He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

Дороги Эрика.

Эрик. Афганистан.
(Erik. Afghanistan)


Афганистан в череде приключений и деяний Эрика на Востоке был упомянут Гастоном Леру практически вскользь. Ему Леру даже абзаца не выделил, да что там абзаца - даже цельной фразы. Только часть сложносочиненного предложения:

"Он совершил немало страшных преступлений, так как не ведал понятий добра и зла; он был замешан в нескольких  громких политических убийствах, так же хладнокровно, с такой же дьявольской изобретательностью, как он умертвил эмира Афганистана, воевавшего с Империей".

И всё, конец цитаты. Собственно, к Афганистану относится лишь навешенное автором на Эрика убийство некоего эмира, воевавшего с некоей Империей. А в то же время под этим мимоходом брошенным упоминанием политического убийства в Афганистане мне видится очень интересная и непростая ситуация, ничем не уступающая по ёмкости события и неожиданным выводам турецкому, к примеру, периоду приключений Эрика. Дело в том, что Гастон Леру напустил тут туману неспроста. Ситуация и впрямь в Афганистане была запутанная. Поэтому журналист Леру безнаказанно мог запустить рыбку в мутную воду, а потом сделать вид, что выудил её.

Главная расплывчатость в том, что в Афганистане в тот период ещё не было одного признанного эмира. Вернее, там было несколько активно независимых шахов (или ханов, как их именуют разные историки). Такова исторически сложившаяся особенность государственного устройства и управления Афганистана. В начале XIX века империя Дуррани - символ наивысшего могущества Афганистана, расцвета его политических успехов в XVIII веке - распалась на части (Кабульское, Гератское, Кандагарское и Пешаварское ханства).

Краткая историческая справка:

* Афганистан (Дрангиана и Ариана в древности), Урлайат ("коренная страна") туземцев, северо-восточная область Ирана между Индией и Персией;
* Население принадлежит к большой иранской группе народов и слагается из ряда различных племен, связанных воедино религией и политическими событиями XVIII столетия, племенной строй определяет организацию общества и поныне;
* Народ делится на племена с шахом  (ханом) во главе, племена на роды, а последние на "отделы", во главе которых стоят старейшины. Межплеменные проблемы улаживаются собранием старейшин племен (и в то же время судей), оно носит название лойе-джирга и стоит выше шаха (хана);
* Религия: ислам, господствующее направление исповедания - ислам суннитского толка.
* Язык: "пашту" (по английскому правописанию Pushto или Pushtu), самостоятельный, принадлежащий по флексическим законам и богатству слов как к иранской, так и к индийской группам арийских языков; его можно рассматривать как иранский язык, который подвергся сильному влиянию Индии. Распадается на различные диалекты, шрифт является некоторым видоизменением арабского алфавита, литература по духу проникнута исламом, по форме вполне следует персидским образцам.

Немного иллюстративного материала, чтобы представить воочию, что такое эта страна, что могли видеть глаза Ангела Музыки, а затем уже немного истории и моих рассуждений о том, каковы могли быть особенности миссии Эрика в Афганистане.

Гиндукуш. Перевал Сульфикар, через который можно было из Персии попасть в Герат, северо-западную провинцию Афганистана.

* Афганистан представляет собой покатую к ю.-з. и с. горную страну с массивами Гиндукуша на северо-западе. Вершины его достигают 7740 м. Красота необычайная: цепь из пяти озер Банд-и-Амир, они расположены на высоте 3 000 м и соединены каскадами водопадов, замерзающих зимой. Через перевалы передвигались верхом на лошадях. Надеюсь, Эрик завернул к водопадам и оценил красоту природы.

Весна в предгорьях Гиндукуша.

 

Климат  Афганистана преимущественно сухой, дождей выпадает мало; средняя температура в горах ниже, чем в соседней Индии; в северных горах господствует зима со снежными бурями, в глубоких долинах летом до 50 градусов жары в тени и очень пыльно.

Весна.

Караван. Старое фото.

Караванщик.

Кочевники из номады.

* * Восточный философ на базаре.

Караван.

Сами афганцы называют себя "паштанэ" (русские произносят пуштуны); преобладающим из многочисленных племен является дурани, населяющее в основном Кандагар и Герат, также многочисленны были в XIX веке гильзаи и кочующие номады назир. Из не афганских народностей самая значительная таджики. Таджики коренные обитатели страны, живут по всей стране, но больше на западе, ревностные сунниты, занимаются оседлым земледелием, в городах занимаются ремеслами. Напротив, кизилбаши, живущие в городах в качестве купцов, врачей, писцов - шииты, из них традиционно состоит интеллигенция страны. Индусы по всей стране занимают места банкиров и крупных торговцев. В труднодоступных гористых областях Гиндукуша живут народы монгольского типа - племя Хазара (хазарейцы), на юго-востоке живут белуджи.
Главные занятия жителей земледелие и скотоводство (в основном овцеводство), но также коневодство и разведение двугорбых и одногорбых верблюдов повсеместно.
 

Ремесленник-чеканщик в Кабуле. Среди ремесел в основном распространены чеканка по металлу, изделия из кожи и ковроткачество.
 

Афганские женщины. Как ни странно, но в то время паранджа, например, не была так строго обязательна, как при талибах.
 

Старейшины - мушири или спинзехрэ (белобородые) - в Афганистане пользуются непререкаемым авторитетом.
 

Гробница. Старое фото.

Афганские мечети красочны, отделаны как и в Персии изразцами, но с характерным сочетанием голубого и лимонного цветов.
 

Муфтий.

* Афганский дервиш.

Котел для приношений, установленный перед мечетью Мазар-и-Шариф. В него полагается складывать пищу и напитки в конце дня в месяц Рамадан.


А теперь немного истории:

Географическое положение Афганистана определяет его  значение как стратегически важного  района Азии, и всегда делало его центром политических устремлений и интриг. С одной стороны своё влияние на него стремилась распространять Персия, с другой Британская Империя считала Афганистан зоной своих интересов, стараясь присоединить Афганистан к Пенджабу и всей колониальной Индии. Англо-афганская война 1839 - 1841 года показала, что Афганистан крепкий орешек, англичане с позором, практически полностью  потеряв 6 000-ую  армию, вернулись в Индию. При этом беспрестанно соперничающие шахи разных афганских провинций постоянно обращались к англичанам за поддержкой друг против друга.
В 1856 году персидский шах Наср-Эд-Дин (на службе которого и состоял Эрик) занял провинцию Герат, из-за чего немедленно вошел в столкновение с Британской Империей, которая объявила войну Персии и принудила её по мирному договору 1857 г. пообещать, что при всех столкновениях с Гератом или Афганистаном Персия не будет объявлять войны без согласия Англии.
После неудачи в войне Британская Империя действовала через советников, входивших в доверие к племенам и шахам (на манер Лоуренса Аравийского). Единый эмир был провозглашен в Кабуле и признан Англией как наследственный монарх в потомстве Дост Магомеда только в 1862 году. Однако эта монархия являлась только главенством над военной аристократией, управляющей отдельными, между собой почти ничем не связанными провинциями и областями.

Особенности национальной охоты:

* Каждое племя является полновластным хозяином на своей территории, за прохождение её взимает плату  и выдаёт разрешение, иначе миновать территорию племени целым и невредимым не удастся;
* Иностранцам особенно. Вообще без знания языка и обычаев там не обойтись. Для пребывания на территории племени надо внятно обосновать свои интересы.


Так возникает вопрос: какого же эмира убил "хладнокровно и с дьявольской изобретательностью" Эрик?

Логичнее предположить, что это был шах Герата, но почему Леру написал, что тот воевал "против Империи"? Персия в том веке империей не называлась и ею не была, на империю она никак не тянула. Империей была Британия. Так не имел ли в виду французский журналист Леру, что шах Герата воевал против Британской Империи?
Тогда интересная получается ситуация. Пожалуй, убийство шаха Герата больше устраивало англичан, они получали возможность продвинуть своего ставленника и к тому же имели подкрепление формального повода объявить Персии войну.
Для Персии же это было чревато последствиями, что и подтвердилось. Так неужели же хладнокровный Эрик, который
"делал погоду  при дворе шах-ин-шаха персидского"
, не просчитал такого расклада?
Не оказалось ли это политическое убийство элементом двойной игры Эрика? И именно за такую игру, а не за постройку Мазандеранского дворца, он был приговорен к смерти?
Или наоборот, не попытались ли таким образом вывести из игры опасного "теневого советника" шаха персидского ушлые англичане, подбросив компромат на него?
Конечно, возможно Леру не слишком старался вникнуть в непростые исторические реалии Афганистана и надеялся, что такие тонкости более чем пятидесятилетней давности для читателей не важны.
А может, всё же, он специально подкинул неоднозначные намёки на англичан? Ведь Леру был большой любитель розыгрышей и француз.

В любом случае меня крайне занимает, как Эрику удалось проникнуть в воинственное афганское племя и втереться к гератскому шаху настолько, чтобы убить его. Поистине, для этого требовалась дьявольская изобретательность. И ещё большая, чтобы унести ноги. Припомните, как непросто в наше время со всеми спецслужбами, мощными и оснащенными стратегическими наработками, ликвидировать Басаева или Бен Ладена.
В каком качестве появился у недоверчивых афганцев Эрик? Как представитель шах-ин-шаха? Как афганский дервиш или, чем черт не шутит, английский советник? Есть у меня несколько вариантов, равно как и восхищение изобретательностью и бесстрашием Эрика.
Жаль, что Леру не написал об этом эпизоде из жизни Эрика подробнее. Вот это был бы роман в жанре авантюрно-исторического экшена...

Может, кто-нибудь возьмется, а? ;)))


Крепость начала XVIII века времен Ахмед-шаха из рода Дурани.

Дворец одного из придворных одного из шахов в Кандагаре.


Вот что написано об афганцах в Энциклопедии конца XIX века:
"Афганцы крупны и статны, имеют длинные черные волосы; цвет кожи большею часть бледный, иногда темноватый.  Афганец вынослив и непуглив, воин по природе, храбр при нападении, но при неудаче легко теряет бодрость; коварен, недоверчив и ненасытен в мести.
Многоженство санкционировано Кораном, но  женщина здесь находится в большем уважении, нежели в западных областях господства магометанской религии.
Дома обыкновенно строятся из кирпича, одноэтажные с плоской крышей, внутри без столов и стульев. Кочующие племена устраивают шатры, дно которых устилается толстым войлоком или шерстяными покрывалами."

(На верхнем рисунке изображены афганцы в различно повязанных тюрбанах; на нижнем - два дервиша и духовное лицо)


* Старинная афганская игра - козлодрание. Две команды игроков на конях вырывают друг у друга тушу козла. Поло по-афгански.

* Торговец на улице Кабула в тюрбане, традиционной длинной рубахе - галабее и жилетке..

 

 

29 марта 2006 г.


Автор: Mary

Источники информации:

Большая Энциклопедия. Книгоиздательское товарищество "Просвещение", С.-Петербург, 1896 г. и Библиографический Институт (Мейер) в Лейпциге и Вене. 1896 г.,
Васильев Л.С. "История Востока". 2 т. Москва. 1993.
Albert Racinet. "Histoire du Costume". 1888 г., Paris., переиздание 1995 г. Booking International Paris.
Фотографии, помеченные знаком (*), являются авторскими фото Roland Michaud.

Некоторые фотографии взяты из семейного архива автора сайта Mary. Убедительная просьба не воспроизводить их без разрешения автора и ссылки на данный сайт.
Some photos are taken from family archives of author of the site - Mary. Please don't copy and place them on the web without permission or links to this site.


Дороги
Эрика

Эрик
Ангел Музыки

Творец
Призрака

Роман
Леру

Grand
Opera'

Grand Opera'
1882

Продолжатели