Дороги
Эрика.
Эрик. Дворец
миражей.
(Erik. Musee Grevin - Palace of the Mirrors)
"Скажите,
правда же, забавный дом? Где ещё можно увидеть такие пейзажи?" - "Да, как будто
ты в музее Гревэна!.. Вы сами сделали эту комнату, Эрик? Это очень красиво! Нет,
решительно вы большой художник, Эрик!" - "Да, большой художник - в своем роде".
Гастон Леру.
"Призрак Оперы".
Музей Гревэн расположен в Пассаже
Жуффруа.
Этот Пассаж сразу стал пользоваться большим успехом,
потому что он был первым отапливаемым пассажем столицы.
Сбегая с холодных улиц, прохожие останавливались
над теплыми отдушинами, от которых их было почти невозможно оторвать.
Афиша музея Гревэн 19 века.
Слоган музея с 1883 года:
"Чтобы быть знаменитым, ты должен быть здесь".
Здание удачно сочетает стиль
Людовика XIV и венецианского рококо, в отделке
использован мрамор и розовое дерево, лестница архитектора Рива ( Rives)
впечатляет, а зал с трансформирующимися колоннами и сводами довершает
фантастическое впечатление. |
|
Идея создания музея возникла у журналиста (и директора газеты "Голуа") Артюра Мейера (Arthur Meyer) в
1881 году как воплощение своеобразной "подвижной газеты". Он хотел
показывать известных современников "в 3-х измерениях". Для того времени, с
отсутствием кино, телевидения и проч., идея была перспективной.
Музей был построен архитектором Эженом Эно-Пельтри (Eugène Emile Esnault-Pelterie) .
Официальное торжественное открытие состоялось 5 июня 1882 года в Париже на
бульваре Монмартр, 10.
Воплощение идей Мейер доверил художнику-карикатуристу Альфреду Гревэну,
который стал автором восковых портретов знаменитостей.
Музей сразу приобрел популярность у парижан. Реалистичность имитации
поражала воображение посетителей музея.
Финансист Gabriel Thomas (Габриель Тома) являлся владельцем музея, с 1883 года музей
пестовали 4 поколения семьи Тома, в настоящее время по их стопам шествует
Bernard-Gabriel Thomas (Бернар-Габриель Тома). Этот музей - первый частный музей во Франции.
В 1900 году Эжен Энар (Eugene
Henard) построил для парижской Всемирной выставки Дворец миражей
- Palais des Mirages - (Зал зеркал -
Hall of Mirrors), и в 1908 году он вошёл в
комплекс музея Гревэн, также как и Театр Гревэн. |
|
|
Собственно, это
музей восковых фигур, наподобие музея мадам Тюссо. (Первые восковые фигуры
появились в Париже в конце 18 века). В воске запечатлены различные
исторические личности, политические деятели, знаменитости из мира искусств,
звезды эстрады и спорта.
Кроме отдельных фигур в музее
развернуты целые диорамы, воссоздающие исторические события.
Зачастую в этих сценках использованы подлинные предметы обстановки,
принимавшие, так сказать, действительное участие в тех самых событиях. Так,
например, в сцене, изображающей убийство Марата роялисткой Шарлоттой Кордэ -
как известно, Марат был убит в ванне - его восковая фигура сидит в той самой
ванной, в которой он и был убит.
Театр музея Гревэн имеет свою
неподражаемую атмосферу. На занавесе изображены персонажи комедии Дель Арте,
над сценой размещена аллегорическая скульптурная группа работы Антуана
Бурделя.
В театре организуются различные магические шоу для детей, проводятся
выступления различных драматических трупп, особенно интересны представления
мимов. |
Дворец миражей
- Palais des Mirages (Зал зеркал -
Hall of Mirrors). Во Дворце миражей
эффекты построены на использовании огромного числа зеркал, повернутых под
разными углами и создающими многократные отражения в отражениях. Войдя
внутрь, вы словно оказываетесь в фантастическом гигантском калейдоскопе,
немыслимые комбинации огней и зеркал создают бесконечное меняющееся
пространство.
Главную роль
играет звук и световые эффекты: мерцание и пульсация света, вспыхивающие
огни, а также воспроизведение разнообразных звуков - голоса джунглей, с
криками животных и голосами птиц, шелест листвы и журчание бегущей воды.
|
|
|
|
|
|
450 восковых кукол музея
Гревэн искусно изготовлены и одеты. Пьеро, маленький вундеркинд из
Зальцбурга - Моцарт - услаждающий своей игрой августейшую чету, и головы
знаменитостей, ожидающие примерки своих телес.
|
Итак, Эрик ещё не
мог бы позаимствовать идею, но Леру-то хорошо знал этот музей, подсказавший ему
описание одного из изобретений Эрика - зеркальную камеру пыток. Таким образом,
пальма первенства - за Эриком. ;)
Впрочем, зеркальные
миражи не дают успокоиться творческим натурам.
В мае 2005 года в
лондонском музее Виктории и Альберта (Victoria & Albert
Museum) проходила выставка под названием "Forest
without leaves" (Лес без листьев).
Это был проект-инсталляция художника Аббаса Кьярастами (Abbas
Kiarastami), и она представляла собой зеркальную камеру с зеркальным
потолком, в которой были расставлены стволы деревьев приятного зеленовато-серого
цвета. Тихо звучали шум ветра в листве и голоса птиц. Свет был рассеянный,
призрачный.
Должна сказать, что через несколько минут нахождения в этом пространстве
начинаешь утрачивать реальное восприятие окружающего, а ведь там не было
ослепительного света и нарастающей жары.
Американский
писатель-фантаст Рэй Бредбери в предисловии к книге Филиппа Райли
"Making of The Phantom of the Opera"
написал, что идея его рассказа "Вельд", в которой в доме будущего имеется чудо
технологий - комната-детская со стенами, создающими объемные и даже
голографические изображения по программе, - пришла ему в голову под впечатлением
зеркальной камеры пыток Эрика.
В рассказе дети перепрограммировали комнату, и виртуальные львы, созданные "зеркальными"
стенами, сожрали их родителей.
28 декабря 2005
г.
Автор:
Mary
Источники информации:
"Париж. Иллюстрированная энциклопедия". Larousse de Paris,
Paris 2004.
Путеводитель по Парижу и
личные впечатления автора.
|