He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

 

Роман Терри Пратчетта "Маскарад".
Рецензия
Helen.

 

 

« Но это …это просто безумие!» -   «Это опера».

Терри Пратчетт

 

 

 

Роман Терри Пратчетта «Маскарад», вероятно, самый необычный фанфик, посвящённый Призраку оперы, хотя бы потому, что он, в отличие от большинства фанфиков, не сохраняет преемственности с оригиналом ни в отношении сюжета, ни в отношении героев. И, тем не менее, в основе «Маскарада» лежат те же проблемы, что и в основе «Призрака Оперы».

Поистине главным действующим лицом романа является Опера: это и место действия персонажей, и причина этих действий и условие, при котором эти действия становятся возможными. «Империя иллюзий» Пратчетта – это не только загадочный лабиринт коридоров, помещений, подвалов и технических приспособлений, это, прежде всего, особый взгляд на мир – «оперовоззрение». Этот взгляд иррационален, а зачастую абсурден, он пропитан суевериями и приметами, он возник из самих сюжетов опер, лишённых «всякого здравого смысла», и в основе его лежит страх быстротечного времени, которое лишает прекрасного голоса и лёгкости движений. И, конечно же, надо всем этим царит непреложный закон – «шоу должно продолжаться». Только в опере, где люди готовы поверит «чему угодно» возможно появление Призрака, ведь «верить - значит видеть».

Пратчетт, сталкиваясь с одной из самых сложных проблем романа-первоисточника, с проблемой совместимости «гения и злодейства», поступает весьма оригинально – в «Маскараде» по меньшей мере три персонажа-призрака, каждый из которых наделён определёнными чертами героя Леру. Этот приём позволяет автору разделить убийцу и творца, распределив эти роли между разными персонажами. Убийца в его романе - Зальцелла, главный режиссёр Оперы, который воспринял такие черты Призрака, как ум, «чёрное» чувство юмора, любовь к музыке и неприятие оперного жанра, цинизм. Причиной его падения Пратчетт называет неспособность отличить добро от зла, что не способна излечить даже магия: «Всё так запутано. Вряд ли я могу что-то исправить. Бедная душа…» Творцом является Уолтер Плюм, слабоумный паренёк, страдающий раздвоением личности, одной из этих личностей и является Призрак, который опекает театр и сочиняет оперы, которые, впрочем, больше похожи на мюзиклы. В конце произведения Пратчетт сталкивает эти две противостоящие «сущности»: Зальцелла, воплощающий тёмную сторону Эрика Леру, умирает, Уолтер – излечивается.

Агнесса – третий персонаж, которого в романе называют призраком, правда на сей раз речь идёт о сценическом термине: обладая потрясающим голосом, Агнесса не может петь на сцене из-за своей внешности, поэтому она является  «голосом» Кристины, которая, напротив, прекрасно держится на сцене, но петь не умеет вовсе, «вместе они составляют настоящую примадонну». Агнессу с героем романа-первоисточника объединяет невозможность показать свой талант, и та ситуация, когда даже исключительное дарование не способно пересилить  стереотипы мышления: «люди легко мирятся с большой ложью, но давятся крохотной выдумкой».

Но, несмотря на очевидные различия этих трёх персонажей, есть то, что их объединяет – каждый из них по-своему находится за рамками общества: Зальцелла из-за своего «неоперного» взгляда на жизнь, Агнесса из-за своей внешности, Уолтер из-за своих «странностей». Каждый их этих персонажей раздвоен, у каждого есть своя маска или второе лицо. У Агнессы это Пердита Икс, её «второе я», которая может делать всё то, чего никогда не осмелилась бы сделать сама Агнесса: «Пердита плевать хотела на правила. Пердита всегда добивалась своего. Пердита могла носить всё, что пожелает. И она никогда, никогда не была хорошей девочкой». У Уолтера это Призрак - элегантный мужчина с «текучими движениями танцора», умный и ловкий – полная противоположность самому Уолтеру. Противоположностью же Зальцеллы, всегда собранного, расчётливого, спокойного и уверенного в себе, становится его собственный Призрак, одержимый манией разрушения Оперы и убийств, но не сумевший даже умереть не по оперным законам. Маски у Пратчетта скрывают «только то лицо, что снаружи», и являют истинный облик персонажа.

Из трёх призраков только Агнесса сохраняет обе стороны своей личности, которые сливаются воедино, и только ей предоставлено право выбора. Возможно потому, что как ведьма она умеет не только смотреть, но и видеть…

Нельзя не упомянуть отдельно об особом пратчеттовском юморе. Он очень удачно обыгрывает как названия известных мюзиклов и опер, так и запутанные перипетии оперных сюжетов: может быть в Плоском мире и нет таких опер как «Лоэнгрин», «Кольцо Нибелунгов», «Травиата», «Летучий голландец» и таких мюзиклов, как «Отверженные», «Парни и девушки», «Семь невест для семерых братьев», зато в этом мире есть не менее замечательные произведения – «Лоэнлебедь», «Кольцо Бабалунгов», «Тривиата», «Летучий кот», «Отвороженные», «Парни и тролли», «Семь гномов для семерых гномов»… Не говоря уже о том, что все произведения Пратчетта и, конечно же, «Маскарад», полны замечательными тонкими житейскими наблюдениями, которые не просто смешны, но и удивительно точно отражают жизнь вокруг нас.

Автор рецензии: © Helen. 

 
 


На страницу
Продолжатели Леру.