; на нижнем - женщины
из высших сословий)
31 декабря 2005
г.
Автор:
Mary
Источники информации:
Сайты туристических агентств Ирана,
Большая Энциклопедия. Книгоиздательское товарищество
"Просвещение", С.-Петербург, 1896 г. и Библиографический Институт (Мейер) в
Лейпциге и Вене. 1896 г.,
"Орнамент всех времен и стилей". Альбомы на
основе издания А.Ш. Расине 1873 - 1876 гг.
Albert Racinet. "Histoire du Costume". 1888 г.,
Paris., переиздание 1995 г. Booking
International Paris.
Некоторые
фотографии взяты из семейного архива автора сайта Mary.
Убедительная просьба не воспроизводить их без разрешения автора и ссылки на
данный сайт.
Some photos are taken from family archives of author of the
site - Mary. Please don't copy and place them on the web without permission or
links to this site.
|